Файл: Лекции по общей психологии. СанктПетербург Питер, 2012. С. 3561.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Написать подробный конспект первоисточника по теме «Развитие форм психического отражения у животных»: Лурия, А.Р. Глава 2. Эволюция психики [Текст ] / А.Р. Лурия // Лекции по общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – С. 35-61
При написании конспекта следует придерживаться предложенной ниже структуры (в конспекте необходимо выделять разделы под номерами и освещать поставленные внизу вопросы):
-
Происхождение психики.
- Как трактовала сознание дуалистическая философия?
- Что такое ассимиляция и диссимиляция?
- Как связаны раздражимость и биологическая память?
- Приведите примеры пассивной формы жизнедеятельности растений?
- Чем «нейтральные» воздействия отличаются от «биотических»?
- Чем раздражимость отличается от чувствительности?
2. Изменчивость поведения простейших.
- Чем характеризуются индивидуально изменчивые формы поведения?
- Могут ли простейшие организмы менять свои приспособительные реакции к условиям среды?
(Примеры в исследованиях Брамштедта: одноклеточные-тепло-свет, Дембовскй: траектория движений одноклеточных в пробирке, Смит: инфузория туфелька - движения через проход).
- Сохраняются ли выработанные формы поведения у простейших?
3. Механизмы поведения простейших.
- Как проходит возбуждение у простейших?
- Что такое положительное и отрицательное движение простейших?
- Зависит ли возбудимость от состояния простейшего? (сытая амеба, голодная амеба).
4. Происхождение нервной системы.
- Что такое диффузная нервная система? Какие у нее преимущества по сравнению с проведением возбуждения в протоплазме простейших?
- Для чего многоклеточным нужны более дифференцированные движения по сравнению с простейшими?
- В чем эволюционное значение «ведущего» луча морской звезды?
5.Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения.
- Каким образом появление ганглионарной нервной системы связано с питанием животных?
- Какие сигналы воспринимают волокна нервной системы сосредоточенные на головном конце червя? И где формируется программа его поведения?
(хемо-, механо-, термо-, фото-, гигрорецепторы)
- Почему если червя разрезать пополам одна половина будет извиваться, а вторая прятаться в землю?
- Как идут процессы в опытах Р. Йеркса по обучению червей, быстрее или медленнее происходит: А) вторичное обучение Б) переучивание по отношению к первичному обучению?
- Как проявляется примитивная «память» беспозвоночных?
- В чем суть необъясненного опыта Мак Коннэла?
(передача памяти гуморальным путем или просто повышение возбудимости при обучении).
6.Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения.
- Для чего необходимо принимать дифференцированную информацию из среды и к чему это приводит в эволюции психики?
- В чем преимущество парных рецепторных органов?
-Как в переднем ганглии высших насекомых идет переработка импульса из дифференцированных рецепторов целостно или локально/зонально?
- Какова природа сложных приспособительных движений высшего насекомого?
- Чем сложные инстинктивные программы отличаются от простых форм разумного поведения?
- Как можно объяснить различение пчелами геометрических форм и цвета?
- В чем смысл биологической целесообразности жестко закрепленных инстинктивных программ поведения насекомых даже в условиях измененных параметров среды, когда они не приводят в нужному результату?
7.Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных.
- Как связаны репродуктивная (воспроизводящая) функция позвоночных и индивидуально изменчивое поведение?
- Что такое экологическая обусловленность избирательных реакций?
- О чем свидетельствует увеличение веса мозга по отношению к весу тела? А также исследования Шафера по влиянию экстирпации коры головного мозга на зрительные и двигательные процессы?
- Какова главная функция больших полушарий?
- Что такое проекционные поля/области коры больших полушарий?
- О чем свидетельствуют эксперименты Э. Эдриана по изучению моторных полей и их размеров?
8. Механизмы индивидуально изменчивого поведения.
- Как можно объяснить «двигательную гипотезу», которая возникает в ходе попыток совершаемых животным в лабиринте в экспериментах Креча?
- В чем суть экспериментов Хелда и что такое «латентное обучение»? Роль моторного опыта в создании «общей системы направлений»?
- Какие выводы можно сделать по результатам исследований Хантера в экспериментах с заменой части лабиринта на бассейн с водой?
- У кого и почему ориентировочная деятельность носит более сложный характер?
- Почему ориентировочную деятельность Лурия назвал «сложными динамическиеми системами»?
- Характерна ли у высших животных связь индивидуально изменчивых форм поведения (приспособительной деятельности) и натуральных рефлексов (врожденных программ поведения)?
8. «Интеллектуальное» поведение животных.
- Что такое предварительная ориентировочная деятельность?
- Какие три составляющих входят в расчлененную структуру сложных видов поведения высших животных?
- Какие две характеристики свойственны саморегулирующейся сложной деятельности? Роль механизма «акцептора действия»?
- В чем состоит суть «экстраполяционного рефлекса», открытого в исследованиях Л.В. Крушинского? Почему он связан со сложными видами памяти?
- Почему образы восприятия окружающих объектов у высших животных сложнее, чем у низших?
- К каким выводам пришли ученые в экспериментах с отсроченными реакциями животных, направленных на изучение прочности образной памяти?
- Почему внешне наблюдаемое движение глаз шимпанзе в «зрительном поле» восприятия в опытах Кёллера, возникающее после фазы активных двигательных проб, можно назвать «интеллектуальным поведением»?
- Как следует понимать механизм «замыкания», открытый В Кёллером при изучении интеллектуального поведения шимпанзе?
- Почему К.Бюллер считает, что использование шимпанзе орудий следует считать проявлениями сложных видов памяти?
- Почему И.П. Павлов считает, что использование шимпанзе орудий следует считать «ручным мышлением»?
9. Границы индивидуально изменчивого поведения животных.
- Какой главный фактор определяет границы интеллектуального поведения животных?
- Какую особенность иллюстрируют опыты Ф. Бойтендайка с последовательным перемещением приманки? Почему животное не может перенести алгоритм перемещений на зрительное поле вне зоны собственного опыта?
- Можно ли считать «подражание» формой передачи усвоенного опыта от одной особи к другой?
Внимание. Конспект выполняется по первоисточнику в электронной форме. Затем следует провести проверку на антиплагиат. Контрольной границы процента оригинальности для конспекта нет. Эти данные нужны для самопроверки способности к написанию авторских текстов, что очень важно при выполнении курсовых работ. Если данный процент ниже 30, рекомендуется поупражняться в видоизменении текстового содержания для повышения оригинальности текста.