Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рисунок 3 – Категории инвалидов в ПНДИ
В учреждении проживает 296 человек, из которых 181 человек – мужчины, 115 человек – женщины. Анализ возрастной характеристики показал, что наиболее многочисленными были группы инвалидов молодого возраста: от 18 до 44 лет -65 человек, инвалиды в возрасте 45 – 54 лет – 94 человека, 55 – 59 лет – 42 человека, 60 – 74 лет -71 человек, от 75 лет и выше – 23 человек.

По группам инвалидности больные распределяются следующим образом: инвалиды 1 группы – 214 человек, из них инвалиды с детства – 102 чел., инвалиды 2 группы – 82 человек, из них инвалиды с детства – 57 чел.

Персонал дома – интерната составляет 45 человек, из них:

- медсестры;

- повара;

- диетсестра;

- терапевт;

- санитары;

- психолог и т.д.

Фактически основная функция, выполняемая на настоящий момент психоневрологическим интернатом, — обеспечение возможности проживания пациентов, их социально-бытового устройства. Обычно человек пребывает в ПНИ 15—20 лет или более, понятие выписки практически отсутствует.

Такая ситуация обусловливает особую организацию быта пациентов, сочетающую в себе элементы больничного учреждения и общежития, а также вовлечение пациента в трудовую деятельность.
2.2 Технология социальной работы в Психоневрологическом доме - интернат, ГСУСО социальной защиты населения по г. Салават
Социальная работа в ПНДИ включает в себя не только медико – социальное обеспечение инвалидов, но комплексную реабилитацию.

Сущностью социальной реабилитации в ПНДИ является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальная реабилитация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе [13;с.87].

В ПНДИ существует 2 уровня реабилитации:

1. Микроуровень (самого инвалида).

2. Мезоуровень (инвалид среди других).

Этапы реабилитации:

1. Диагностика уровня развития, анализ имеющихся документов, беседы.


2. Разработка индивидуальных программ реабилитации.

3. Реализация реабилитационных мероприятий.

Социальная реабилитация в ПНДИ осуществляется в двух самостоятельных направлениях:

а) приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития иных сфер жизни и т.д.)

б) приспособление инвалида к своему дефекту, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможно независимое социальное функционирование.

Методы социальной реабилитации:

– информационно-консультационная беседа (универсальный метод);

– психологический тренинг;

– направленное наблюдение.

Методы социальной терапии: психотерапия, гарденотерапия, библиотерапия, арттерапия, и пр. [9;с.165].

Можно выделить основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:

– создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);

– организация жизнедеятельности инвалидов;

– социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Направления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:

– проведение социальной диагностики;

– организация занятости инвалидов;

– организация содержательного досуга;

– защита личностных и имущественных прав инвалидов;

– поддержание родственных связей и контактов;

– организация трудовой деятельности.

Также в ПНДИ проводится социально-бытовая и социально – средовая адаптация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов, система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают в себя:

– информирование и консультирование инвалида;

– адаптационное обучение инвалида;

– обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности, овладению социальными навыками;

– обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;



– адаптация жилья инвалида к его потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации в себя включают:

– социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную психологическую и медико-психологическую помощь);

– обучение общению;

– обучение социальной независимости;

– обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;

– оказание помощи в решении личных проблем.

Социально-бытовая реабилитация включает в себя:

– социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания);

– социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности);

– социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума);

– трудовая и профессиональная реабилитация – направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида;

– психолого-педагогическая реабилитация – направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать отношения к еще более слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалидов в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

В ПНДИ осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая даёт возможность учитывать физические и психофизиологические особенности клиента и связанный с ним реабилитационный потенциал.


Дифференцированный подход к реабилитации инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей реализуется через индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР).

ИПР – это комплекс оптимальных для инвалида конкретных видов, форм, объёмов и сроков проведения реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество.

Реабилитация клиентов осуществляется комплексно, с проведением медицинских, социально-адаптационных и трудотерапевтических мероприятий.

Основные принципы формирования ИПР:

  • индивидуальность;

  • непрерывность;

  • последовательность;

  • преемственность;

  • комплексность.

Программа ИПР включает в себя три направления:

  • программа медицинской реабилитации;

  • программа профессиональной реабилитации;

  • программа социальной реабилитации.

В рамках курсового проекта крайне сложно описать все методики социальной работы применяемы в ПНДИ, но так как большое внимание в доме - интернате уделяется трудотерапии, более подробно остановимся на их рассмотрении.

Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, давая людям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценными.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в интернате служат лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи.

Лечебно-трудовые мастерские (далее ЛТМ) представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где инвалид может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Лечебно-трудовые мастерские представлены различными профилями: швейным, столярным, картонажным, сборочным, галантерейным и др.

Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др., что в существенной мере помогает инвалидам занять свой досуг, а также способствует физической реабилитации.

Желающие заниматься таким видом трудотерапии снабжаются материально – техническими принадлежностями для работы (инструменты, семена и пр.)

Большинство клиентов интерната с большим энтузиазмом занимаются цветоводством и огородничеством, летом на территории интерната можно увидеть аккуратные грядки и великолепные клумбы.


Существенной формой занятости инвалидов трудом в психоневрологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение (несколько молодых инвалидов в ПНДИ с психическими нарушениями и физическими отклонениями (инвалиды второй группы) работают санитарами).

Помимо ЛТМ и подсобного хозяйства трудовая деятельность инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате осуществляется по обслуживанию учреждения (хозяйственно-бытовая деятельность) и вне интерната на штатных должностях.

Разновидности профессиональной реабилитации:

1. Общеукрепляющая (тонизирующая) – является средством повышения жизненного тонуса проживающего.

2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация) – её цель – устранение беспомощности клиента.

3. Восстановительная – функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) – её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему восстановления нарушенных функций.

4. Развлекательная (терапия занятостью) – её цель через досуговую, творческую деятельность развитие трудовых навыков.

5. Профессиональная – направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

Для комплексной реабилитации инвалидов в ПНДИ существует свой распорядок дня, а также действуют кружки рисования, декоративно – прикладного искусства и живописи, тренажерный зал, и много другое.

Рассмотрим распорядок дня в ПНДИ.

7.30 – подъем, личная гигиена, прием лекарств.

8.00-8.30 – завтрак.

8.30-9.30 – лечебная физкультура.

9.30-12.00– трудотерапия.

12.00-13.00 – обед.

13.00-16.00 – свободное время, досуг.

16.00-16.30 – полдник.

16.30-18.30 – занятия в кружках, свободное время.

18.30-19.00 – ужин.

19.00-23.00 – культурные мероприятия, отдых.

23.00-7.30 – ночной отдых.

При этом необходимо учесть, что в ПНДИ 2 раза в неделю проходит консультирование клиентов психологом, ежедневно осмотр врачом.

С инвалидами проводится большая воспитательная работа – беседы, выявление причин недовольства и равнодушия, выявление их интересов. Вновь поступившим клиентам оказывается помощь в преодолении барьера с проживающими, в подборе им товарищей. Следует отметить, что в этой работе постоянно участвуют не только воспитатели, но и весь медицинский персонал учреждения.