Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» сформулированы основные принципы соци­ального обслуживания инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государ­ственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслу­живания на индивидуальные потребности инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслу­живании и др. (ст. 3 Закона) [4, c. 25].

Социальные услуги предоставляются всем инвалидам независимо от пола, расы, национальнос­ти, языка, происхождения, имущественного и должностного по­ложения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обсто­ятельств (ст. 4 Закона) [4, c. 32].

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия лю­дей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому (включая социально-меди­цинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях соци­ального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социально­го обслуживания; срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспече­ние одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление вре­менного жилья и т.п.); социально-консультационная помощь [11, c. 17].

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень га­рантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

  1. одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и ин­валидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного ми­нимума;

  2. гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного мини­мума;

  3. пожилым людям и инвалидам, пропаивающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.


Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100—150% прожиточного минимума [22, c. 23-24].

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

Следует иметь в виду, что государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социаль­ных, в том числе социально-медицинских услуг (независимо от каких-либо обстоятельств). Они включаются в перечни гаранти­рованных государством социальных услуг, которые теперь, при упразднении федерального перечня в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, должны утверждаться региональными органа­ми исполнительной власти с учетом потребностей населения [4].

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» [4] система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Существенные вопросы социальной защиты инвалидов полу­чили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3]. Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскры­вает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека уста­навливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалид­ности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные про­граммы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заклю­чения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собст­венности.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, ока­зываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами соци­альной защиты инвалидов. Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, по­

зволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, бес­препятственно передвигаться на улице и в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.

Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, ин­валидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скид­ка не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимо­сти топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инва­лидов, предоставляется право на первоочередное получение земель­ных участков для индивидуального жилищного строительства, садо­водства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).

Особое внимание в этом Законе уделяется обеспечению заня­тости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям незави­симо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процен­тах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, орга­низации, уставный капитал которых состоит из вклада обществен­ного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов[9, c. 311].

Закон определяет правовые нормы для решения таких сущест­венных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специ­альных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инва­лидов, порядок и условия признания инвалида безработным, го­сударственное стимулирование участия предприятий и организа­
ций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Помимо федеральных законов социальным работникам необ­ходимо знать ведомственные документы, в которых даются обос­нованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [53] не допускает произ­водства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транс­порта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмо­трены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъем­никами, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на ко­лясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или трол­лейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня в эксплуатацию сда­ются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов[3, c.21].

Действующее законодательство практически не защищает пра­ва инвалидов с детства на достойное и обеспеченное существова­ние. В законодательстве инвалидам с детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишен­ный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» в 2010 году мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг воспользовались 8702 инвалида на общую сумму 35938,8 тыс. руб. (рисунок 1.)

На 1 января 2011 года в очереди на обеспечение спецавтотранспортом стояло 66 инвалида следующих категорий:


По Федеральному Закону от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» – 37 человек;



2007 г. 2008г. 2009 г. 2010