Файл: Теоретикоправовые основы компенсационных выплат в праве социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К нетрудоспособным гражданам относятся:
– инвалиды 1 группы;
– дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
– престарелые граждане, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе;
– граждане, достигшие 80 лет (в этом случае подтверждать факт нуждаемости в уходе какими-либо документами не требуется).
Размер выплаты по уходу за инвалидами I группы, престарелыми гражданами и гражданами, достигшими 80 лет, составляет 1200 рублей. При этом компенсационная выплата не зависит от родственных связей пенсионера и ухаживающего за ним лица или от факта их совместного проживания.
Размер выплаты за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, напротив, дифференцирован исходя из родственных отношений:
– родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы – в размере 5500 рублей;
– другим лицам – в размере 1200 рублей.
Доплата начисляется к пенсии нетрудоспособного гражданина, за которым осуществляется уход. В связи с тем, что выплата является компенсацией за осуществляемый уход, она предназначена для передачи ухаживающему лицу.
Для назначения компенсационной выплаты в территориальный орган СФР должны быть представлены два заявления – от лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом, а также трудовые книжки заявителей.
Если уход осуществляется за ребёнком-инвалидом либо человеком, который является недееспособным, заявление подается от имени его законного представителя. Ребёнок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени.
Документы, подтверждающие неполучение ухаживающим пенсии, пособия по безработице, Пенсионный фонд запрашивает самостоятельно. Заключать договор между пенсионером и ухаживающим лицом не нужно.
В случае если осуществляющий уход гражданин устраивается на работу либо выходит на пенсию, он должен в обязательном порядке в течение пяти дней сообщить об этом в территориальный орган СФР. Со следующего месяца выплата компенсации по уходу будет прекращена. Со своей стороны органы СФР осуществляют контроль за трудоустройством ухаживающих лиц, и в случае выявления таких фактов принимают меры по возмещению выплаченных сумм компенсационной выплаты в бюджет СФР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сделать некоторые выводы. Итак, мы выяснили, что компенсационные выплаты дополняют систему пособий. Появление в российском законодательстве нового вида социального обеспечения - компенсаций, вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, в первую очередь, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан,
принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.
Компенсационные выплаты довольно сложно отграничить от пособий. И пособия, и компенсации представляют собой денежные выплаты. Однако если пособия устанавливаются федеральным законом, как требует Конституция РФ, то компенсации вводятся и законами, и подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Институт компенсации есть в трудовом праве (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), в гражданском праве (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков (рождение и воспитание детей, уход за нетрудоспособным лицом и др.).
Компенсационные выплаты можно классифицировать по периодичности выплаты на единовременные, ежегодные и ежемесячные.
По получателям выплат компенсации можно классифицировать на компенсации гражданам: пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; осуществляющим уход за нетрудоспособным лицом; имеющим детей, и др.
В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на все категории граждан, без ущемления прав отдельных лиц или групп населения и проявлений дискриминации.
Модернизация системы социальной защиты является важным фактором минимизации социальных рисков, связанных с малообеспеченностью населения.
В настоящее время уделяется большое внимание уделяется новому этапу информатизации системы социального обеспечения в России. Адресность и нуждаемость рассматриваются как одни из основополагающих принципов, которые обусловили создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Рассмотрены ее основные параметры, дана их оценка с позиций интересов государства (обоснованность социальных предоставлений, контроль за расходованием средств, прогнозирование расходных обязательств) и граждан (информирование о социальных рисках как основаниях социального обеспечения
, способах их компенсации - пенсиях, пособиях, социальных услугах, иных гарантиях и выплатах). Сделан вывод о необходимости и актуальности названной системы в целях управления социальными рисками. Указаны проблемы, которые могут затруднить эффективное функционирование этой системы.
В данной работе представлена проблематика правового закрепления социального сопровождения как отраслевого института права социального обеспечения, направленного на оказание помощи гражданам, посредством предоставления компенсационных выплат, необходимых для преодоления обстоятельств, ухудшающих условия их жизни. Обосновывается распространение организационно-правовых механизмов социального обеспечения на нуждающиеся категории граждан. Выносятся предложения по нормативно-правовому закреплению социального сопровождения