Файл: Высшего профессионального образования белгородский университет кооперации, экономики и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Кафедра организации и технологии защиты информации


Реферат

Состав и основные направления деятельности органов защиты информации Германии

БЕЛГОРОД 2021

По форме государственного устройства Германия является федерацией; в составе которой 16 земель. Форма государственного правления – парламентская республика. В соответствии с Основным законом от 23 мая 1949 г. главой государства является федеральный президент, избираемый федеральным собранием на 5 лет. Законодательная власть осуществляется парламентом, который состоит из 2 палат – Бундестага и Бундесрата. Бундестаг избирается прямыми выборами сроком на 4 года. В составе Бундесрата члены правительства земель.

В состав правительства входят федеральный канцлер - глава правительства, вице-канцлер, министры. Правительство осуществляет все функции по управлению государством. Канцлер определяет основную линию всей внутренней и внешней политики страны.

Система спецслужб включает три группы органов:

  • органы разведки;

  • органы контрразведки;

  • органы полиции.

Главным контрразведывательным органом является Федеральная разведывательная служба (БНД), созданная в 1955 г. Служба подчинена непосредственно ведомству федерального канцлера. Основная задача службы – выполнение поручений правительства и обеспечение его разведывательной информацией. По сравнению с другими службами БНД имеет более значительные силы и технические средства.

Наряду с этими службами разведывательные функции в рамках своей компетенции осуществляются Министерством иностранных дел и Министерством экономики через представительства за границей, иностранные отделы германских торговых и промышленных фирм.

Федеральный союз немецких промышленников разослал фирмам специальную директиву, обязывающую их заниматься сбором экономической информации.

К органам контрразведки относятся:

– Ведомство по охране конституции (БФФ) – главный контрразведывательный орган ФРГ;


– Ведомства по охране конституции в землях (ЛФФ);

– Военная разведка (МАД);

– Специальные подразделения и группы пограничной охраны МВД (группы по борьбе с терроризмом (ГСГ-9), группы розыска и т. п.);

– Особые формирования Ведомства уголовной полиции в федерациях и землях (отделы государственной безопасности оперативного розыска и предварительного следствия, особые группы безопасности);

– Службы безопасности Министерства экономики, других министерств, крупных компаний и фирм.


Федеральная служба безопасности в сфере ин­формационной техники (BSI). Общая концепция деятельности BSI в настоящее время предусматривает выполнение в тесном взаимодей­ствии с НАТО и ЕС следующих функций [4]:

§ оценка риска внедрения ин­формационных технологий;

§ разработка критериев, методов и испыта­тельных средств для оценки степени защищенности национальных коммуникационных систем;

§ проверка степени защищенности инфор­мационных систем и выдача соответствующих сертификатов;

§ выдача разрешений на внедрение информационных систем в важные государственные объекты;

§ осуществление специальных мер безопасности ин­формационного обмена в государственных органах, полиции и т. д.;

§ консультация представителей промышленности.

Немецкие эксперты не исключают возможности активизации дея­тельности спецслужб по использованию современных информацион­но-коммуникационных технологий для сбора информации и осущест­вления активных мероприятий. По оценкам специалистов, в условиях монополиза­ции фирмами США ряда рынков информационных технологий надеж­ную защиту от вмешательств иностранных спецслужб может представлять лишь создание и развитие собственных, независимых от США информаци­онных сетей, оснащенных программными средствами национальных производителей.

Немецкими специалистами завершены оргтехнические мероприятия по подключению к меж­дународной компьютерной сети Интернет германского правительства. Немецкий Telecom, концерны Bertelsmann и Axel Springer стали соуч­редителями совместного предприятия America Online-Europe и наме­рены тем самым оказывать существенное влияние на действия американцев в ин­формационном пространстве Европы.

Таким образом, благодаря предпринимаемым Германией в послед­нее время энергичным и последовательным мерам по осваиванию но­вого информационного пространства, немцы, видимо, смогут соста­вить определенную конкуренцию американцам в рамках европейского континента.



Целесообразно рассмотреть подробно государственные органы обеспечения безопасности Германии.

BND как самостоятельное ведомство была создана в 1955 году. В системе государственных органов Германии BND является подразделением, подчиняющимся ведомству федерального канцлера. Штатный состав BND составляет более 7000 человек, из них около 2000 заняты непосредственно сбором разведданных за рубежом. Среди сотрудников представители примерно 70 профессий: военнослужащие, юристы, историки, инженеры и технические специалисты. Штаб-квартира BND располагается в Пуллахе под Мюнхеном. Здесь трудятся более 3000 сотрудников центрального аппарата и руководство спецслужбы.

Структура BND включает в себя руководителя, двух заместителей и 8 отделов, решающих различные задачи.

Федеральное бюро защиты конституции

Федеральное бюро защиты Конституции (рис. 4.3.) является наряду с BND и BSI одной из трех основных спецслужб страны, которая подчиняется министру внутренних дел Германии. Во всех федеральных землях есть свои соответствующие службы, подчиненные местным министрам внутренних дел.

Бюро было создано 50 лет назад. Перед спецслужбой изначально ставилась задача охраны демократического строя в Германии. На данный момент бюро занимается:

§ сбором информации об экстремистских группировках и партиях, их деятельности, планах и намерениях, противоречащих основному закону страны;

§ нейтрализацией разведывательной и подрывной деятельности секретных зарубежных служб на территории Германии;

§ борьбой с промышленным шпионажем.

Ежегодно на основе собранной информации представляется отчет правительству о положении дел в области соблюдения Конституции, в котором делаются выводы и рекомендации. Правительство, в свою очередь, принимает решение о необходимости осуществления конкретных мер. Более половины информации спецслужба собирает из открытых источников: публикации в средствах массовой информации, Интернете, посещения собраний и митингов. Часть информации поступает от частных лиц и из других ведомств. За деятельностью ведомства осуществляется достаточно жесткий парламентский контроль. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях такой демократии, как немецкая, сам факт существования службы внутренней безопасности расценивается как угроза гражданским свободам и свободе личности. Есть специальная комиссия парламента, которая осуществляет контроль за деятельностью всех трех секретных служб. Члены этой комиссии имеют доступ к самым секретным материалам ведомства по охране Конституции, имеют право вето, когда речь идет о рослушивании телефонных разговоров и других конспиративных операциях. Федеральный
полномочный представитель следит за тем, чтобы собранная ведомством информация не передавалась в другие руки. Бюджет ведомства рассматривается и утверждается специальной комиссией в парламенте.

Также к спецслужбам Германии относятся:

· Государственное бюро защиты конституции (LfV)

· Федеральное бюро информационно-технической безопасности (BSI) (http://www.bsi.de/)

В штат Министерства обороны Германии входят следующие специализированные службы:

· Центр разведки федеральных вооруженных сил (ANBw)

· Центр радиомониторинга федеральных вооруженных сил (AFMBw)

· Военная служба безопасности (MAD)


Правовые основы защиты информации

Источниками уголовного права Германии является Конституция ФРГ, Уголовный кодекс, специальные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство.

Особенностью уголовного кодекса ФРГ является то, что оно кодифицировано не полностью. Наряду с Уголовным кодексом применяются не кодифицированные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в различных законах.

Основным источником уголовного права ФРГ является уголовный кодекс от 15.05.1871 года в редакции от 13.11.1998 года.

Принятая в 1949 году Конституция ФРГ отменяла смертную казнь.

Раздел 2 особенной части Уголовного кодекса ФРГ “ измена Родине и угроза внешней безопасности “ включает две группы составов преступлений:

– связанные с изменнической выдачей и разглашением государственной тайны (§ 94-97в,100а);

– связанные с различными видами шпионской деятельности по измене Родине (§§ 98-100).

В структуру данного раздела входят следующие составы: измена Родине (§ 94), публичное разглашение государственной тайны или публицистический шантаж (§ 95), изменническое и иное выведывание государственной тайны (§ 96), неосторожное разглашение государственной тайны (§ 97), выдача тайны, не являющейся государственной (§ 97а), разглашение сведений ошибочно принимаемых за государственную тайну (§ 97в), не шпионская агентурная или подготовительная шпионская деятельность (§ 98), деятельность в пользу шпионской разведки (§ 99), сношения, содержащие угрозу мирному существованию ФРГ (§ 100), изменнический подлог (§100а).

В § 93, абзац 1 даётся определение понятия государственной тайны: “государственной тайной являются факты или сведения, которые доступны только ограниченному кругу лиц и должны держаться в
тайне от иностранного государства с тем, чтобы предотвращать опасность причинения серьёзного вреда внешней безопасности ФРГ”.

В § 94 предусматривается уголовная ответственность за измену Родине в форме выдачи государственной тайны (шпионаж). Выдача государственной тайны предполагает (§ 94 абзац 1):

– её сообщение иностранному государству или одному из его посредников;

– если виновный делает её доступной иным образом постороннему лицу, публично её оглашает с целью нанести ущерб ФРГ или оказать помощь иностранному государству.

За шпионаж назначается наказание в виде лишения свободы на срок не ниже 1 года, а в особо тяжких случаях – на срок не ниже 5 лет или пожизненного (если виновный является ответственным лицом, к обязанностям которого относятся обеспечение защиты тайны, или если возникла угроза особо тяжких последствий для страны).

В § 95 в отличие от состава преступления, связанного с изменой Родине, устанавливается уголовная ответственность за разглашение государственной тайны, если виновный делает её доступной постороннему лицу или публично оглашает, что вызывает угрозу причинения серьёзного вреда внешней безопасности ФРГ.

Публицистический шпионаж включает разглашение государственной тайны в печатных органах или журналистами. Такое преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет, а в особо тяжёлых случаях от 1 года до 10 лет.

Во второй группе составов преступлений предусматривается уголовная ответственность за шпионскую агентурную деятельность (§ 98), которая включает:

“1) осуществление виновным лицом в пользу иностранного государства деятельности, направленной на выведывание или сообщения государственной тайны, или 2) изъявление виновным лицом своей готовности к осуществлению подобной деятельности иностранному государству или одному из его посредников.”

В § 99 предусматривается отличный состав:

“1) осуществление для секретных служб иностранного государства агентурной деятельности, направленной против ФРГ, которая заключается в сообщении и выдаче фактов, предметов или сведений, 2) изъявление виновным лицом своей готовности к осуществлению подобной деятельности секретной спецслужбе иностранного государства или одному из его посредников”.