Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Инструктор производственного обучения распределяет работу с учетом индивидуальных интересов каждого, прививает им навыки, прикрепляет к более опытным товарищам или специалистам.

Некоторые уже уверенно могут называть себя слесарями, плотниками, успешно разбираются в строительно-ремонтных работах. Это стало предметом их гордости, осознания чувства полезности и уважения к себе самому.

А главное – сформировался коллектив неравнодушных к общему делу людей, стремящихся сделать интернат уютным и красивым.

В 2010 году в интернате был избран актив: староста интерната, старосты палат, назначены дежурные в вечернее время. В работе актива интерната возникали большие трудности, но они были успешно преодолены. В результате заметно улучшилась дисциплина, порядок и, конечно, психологический настрой в целом.

На общих собраниях или в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник», для них организовывались поездки и экскурсии.

Вся информация, о тех, кто добился результатов и тех, кто стремится к этому, вывешивается на специальных стендах. Это также являлось весомым стимулом и имело сильное моральное воздействие.

Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда – красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, – инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома.

Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.
Структура подсобного сельского хозяйства


В стенах интерната постоянно проводятся выставки изделий и результатов творчества проживающих, концерты участников кружка самодеятельности и многое другое.

Конечно же, намного сложнее дело обстоит с лежачими инвалидами, но усилия персонала не проходят незамеченными. Так, например, почти все инвалиды, неспособные передвигаться самостоятельно снабжены инвалидными колясками, это позволяет им с помощью персонала или ходячих инвалидов совершать прогулки, участвовать в мероприятиях и много другое. У большинства инвалидов, поступивших в ПНДИ благодаря комплексной социальной и физической реабилитации заметны улучшения. Примером может служить один из клиентов ПНДИ, мужчина 45 лет после аварии лишился родственников и возможности передвигаться, поступил в интернат в 2006 году, будучи полностью парализованным. Сейчас он, благодаря врачам и сотрудникам интерната, научился самостоятельно есть, внятно говорить, передвигаться на инвалидной коляске, при этом открыл в себе незаурядные творческие способности к рисованию.

Глядя на него, никогда не скажешь, что этот человек всего лишь 5 лет назад потерял смысл жизни и не мог даже самостоятельно есть. Это и есть цель работы интерната.
2.3 Пути совершенствования технологии социальной работы с инвалидами в Психоневрологическом интернате г. Салават
Социальная работа в России постоянно развивается, и совершенствуется.

Еще один управленческий аспект — организаторская работа с инвалидами. Сейчас можно услышать или прочитать: состоялся пробег инвалидов на колясках, открылась выставка художествен­но-прикладных работ инвалидов, прошел фестиваль творчества инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов и т.д. Все эти меро­приятия совершаются не сами собой. Они — результат больших организаторских усилий. Проведение таких мероприятий — поле приложения труда социальных работников. Нужно найти заинте­ресованных людей, организации, помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы на распространение рекламы, организовали продажу изделий и т.д. и т.п. Можно встретить немало примеров продуманной организации социальной защиты, оказания разно­сторонней помощи инвалидам [8, с. 69-70].

Рассматривая технологии социальной работы в ПНДИ, важно знать удовлетворенность условиями содержания и реабилитации самих инвалидов.

Для изучения этих аспектов, клиентам интерната была предложена анкета, которая позволила выделить проблемы и предложить пути совершенствования технологии социальной работы в ПНДИ.

Для анкетирования были выбраны 100 желающих в возрасте от 25 до 75 лет. Проанализируем вопросы анкеты и ответы респондентов (Таблица 1).

Таблица 1 – Анкета

Вопросы

Ответы 15 клиентов от 18 до 44 лет

Ответы 21 клиентов от 45 – 54 лет

Ответы 40 клиентов от 55 – 59 лет

Ответ 24 клиентов от

60 – 74 лет

Удовлетворены ли Вы условиями содержания в ПНДИ?

Нет – 2 человека;

Да – 12 человек;

Не знаю – 1 человек.

Нет – 3 человека;

Да – 15 человек;

Не знаю – 3 человек

Нет – 0 человека;

Да – 38 человек;

Не знаю – 2 человек

Нет – 2 человека;

Да – 22 человек;

Не знаю – 0 человек

Вы трудитесь по принуждению или по собственному желанию?

По собственному желанию – 15 человека;

по принуждению – 0 человек.

По собственному желанию – 19 человек;

по принуждению – 2 человека.

По собственному желанию – 40 человека;

по принуждению – 0 человек.

По собственному желанию – 20 человека;

по принуждению – 4 человека.

Вы занимаетесь в кружках по интересам?

Нет – 0 человек;

Да – 15 человек;


Нет – 4 человека;

Да – 17 человек;


Нет – 0 человека;

Да – 40 человек;


Нет – 1 человека;

Да – 23 человек;


Чего Вам не хватает в ПНДИ?

Общения – 11 человек;

Обучения -3 человека;

Работы по специальности – 1 человек

Общения -20 человек;

Интересных книг – 1 человек.

Общения -34 человек;

Интересных книг – 6 человек.

Общения – 24 человека

Устраивает ли Вас количество и качество досуговых мероприятий в ПНДИ?

Нет – 13 человек;

Да –2 человека.


Нет – 15 человека;

Да – 6 человек.


Нет – 1 человека;

Да – 39 человек.


Нет – 0 человек;

Да – 24 человека.


Устраивает ли Вас медицинское обслуживание в ПНДИ?

Нет – 0 человек;

Да –15 человека.


Нет – 1 человек;

Да – 20 человек.


Нет – 3 человека;

Да – 37 человек.


Нет – 0 человек;

Да – 24 человека.


Вы чувствуете себя одинокими в ПНДИ?

Нет – 11 человек;

Да –4 человека.


Нет – 17 человека;

Да – 4 человек.


Нет – 35 человек;

Да –5 человек.


Нет – 24 человек;

Да – 0 человека.



Рассматривая результаты анкеты можно выделить, что в ПНДИ клиентам не хватает общения, культурно – досуговых мероприятий, обучения, новых книг и фильмографий.

Обслуживание и социально – экономическое обеспечение в целом устраивает всех.

Недостатки, выявленные из анкетирования существенно снижают уровень и сроки адаптации, могут привести к депрессивным состояниям и ухудшению общего самочувствия клиентов.

Учитывая особенности проживания инвалидов в доме – интернате, а также недостатки, выявленные в ходе анкетирования, необходимо ввести в действие следующие мероприятия:

- учитывая повсеместное развитие информационных технологий, необходимо создать в ПНДИ компьютерный класс с доступом в интернет, данные меры позволят желающим обучиться работе на компьютере, заниматься профессиональной деятельностью, дистанционно учиться, а также восполнить недостаток общения посредством социальных сетей;

- в ПНДИ имеется залы для просмотра телевизионных программ, но отсутствуют DVD – проигрыватели, закупка данной техники позволит расширить фильмографию и культурный досуг клиентов;

- необходимо расширить библиографию новейшей учебной и художественной литературой;

- творчество подопечных ПНДИ необходимо популяризировать, регулярно проводить концерты, выставки произведений, спортивные и культурные мероприятия.

Разумеется, данные меры требуют существенных материальных и организаторский ресурсов. Данные ресурсы необходимо привлекать посредством социальной рекламы, благотворительных акций, большое количество людей и коммерческих организаций вполне могут посильно помочь ПНДИ для достижения этих целей.

Дальнейшее совершенствование социальной защиты и социального обслуживания идет по пути изменения, прежде всего, отношения к инвалидам в их конкретном окружении.

Учреждения социальной защиты и социального обслуживания постоянно разрабатывают, и проводят в жизнь новые проекты, улучшающие жизнь инвалидов. Необходимо ввести в действие проект, позволяющий инициировать общение инвалидов старшего возраста и детей инвалидов. Идея проста: организовать такое общение, от которого станет тепло обеим сторонам. Дети смогут получить поддержку от взрослого и понять, что жить с этим можно.

Все вышеуказанные меры позволят улучшить качество жизни столь незащищенной прослойки общества, ускорить сроки адаптации инвалидов, позволят им чувствовать себя необходимыми обществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема социальной работы в современных социально-экономических условиях стоит весьма остро и требует своего незамедлительного решения. В этой связи необходимо реформирование системы социальной работы населения, и особенно инвалидов. Необходимо обеспечить строго избирательный и адресный подход в предоставлении социальной помощи социально не защищенным категориям населения, но, обеспечивая в то же время достаточный уровень социальной помощи тем, кто действительно в ней нуждается, и в силу объективных причин не может обеспечить самостоятельно свое существование.

В результате проведенного исследования в психоневрологическом интернате г. Салавата, можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего, на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно инвалидам.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, технология социальной работы должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

В психоневрологическом интернате проживают инвалиды 1 и 2 групп, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений.

Эти категории граждан нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 и до конца жизни.

Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности.

В Российской Федерации и Республике Башкортостан еще не существует единой концепции социальной защиты населения, хотя имеется огромная совокупность мер социальной защиты отдельных категорий населения, подкрепленная большим количеством законодательных актов различных уровней власти, что позволяет на данном этапе общественного, социально-экономического развития нашего общества поддерживать отдельные наиболее социально уязвимые слои населения и помочь им преодолеть экономические, финансовые трудности, вызванные переходом к новой экономической системе. Однако необходима разработка теоретических и практических основ комплексной системы социальной работы, экономически, политически и организационно распространенной на все слои и категории населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые акты


  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) \\"Российская газета", N 7, 21.01.2009,
  2. "Декларация о правах инвалидов" (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)


  3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ( ред. с учетом изм. от 19.07.2011 N 248-ФЗ)\\ "Российская газета", N 234, 02.12.1995

  4. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" \\"Российская газета", N 150, 04.08.1995

  5. Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 (ред. от 24.09.2007) "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 05.10.1992, N 14, ст. 1098.
  6. Указ Президента РФ от 27.07.1992 N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" "Российские вести", N 44, 15.08.1992.

  7. Постановление Правительства РБ от 29.12.2008 г. № 466 «О мерах по реализации закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республики Башкортостан».


Научная и учебная литература


  1. Буянова М.О. Право социального обеспечения:. - М.: Проспект, 2009.-528 с.

  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: Учебник – Москва, 2009. – 540 с.

  3. Кравченко А.И. Технология социальной работы: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-416с.

  4. Романов П. В., Ярская-Смирпова Е. Р.Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. -2009. -№ 2.

  5. Савинов А.Н., Т.Ф. Зарембо. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования.- М.: Проспект, 2009.-192 с.

  6. Теоретические и организационные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения. / Под ред. В.П.Белова.- М. Просвещение, 2006. – 250 с.

  7. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под редакцией Холостовой Е.И., Жукова В.И., Сафроновой В.М. - М., 2007. – 480 с.

  8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов. – Москва, 2005. – 415 с.

  9. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное посо­бие. — 6-е изд. — М.: Издательско-торговая корпора­ция «Дашков и К°», 2009. - 860 с.

  10. Щербина В.В. Проблемы технологизации социальной деятельности // СОЦИС. – 2006. - №8.

  11. Юдакова С.В. Творческий аспект в профилактике синдрома эмоционального сгорания//Работник социальной службы.- 2010.- № 1