Файл: Лекции по общей психологии. СанктПетербург Питер, 2012. С. 3561.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Написать подробный конспект первоисточника по теме «Развитие форм психического отражения у животных»: Лурия, А.Р. Глава 2. Эволюция психики [Текст ] / А.Р. Лурия // Лекции по общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – С. 35-61

При написании конспекта следует придерживаться предложенной ниже структуры (в конспекте необходимо выделять разделы под номерами и освещать поставленные внизу вопросы):

  1. Происхождение психики.

- Как трактовала сознание дуалистическая философия?

- Что такое ассимиляция и диссимиляция?

- Как связаны раздражимость и биологическая память?

- Приведите примеры пассивной формы жизнедеятельности растений?

- Чем «нейтральные» воздействия отличаются от «биотических»?

- Чем раздражимость отличается от чувствительности?

2. Изменчивость поведения простейших.

- Чем характеризуются индивидуально изменчивые формы поведения?

- Могут ли простейшие организмы менять свои приспособительные реакции к условиям среды?

(Примеры в исследованиях Брамштедта: одноклеточные-тепло-свет, Дембовскй: траектория движений одноклеточных в пробирке, Смит: инфузория туфелька - движения через проход).

- Сохраняются ли выработанные формы поведения у простейших?

3. Механизмы поведения простейших.

- Как проходит возбуждение у простейших?

- Что такое положительное и отрицательное движение простейших?

- Зависит ли возбудимость от состояния простейшего? (сытая амеба, голодная амеба).

4. Происхождение нервной системы.

- Что такое диффузная нервная система? Какие у нее преимущества по сравнению с проведением возбуждения в протоплазме простейших?

- Для чего многоклеточным нужны более дифференцированные движения по сравнению с простейшими?

- В чем эволюционное значение «ведущего» луча морской звезды?

5.Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения.

- Каким образом появление ганглионарной нервной системы связано с питанием животных?

- Какие сигналы воспринимают волокна нервной системы сосредоточенные на головном конце червя? И где формируется программа его поведения?


(хемо-, механо-, термо-, фото-, гигрорецепторы)

- Почему если червя разрезать пополам одна половина будет извиваться, а вторая прятаться в землю?

- Как идут процессы в опытах Р. Йеркса по обучению червей, быстрее или медленнее происходит: А) вторичное обучение Б) переучивание по отношению к первичному обучению?

- Как проявляется примитивная «память» беспозвоночных?

- В чем суть необъясненного опыта Мак Коннэла?

(передача памяти гуморальным путем или просто повышение возбудимости при обучении).

6.Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения.

- Для чего необходимо принимать дифференцированную информацию из среды и к чему это приводит в эволюции психики?

- В чем преимущество парных рецепторных органов?

-Как в переднем ганглии высших насекомых идет переработка импульса из дифференцированных рецепторов целостно или локально/зонально?

- Какова природа сложных приспособительных движений высшего насекомого?

- Чем сложные инстинктивные программы отличаются от простых форм разумного поведения?

- Как можно объяснить различение пчелами геометрических форм и цвета?

- В чем смысл биологической целесообразности жестко закрепленных инстинктивных программ поведения насекомых даже в условиях измененных параметров среды, когда они не приводят в нужному результату?

7.Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных.

- Как связаны репродуктивная (воспроизводящая) функция позвоночных и индивидуально изменчивое поведение?

- Что такое экологическая обусловленность избирательных реакций?

- О чем свидетельствует увеличение веса мозга по отношению к весу тела? А также исследования Шафера по влиянию экстирпации коры головного мозга на зрительные и двигательные процессы?

- Какова главная функция больших полушарий?

- Что такое проекционные поля/области коры больших полушарий?

- О чем свидетельствуют эксперименты Э. Эдриана по изучению моторных полей и их размеров?

8. Механизмы индивидуально изменчивого поведения.

- Как можно объяснить «двигательную гипотезу», которая возникает в ходе попыток совершаемых животным в лабиринте в экспериментах Креча?



- В чем суть экспериментов Хелда и что такое «латентное обучение»? Роль моторного опыта в создании «общей системы направлений»?

- Какие выводы можно сделать по результатам исследований Хантера в экспериментах с заменой части лабиринта на бассейн с водой?

- У кого и почему ориентировочная деятельность носит более сложный характер?

- Почему ориентировочную деятельность Лурия назвал «сложными динамическиеми системами»?

- Характерна ли у высших животных связь индивидуально изменчивых форм поведения (приспособительной деятельности) и натуральных рефлексов (врожденных программ поведения)?

8. «Интеллектуальное» поведение животных.

- Что такое предварительная ориентировочная деятельность?

- Какие три составляющих входят в расчлененную структуру сложных видов поведения высших животных?

- Какие две характеристики свойственны саморегулирующейся сложной деятельности? Роль механизма «акцептора действия»?

- В чем состоит суть «экстраполяционного рефлекса», открытого в исследованиях Л.В. Крушинского? Почему он связан со сложными видами памяти?

- Почему образы восприятия окружающих объектов у высших животных сложнее, чем у низших?

- К каким выводам пришли ученые в экспериментах с отсроченными реакциями животных, направленных на изучение прочности образной памяти?

- Почему внешне наблюдаемое движение глаз шимпанзе в «зрительном поле» восприятия в опытах Кёллера, возникающее после фазы активных двигательных проб, можно назвать «интеллектуальным поведением»?

- Как следует понимать механизм «замыкания», открытый В Кёллером при изучении интеллектуального поведения шимпанзе?

- Почему К.Бюллер считает, что использование шимпанзе орудий следует считать проявлениями сложных видов памяти?

- Почему И.П. Павлов считает, что использование шимпанзе орудий следует считать «ручным мышлением»?

9. Границы индивидуально изменчивого поведения животных.

- Какой главный фактор определяет границы интеллектуального поведения животных?

- Какую особенность иллюстрируют опыты Ф. Бойтендайка с последовательным перемещением приманки? Почему животное не может перенести алгоритм перемещений на зрительное поле вне зоны собственного опыта?


- Можно ли считать «подражание» формой передачи усвоенного опыта от одной особи к другой?

Внимание. Конспект выполняется по первоисточнику в электронной форме. Затем следует провести проверку на антиплагиат. Контрольной границы процента оригинальности для конспекта нет. Эти данные нужны для самопроверки способности к написанию авторских текстов, что очень важно при выполнении курсовых работ. Если данный процент ниже 30, рекомендуется поупражняться в видоизменении текстового содержания для повышения оригинальности текста.