Файл: Теоретикоправовые основы компенсационных выплат в праве социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такой неоднозначный подход к социально-обеспечительным компенсациям, безусловно, вызывает вопросы и возражения. Во-первых, достаточно спорной видится возможность включения отношений по социальной защите граждан в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в предмет права социального обеспечения. Скорее всего, это проблемы не социального обеспечения, а социальной защиты. Во-вторых, обеспечение жильем в натуральной форме в рамках социального обеспечения возможно, наверное, только в отношении детей-сирот и ветеранов Великой Отечественной войны. Предоставление жилья лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, производится посредством государственных жилищных сертификатов, что фактически является особой формой социальной защиты. Буквальное следование положениям классика социального обеспечения вряд ли является оправданным. Необходимо учитывать, что В. С. Андреев формулировал свои взгляды, исходя из социальной и экономической ситуации 1960-1970-х гг. Нужно понимать, что в период государственной экономики, стабильного уровня заработной платы, отсутствия инфляции все виды предоставления денежных выплат со стороны государства можно было квалифицировать как пенсии и пособия. И те незначительные по количеству видов и объему денежных средств компенсационные выплаты расценивались либо как подвид пособий, либо как особая форма социальной помощи. В настоящее время теория права социального обеспечения требует развития и продвижения вперед с учетом наличия новых форм и видов социального обеспечения. Тем более что суждение В. С. Андреева о видах социального обеспечения не носило категоричного характера.

Более основательный подход к изучению компенсационных выплат продемонстрировала Т. С. Гусева при характеристике компенсационных выплат как формы социального обеспечения семьям с детьми и в связи с материнством, отцовством и детством. Автор в первую очередь отделяет компенсационные выплаты от пособий, указывая на признак возмещения, характерный, по ее мнению, только для компенсационных выплат. Далее указывает на признаки, по которым компенсационная выплата может характеризоваться как социально-обеспечительная: основанием предоставления являются особые юридические факты — социальные риски; выплаты носят безвозмездный характер; виды и размер компенсаций устанавливаются законодательно; финансируются из бюджетных средств и т.д. В целом автором были использованы традиционные критерии, установленные в праве социального обеспечения, для включения тех или иных отношений в сферу социального обеспечения.


Нужно признать, что к этому были определенные предпосылки. Дело в том, что пенсии, пособия как виды обеспечения априори рассматриваются в качестве инструментария права социального обеспечения, и только особая оговорка, данная в контексте, может позволить рассматривать их как вид обеспечения, принадлежащий к иной отрасли права. Понятия «компенсация», «компенсационная выплата» сами по себе не содержат признаков конкретной отраслевой принадлежности. Как было указано ранее, применение данных понятий очень широкое, они могут использоваться и в трудовом, и в гражданском, и в иных отраслях права, включая уголовное и административное. Именно поэтому следовало в первую очередь вычленить те компенсационные выплаты, которые носят социально-обеспечительный характер и являются видами социального обеспечения.

Но следует также отметить, что Т. С. Гусева не просто ограничилась общей ссылкой на целевой характер социально-обеспечительных выплат, а указала на необходимость соответствия между размером компенсаций и стоимостью того, что они компенсируют. При этом автор делает достаточно обоснованный вывод о том, что использование законодателем термина «пособие» к выплатам, носящим компенсационный характер, можно рассматривать как нарушение юридической техники. При этом не говорится о том, является ли нарушением юридической техники использование термина «компенсационная выплата» применительно к пособиям, но данный вывод легко можно сделать из первого суждения.

На нестабильность и неопределенность правового режима компенсационных выплат в праве социального обеспечения указывает Ю. Б. Корсаненкова. На основе анализа правовой природы компенсаций ученым предпринята попытка провести разграничение компенсационных выплат от пособий и сформулировать определение социально-обеспечительных компенсационных выплат. Выделена специфика оснований возникновения права на компенсационные выплаты, при этом сделан вывод о том, что данные основания, в отличие от пособий, не могут относиться к страховым случаям. Указано на специфику определения размера компенсационных выплат, но в этом случае автор исключает назначение компенсаций в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, что является определенным противоречием в характеристике природы компенсаций. Авторское определение компенсационных выплат ограничивает их применение сферой помощи родителям в содержании и воспитании детей.

На сходства и отличия компенсационных выплат обращает внимание Н. Л. Смирнова в диссертационной работе, посвященной пособиям по временной нетрудоспособности. Автором указаны такие черты сходства, как ограничение по срокам, социально-алиментарный характер, нормативная регламентация оснований их предоставления. В число отличительных признаков вошли

целевой характер компенсационных выплат, специфический субъектный состав, особые источники финансирования18. Сложно согласиться с мнением, что данные признаки являются специфическими для компенсационных выплат; на наш взгляд, они применимы как к компенсациям, так и к пособиям или иным социально-обеспечительным выплатам. Это еще раз подчеркивает сложность выявления сущностных признаков социально-обеспечительных компенсационных выплат.

Е. Е. Мачульская не выделяет компенсационные выплаты в самостоятельный вид социального обеспечения, относя вопросы материнского семейного капитала в раздел государственных пособий гражданам, имеющим детей, и рассматривая компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, как структурную часть социальной поддержки населения.

Широкий подход к изучению компенсационных выплат продемонстрирован авторами учебника «Право социального обеспечения» под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. Необходимо отметить, что, во-первых, авторами объединены в единый раздел и социальные пособия (включающие пособия не только лицам, имеющим детей), и компенсационные выплаты, и материнский (семейный) капитал в качестве самостоятельного вида социального обеспечения. Кроме этого, круг непосредственно компенсационных выплат является самым широким в учебной литературе. Кроме вышеперечисленных видов компенсационных выплат, которые рассматриваются в данном учебнике, в их состав включены: компенсации страховых премий по договору обязательного социального страхования (ОСАГО), предоставляемые инвалидам, компенсации малообеспеченным лицам из числа вынужденных переселенцев, компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений, компенсационные выплаты членам семей погибших военнослужащих в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг, компенсационные выплаты в случае причинения вреда здоровью военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов. К сожалению, теоретический анализ компенсационных выплат достаточно краток, авторы ограничиваются констатацией высокой степени сходства компенсационных выплат и пособий.

По мнению А. Л. Благодир, компенсационного в праве социального обеспечения является характеристикой охранительной функции. Но в то же время в работе выдвигается гипотеза о завершении процесса формирования комплексного института субсидий, компенсационных выплат и иных видов социальной помощи.


В некоторых случаях в литературе по праву социального обеспечения компенсационные выплаты объединяются с льготами и рассматриваются в едином комплексе видов социальной защиты для отдельных категорий населения: ветеранов, бывших несовершеннолетних узников фашизма и жертв нацистских преследований, жертв политических репрессий.

Таким образом, понятия «компенсация» и «компенсационного» широко применяются и в теории, и в практике права социального обеспечения. На сегодняшний день право социального обеспечения располагает достаточно большим арсеналом выплат, именуемых «компенсационные выплаты», включая: ежегодную денежную компенсацию инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников; компенсацию страховых премий по договору обязательного социального страхования лицам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями; компенсацию платежей на капитальный ремонт и др. Только один Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержит перечень из восьми видов компенсационных выплат.

Кроме этого, свойство компенсационности проявляется и в иных видах социального обеспечения, осуществляемых в денежной форме, следовательно, признак компенсационности в большей или в меньшей степени отражается во многих видах социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение. Несмотря на широкую распространенность, в теории права социального обеспечения мнение о компенсационных выплатах, их роли, значении и месте в отрасли права является неоднозначным.

    1. Отличие компенсационных выплат от смежных категорий

Компенсационные выплаты следует отличать от такой категории как «пособие».

Так, Н.Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам:

1) ограничение временными рамками;

2) основания назначения признаются социально-значимыми с точки зрения государства;

3) как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями.

Представляется правильной и справедливой позиция И. Р. Маматказина, о компенсационных выплатах как о самостоятельном виде социального обеспечения, который предлагает очертить круг компенсационных выплат, имеющих социально-обеспечительную природу, и отделить их от компенсации, предусмотренных иными отраслями права, на основании признаков, определяющих круг отношений, входящих в предмет права социального обеспечения: особые источники финансирования, круг лиц, подлежащих обеспечению, условия предоставления обеспечения и др. Необходимо согласиться с высказанным этим ученым мнением о том, что возмещение затрат, определенных расходов является ключевым в понимании правовой природы социально-обеспечительных компенсационных выплат и именно этим компенсационные выплаты отличаются от иных видов социального обеспечения.


Большинство исследователей, отмечая сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения, связывают это отчасти с бессистемностью и другими недостатками понятийного аппарата права социального обеспечения.

Т.С. Гусева, проанализировав действующее законодательство о социальном обеспечении, приходит к выводу, что его частые бессистемные изменения, необоснованное расширение терминологии, используемой законодателем в области социальных выплат, нарушают логическую связь между правовыми категориями, используемыми законодателем.

Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальных выплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразия применения юридических терминов. Учащаются случаи, когда для обозначения одного и того же явления используются разные слова и словосочетания, отсутствуют ясные и точные определения, единообразие применения юридических терминов.

С.Ю. Головина справедливо отмечает, что главное свойство понятийного аппарата — системность. Понятийный аппарат не просто набор терминов и их определений, а совокупность взаимоувязанных, согласованных и соподчиненных понятий, каждое из которых имеет свои место и назначение. Однако представляется, что именно бессистемность понятийного аппарата, используемого законодателем применительно к социальным выплатам, вызывает сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения, и формирования единого научного подхода к определению компенсационных выплат как самостоятельного вида социального обеспечения.

Решение проблемы формирования понятийного аппарата в праве социального обеспечения, который приобрел сегодня особую актуальность, возможно путем:

а) подготовки кодифицированного правового акта, в котором были бы закреплены соответствующие понятия и их определения;

б) разработки федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении», в котором бы нашли закрепление, в частности, общеустановительные нормы (нормы, отражающие цели, задачи права социального обеспечения), нормы-принципы, коллизионные нормы и, что особенно важно — нормы, разграничивающие полномочия в сфере социального обеспечения.

В научной литературе идея о кодификации законодательства о социальном обеспечении (в частности о принятии социального кодекса, "рамочного" закона) обсуждается давно. Представляется справедливым утверждение, что необходимость принятия такого правового акта объективно назрела, однако в текущем историческом отрезке развития нашего государства для принятия Социального кодекса не созданы необходимые экономические, политические и идеолого-теоретические предпосылки и в настоящий момент усилия нужно сосредоточить на разработке федерального закона «Об основах законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении», в котором бы нашли закрепление, в частности, общеустановительные нормы (нормы, отражающие цели, задачи права социального обеспечения), нормы-принципы, коллизионные нормы и, что особенно важно — нормы, разграничивающие полномочия в сфере социального обеспечения.