Файл: 1. Государственно административное управление как вид деятельности по управлению делами государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Государственно - административное управление как вид деятельности по управлению делами государства
Государственно-административное управление – это практическая реализация исполнительной власти или, другими словами, вид государственной деятельности по управлению делами государства, т. е. собственно практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений.
Государственно-административное управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляют все органы государственной власти. Это управление реализуется в следующих видах деятельности: законодательной, исполнительной и правосудия. Хотя все эти виды деятельности направлены на осуществление единых задач и функций государства, каждая из них обладает определенными особенностями, обусловленными разделением труда между органами государства.
Особо значимым структурно-функциональным элементом в системе государственного управления выступает институт оперативного управления, обеспечивающий практическое исполнение, реализацию, претворение в жизнь законодательных решений. В этой связи в теории административного права наиболее распространенным является понятие государственного управления в узком смысле слова как исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой на основании и во исполнение законов, для выполнения возложенных на них задач и функций.
Следует отметить, что в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в межотраслевой (финансы, налоги, статистика, и др.), социально-политической (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), социально-культурной(наука, образование, здравоохранение и др.) и экономической (промышленность, транспорт, связь, финансы, кредит и др.) сферах.
Государственно-административное управление проявляется во внешнем проявлении, в форме реализации исполнительной власти. Оно представляет процесс властного воздействия государства в лице уполномоченных им органов управления на поведение субъектов общественных отношений с целью его упорядочения.
Органы исполнительной власти осуществляют два вида государственно-властной деятельности. Они сходны по содержанию, формам и методам властного воздействия, но отличаются по объекту, целям воздействия и по содержанию полномочий, реализуемых в отношении различных объектов.
Первый вид этой деятельности направлен на реализацию исполнительной власти, на осуществление государственного управления. Он осуществляется в отношении неподчиненных объектов управления. Эта деятельность носит подзаконный, исполнительно-распорядительный и правоприменительный характер и направлена на реализацию функций, возложенных на органы исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики, принятию нормативных правовых актов, осуществлению контроля и надзора, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Второй вид деятельности является внутриорганизационной. Она осуществляется в структуре каждого органа исполнительной власти и между соподчиненными органами исполнительной власти в целях организации и обеспечения надлежащей реализации этим органом возложенных задач и функций. Объектом властного воздействия в этом случае является поведение сотрудников, входящих в структуру данного органа.
К субъектам государственно-административного управления относят государственную (публичную) администрацию, под которой следует понимать:
а) органы исполнительной власти, другие государственные органы, осуществляющие управление;
б) руководящий персонал государственных учреждений, предприятий, строевых подразделений.
Субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления — организации (предприятия, учреждения), граждане, которые не имеют государственно-властных полномочий.
2. Роль и место Президента РФ в системе управления обществом и страной
Статус и полномочия Президента РФ регламентирует Конституция РФ, порядок выборов — Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.
В Конституции не прописано к какой из ветвей власти принадлежит Президент и принадлежит ли вообще, тем самым его функции и полномочия не только не укладываются в систему разделения властей, но получается, что и действует он наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями.
Роль Президента со страной проявляется в широких правах по проведению внешнеполитического курса страны. Именно глава государства во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идёт о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнёрами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России.
Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть российской правовой системы.
По сложившейся практике основные направления внешней политики Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, в иных публичных выступлениях.
В присяге Президента проявляется его роль в обществе. В присяге сказано: клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
3. Система и структура органов управления регионом
В последнее время значение регионального управления в структуре федеральной системы государственной власти существенно выросло. Это происходит в силу того
, что посредством регионов складывается общая система управления страной. Реализация целей, поставленных перед регионом, ставит задачу научного обоснования системы управления, которая в настоящей ситуации может сложиться только при участии государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Регионы в данном контексте являются проводником государственных интересов с поправкой на особенности отдельных субъектов Федерации. Для действенного функционирования регион как часть субъекта государства обязан иметь всю полноту власти в политической, финансовой, экономической юридической областях. Большинство жизненных вопросов граждан решаются в субъектах государства. А ответственность за состояние региона перед жителями и центральной властью лежит на региональных органах власти.
Под системой регионального управления подразумевается управление в сфере государственного администрирования, исполняемое органами власти Российской Федерации в рамках административно-территориального деления всеми подчиненными элементами, входящими в их компетенцию, и согласно разграничению субъектов ведения на базе федеральных отношений согласно их полномочиям.
Региональные экономические системы представляют собой сложный комплекс социально– экономических и организационно-информационных систем, с включенными в них производственными системами. Они всегда потребляют материальные, финансовые, трудовыеи информационные ресурсы
Особенностью управления региональными структурами является не полное включение механизмов и методов управления ими в общую структуру государственного управления и национального счетоводства. Особенно очевидно это в случае деятельности естественных монополий, когда не в полной мере учитываются особенности земельно-имущественных отношений и интересов региона и центра.
Понятия «структура» и «система» управления регионом неотделимы друг от друга.
Структура является только внутренним аспектом управления регионом. Объект в целом нельзя назвать структурой. Под этим термином к тому же подразумевается нечто остающееся всегда неизменным, устойчивым.
Понятие «система» шире. Оно включает в себя все проявления управления регионом: его значимые компоненты, связи между ними, особенности строения, функции и прочее. Наиболее общим является деление систем на материальные и абстрактные.
Любая система, в отличие от структуры, характеризуется отношениями с окружающей средой, выступая при этом как целостный объект. Система приобретает свойства, которыми не обладают ее отдельные элементы.