Файл: Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Презирать, преодолеть, превратиться, приостановить, пригласить, приготовить.
3.Замените обороты словами с при-, пре-.
Находящийся возле школы (пришкольный), усердный, старательный (прилежный), приехать в назначенное место (прибыть), устный рассказ, передающийся из поколения в поколение (предание), сообщить недругу тайну (предать), обратить что-то в нечто другое (превратить), ненадолго лечь (прилечь), перестать что-то делать (приостановиться), немного открыть (приоткрыть).
Тема «Соединительные О и Е в сложных словах»
Правило: В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, стихоплет, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.
-
Сказочные герои. Спишите, объясните, почему их так зовут. Какие из этих имен образованы словосложением?
Синеглазка, Златовласка, Золушка, Красная шапочка, Белоснежка, Краснозорька, Черномор, Конек-Горбунок, Незнайка, Людоед, Жар-птица, Сегурочка.
-
Игра «Кто больше?» Образуйте сложные слова с данными словами:
Снег, сам, птица, падать, катать, ловить, летать, вода, камень, ферма, фабрика, чистка.
-
Природа и погода. Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:
Снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.
Объясните значения сложных слов, используя описательные схемы: для явлений – То, когда..., для местности и природных объектов – То, где...
-
Флора и фауна. Выпишите из списка по порядку названия:1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5) растений, отдельно выпишите названия грибов. Постарайтесь объяснить названия, используя схему: Тот (та), кто ..., Тот (та), у кого ... .
Носорог, сороконожка, лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник.
Какие слова не укладываются в схемы?
5. Изобретения. Выпишите из списка сначала названия транспортных средств, потом приборов и механизмов:
Вездеход, водопровод, ледоруб, самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка, громоотвод, самолет, зубочистка, пароход, самосвал, мусоропровод.
Попробуйте объяснить названия, используя схемы: То, что ..., То, чем ..., То, на чем ... .
Придумайте название тому прибору (механизму, средству транспорта), который вы хотели бы изобрести.
6. Техника. Как видно, для наименования изобретений во всем мире широко используются латинские и греческие основы. В русском языке тоже много слов с такими элементами:авто- (сам), аудио- (звук), аэро- (воздух), вело- (быстрый), видео- (видимый), кино- (заимствовано из нем. Kino), космо- (Вселенная), мото- (движение), микро- (малый), стерео- (пространственный), теле- (далекий), термо- (горячий), фото- (свет), электро- и другие.
Сложные слова с такими частями пишутся слитно. Слитно пишется также элемент авиа- (сокращение от авиация). Второй частью может быть как иностранная (-мобиль, -метр, -фон, -скоп, -грамма, -граф и другие), так и русская основа (например, фото + выставка, электро + печь).
Вспомните как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.
7. Наука. Латинские и греческие корни используются для наименования наук и научных областей исследования. Второй частью таких слов обычно являются греческие основы -лог- (от логос –«слово»), и -граф- (от графо – «пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- – «жизнь», гео- – «земля», а целостное значение наименованию придает суффикс -иj-, например, биология – «слово (наука) о жизни», география – «наука о поверхности земли».
Вспомните как можно больше подобных наименований. На русской основе названия наук – областей знания – создаются с помощью основ -знание, -ведение, например, языкознание, естествознание, литературоведение).
Попытайтесь для иноязычных наименований привести (или составить) соответствующие русские.
8. Природа и погода. Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:
Снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.
Объясните значения сложных слов, используя описательные схемы: для явлений – То, когда..., для местности и природных объектов – То, где...
9. Календарь. Объясни, как понимаешь названия месяцев.
Посмотрите, какими названиями характеризовали на Руси календарные месяцы: сентябрь – златолист, листопадник; октябрь – листопад; ноябрь – полузимник, листогной; февраль – вьюговей, бокогрей; март – зимобор; апрель – снегогон, водолей; июнь – скопидом, хлеборост, разноцвет, светозар; июль – сенозарник; август – хлебосол, разносол, припасиха-собериха, густоед.
10. Занятия и качества. Выпишите сначала названия занятий людей, их времяпрепровождения, затем названия их качеств:
Чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие.
Объясните их значение. К каким из них подходит описательная схема: То, когда...?
11. Какие мы? Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных:
Синеглазый, долговязый, любопытный, короткошерстный, вислоухий, широкоплечий, твердолобый, мягкотелый, низкорослый, великодушный, миролюбивый, полоумный, длиннохвостый, добродушный, остромордый, легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий, самостоятельный, сумасшедший.
Объясните их значения, используя схему Такой, у кого..., Такой, кто...
Опишите свою внешность. Опишите свою или знакомую собаку или кошку.
Тема «Не с частями речи»
-
Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.
(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
-
Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.
1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.
-
Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.