Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология социальной работы.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 3 – Категории инвалидов в ПНДИ
В учреждении проживает 296 человек, из которых 181 человек – мужчины, 115 человек – женщины. Анализ возрастной характеристики показал, что наиболее многочисленными были группы инвалидов молодого возраста: от 18 до 44 лет -65 человек, инвалиды в возрасте 45 – 54 лет – 94 человека, 55 – 59 лет – 42 человека, 60 – 74 лет -71 человек, от 75 лет и выше – 23 человек.
По группам инвалидности больные распределяются следующим образом: инвалиды 1 группы – 214 человек, из них инвалиды с детства – 102 чел., инвалиды 2 группы – 82 человек, из них инвалиды с детства – 57 чел.
Персонал дома – интерната составляет 45 человек, из них:
- медсестры;
- повара;
- диетсестра;
- терапевт;
- санитары;
- психолог и т.д.
Фактически основная функция, выполняемая на настоящий момент психоневрологическим интернатом, — обеспечение возможности проживания пациентов, их социально-бытового устройства. Обычно человек пребывает в ПНИ 15—20 лет или более, понятие выписки практически отсутствует.
Такая ситуация обусловливает особую организацию быта пациентов, сочетающую в себе элементы больничного учреждения и общежития, а также вовлечение пациента в трудовую деятельность.
2.2 Технология социальной работы в Психоневрологическом доме - интернат, ГСУСО социальной защиты населения по г. Салават
Социальная работа в ПНДИ включает в себя не только медико – социальное обеспечение инвалидов, но комплексную реабилитацию.
Сущностью социальной реабилитации в ПНДИ является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Социальная реабилитация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе [13;с.87].
В ПНДИ существует 2 уровня реабилитации:
1. Микроуровень (самого инвалида).
2. Мезоуровень (инвалид среди других).
Этапы реабилитации:
1. Диагностика уровня развития, анализ имеющихся документов, беседы.
2. Разработка индивидуальных программ реабилитации.
3. Реализация реабилитационных мероприятий.
Социальная реабилитация в ПНДИ осуществляется в двух самостоятельных направлениях:
а) приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития иных сфер жизни и т.д.)
б) приспособление инвалида к своему дефекту, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможно независимое социальное функционирование.
Методы социальной реабилитации:
– информационно-консультационная беседа (универсальный метод);
– психологический тренинг;
– направленное наблюдение.
Методы социальной терапии: психотерапия, гарденотерапия, библиотерапия, арттерапия, и пр. [9;с.165].
Можно выделить основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:
– создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);
– организация жизнедеятельности инвалидов;
– социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Направления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:
– проведение социальной диагностики;
– организация занятости инвалидов;
– организация содержательного досуга;
– защита личностных и имущественных прав инвалидов;
– поддержание родственных связей и контактов;
– организация трудовой деятельности.
Также в ПНДИ проводится социально-бытовая и социально – средовая адаптация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов, система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают в себя:
– информирование и консультирование инвалида;
– адаптационное обучение инвалида;
– обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности, овладению социальными навыками;
– обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
– адаптация жилья инвалида к его потребностям.
Мероприятия по социально-средовой ориентации в себя включают:
– социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную психологическую и медико-психологическую помощь);
– обучение общению;
– обучение социальной независимости;
– обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;
– оказание помощи в решении личных проблем.
Социально-бытовая реабилитация включает в себя:
– социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания);
– социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности);
– социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума);
– трудовая и профессиональная реабилитация – направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида;
– психолого-педагогическая реабилитация – направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика).
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать отношения к еще более слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалидов в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
В ПНДИ осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая даёт возможность учитывать физические и психофизиологические особенности клиента и связанный с ним реабилитационный потенциал.
Дифференцированный подход к реабилитации инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей реализуется через индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР).
ИПР – это комплекс оптимальных для инвалида конкретных видов, форм, объёмов и сроков проведения реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество.
Реабилитация клиентов осуществляется комплексно, с проведением медицинских, социально-адаптационных и трудотерапевтических мероприятий.
Основные принципы формирования ИПР:
-
индивидуальность; -
непрерывность; -
последовательность; -
преемственность; -
комплексность.
Программа ИПР включает в себя три направления:
-
программа медицинской реабилитации; -
программа профессиональной реабилитации; -
программа социальной реабилитации.
В рамках курсового проекта крайне сложно описать все методики социальной работы применяемы в ПНДИ, но так как большое внимание в доме - интернате уделяется трудотерапии, более подробно остановимся на их рассмотрении.
Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, давая людям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценными.
Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в интернате служат лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи.
Лечебно-трудовые мастерские (далее ЛТМ) представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где инвалид может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Лечебно-трудовые мастерские представлены различными профилями: швейным, столярным, картонажным, сборочным, галантерейным и др.
Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др., что в существенной мере помогает инвалидам занять свой досуг, а также способствует физической реабилитации.
Желающие заниматься таким видом трудотерапии снабжаются материально – техническими принадлежностями для работы (инструменты, семена и пр.)
Большинство клиентов интерната с большим энтузиазмом занимаются цветоводством и огородничеством, летом на территории интерната можно увидеть аккуратные грядки и великолепные клумбы.
Существенной формой занятости инвалидов трудом в психоневрологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение (несколько молодых инвалидов в ПНДИ с психическими нарушениями и физическими отклонениями (инвалиды второй группы) работают санитарами).
Помимо ЛТМ и подсобного хозяйства трудовая деятельность инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате осуществляется по обслуживанию учреждения (хозяйственно-бытовая деятельность) и вне интерната на штатных должностях.
Разновидности профессиональной реабилитации:
1. Общеукрепляющая (тонизирующая) – является средством повышения жизненного тонуса проживающего.
2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация) – её цель – устранение беспомощности клиента.
3. Восстановительная – функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) – её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему восстановления нарушенных функций.
4. Развлекательная (терапия занятостью) – её цель через досуговую, творческую деятельность развитие трудовых навыков.
5. Профессиональная – направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.
Для комплексной реабилитации инвалидов в ПНДИ существует свой распорядок дня, а также действуют кружки рисования, декоративно – прикладного искусства и живописи, тренажерный зал, и много другое.
Рассмотрим распорядок дня в ПНДИ.
7.30 – подъем, личная гигиена, прием лекарств.
8.00-8.30 – завтрак.
8.30-9.30 – лечебная физкультура.
9.30-12.00– трудотерапия.
12.00-13.00 – обед.
13.00-16.00 – свободное время, досуг.
16.00-16.30 – полдник.
16.30-18.30 – занятия в кружках, свободное время.
18.30-19.00 – ужин.
19.00-23.00 – культурные мероприятия, отдых.
23.00-7.30 – ночной отдых.
При этом необходимо учесть, что в ПНДИ 2 раза в неделю проходит консультирование клиентов психологом, ежедневно осмотр врачом.
С инвалидами проводится большая воспитательная работа – беседы, выявление причин недовольства и равнодушия, выявление их интересов. Вновь поступившим клиентам оказывается помощь в преодолении барьера с проживающими, в подборе им товарищей. Следует отметить, что в этой работе постоянно участвуют не только воспитатели, но и весь медицинский персонал учреждения.