Файл: Программа среднего профессионального образования Специальное дошкольное образование. Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

          АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»

г. Тула, ул. Менделеевская, дом 1.

Программа среднего профессионального образования

«Специальное дошкольное образование».

Дисциплина: Литература. 

Практическое задание №4.

Выполнил:

слушатель Коновалова Екатерина Олеговна.

Преподаватель:

Тузова Елена Михайловна.

Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества Б. Л. Пастернака по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 1. В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?

Борис Леонидович Пастернак – уникальное явление в истории русской литературы. Его гений поразил окружающих своей самобытностью, яркостью, оригинальностью. Творчество этого поэта вызывало изумление у современников; восхищение испытывают и потомки, читая его стихи.

Одной из главных особенностей лирики Бориса Пастернака можно назвать его отношение к природе. Он всегда был тонким ценителем ее вечной красоты, и это не могло не отразиться на его творчестве. Жизнь и природа – вещи неотделимые в поэзии Пастернака.

Задание 2. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.


Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)

План анализа.

1. Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?

В стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе, сопоставляя их с творчеством писателя. Автор это показывает через такие стилистические фигуры, как параллелизм и анафора: «Это - круто налившийся свист, это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, это - двух соловьев поединок». Так же эти приёмы придают особую ритмичность стихотворению. Музыка-лирика, которая постепенно сливается с красотой природы, находит отражение в строках: «Это - с пультов и с флейт – Figaro низвергается градом на грядку». Единство между звуками и жизнью- это и есть определение поэзии.

2. Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений).

О сущности поэтического творчества размышляет А. Фет в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» и А. Ахматова в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» А. Фет, размышляя о поэзии, говорит о том, что поэзия – это умение «подняться в жизнь иную», вносить свет в жизни других людей, «шепнуть» о запретном. Так же и Пастернак считает, что дар поэта в том, чтобы суметь «звезду донести» на «трепещущих» ладонях, то есть так же приносить свет своим творчеством, несмотря ни на что. Лирическая героиня Ахматовой, как и герой Пастернака, считает, что стихи рождаются из любых мелочей, незаметных для обычного человека, но вдохновляющих поэта. Они происходят из окружающих поэтессу самых обычных деталей: это и «сердитый окрик», и «дегтя запах свежий», и «таинственная плесень на стене».

3. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».



Ирония.

Задание 3. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Гамлет», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

(Б.Л. Пастернак, 1946 г.)

План анализа.

1. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

Размышления Б.Л.Пастернака о личности и судьбе в стихотворении «Гамлет» сопровождаются образами и деталями, связанными с миром театра: подмостки, роли, драма, бинокли.

Во-первых, лирический герой сопоставляет жизнь человека с пьесой в театре, где Творец уподобляется режиссеру драмы. Сама жизнь для героя – «замысел упрямый», в котором человек играет отведенную ему роль: «Но продуман распорядок действий, / И неотвратим конец пути». Он знает, что ему предстоит пройти сложный и тернистый жизненный путь, поэтому просит бога о помощи: «Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси».

Во-вторых, лирический герой противопоставляет себя толпе, считает себя одиноким: «Я один, все тонет в фарисействе». Тонуть в фарисействе - значит лгать, обманывать, надевать маски и играть чужие роли, выдавать себя за другого человека. Поэтому искусственность толпы, которую он видит, как «тысячу биноклей на оси», сопоставима с театральной постановкой.

Таким образом, размышления лирического героя о личности наполнены образами и деталями театра, потому что судьба человека сравнивается с определенной ролью актера, которую он играет в драме. Из-за того, что многие люди присвоили себе чужие роли, герой отделяет себя от мира толпы и сравнивает их жизнь с театральной постановкой.


2. Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак приписал герою своего романа "Доктор Живаго" Юрию Андреевичу Живаго. 25 стихотворений - это 17-я часть романа. И открывает цикл - "Гамлет". Стихотворения написаны во время работы над романом. Они перекликаются с темой, а зачастую, и с событиями романа.

3. Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

Гипербола.

4. Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

Пословица.

5. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений).

В изображении драмы героя-одиночки близки к Б.Л. Пастернаку такие поэты, как В.В. Маяковский («Нате!») и М.Ю. Лермонтов («Как часто, пёстрою толпою окружён…») В стихотворении «Нате!», как и в «Гамлете», видно противопоставление лирического героя толпе: «…я вам открыл столько стихов шкатулок…/Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/Где-то не докушанных, недоеденных щей; /Вот вы, женщина, на вас белила густо/, вы смотрите устрицей из раковин вещей».