Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. От соперничества к сотрудничеству
. Понятие команды
. Этапы формирования
. Принципы работы команд
. Формы управления в команде
. Распределение ролей в команде
. Эффективность работы команд
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с надежностью, готовностью помочь, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Однако на практике психологический акцент нередко смещается на межличностную конкуренцию, что часто приводит к скрытой и явной конфронтации. Соперничество делает нас психологически более закрытыми, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и принимать помощь.
В последние годы идеи сотрудничества получают признание и все большее распространение. Небольшие фирмы могут выжить в условиях рынка, только если они работают сообща, кооперируются при решении сложных задач. Крупные организации тоже научились ценить преимущества работы в команде на всех уровнях и этапах: от разработки проекта до выпуска продукта. В системе образования, здравоохранения и в некоммерческих организациях также отдают предпочтение кооперации над конкуренцией. Эта тенденция не обошла стороной и политику. Объединение западноевропейских государств в Европейский Союз является примером радикального шага в сторону разрушения привычной идеи соперничества и замены ее идеей сотрудничества.
Несмотря на быстрое возрастающее признание потребности в командном управлении, до сих пор потенциальные возможности команд в большинстве организаций практически не используются. Одной из причин этого является то, что руководители недостаточно четко понимают, что такое команда, как её создавать и как использовать. Долгосрочный рост любой современной организации не должен зависеть от возможностей одного человека. Именно поэтому формирование команды становится сегодня одной из ключевых задач для успешных руководителей.
Целью данной работы было доказать целесообразность использования командной формы организации труда, рассмотреть состояние проблемы командообразования как технологии управления персоналом в работах отечественных и зарубежных ученых. Были поставлены задачи: провести анализ воззрений на проблему, рассмотреть процесс командообразования на разных этапах развития.
1. От соперничества к сотрудничеству
команда труд управление персонал
Жизнь каждого человека наполнена процессами сотрудничества или конкуренции в разной степени. Ребенок с раннего возраста в ходе социализации начинает ощущать на себе действие этих процессов. Уже став взрослыми люди, порой не осознают, насколько их жизнь отягощается духом соперничества. Это проявляется не только в деловой сфере, но и в личной жизни. Близкие люди стремятся к победе друг над другом. Когда рождается ребенок, между отцом и матерью порой разгорается борьба за любовь ребенка. В детских коллективах временами идет не менее ожесточенная борьба «за место под солнцем». Чем больше моментов соперничества мы в своей жизни видим и переживаем, тем сильнее развивается у нас потребность в победе над другими, и наоборот, привычка действовать в команде позволяет нам обходиться без ощущения превосходства.
Психологи Дэвид и Роджер Джонсоны, занимающиеся вопросами воспитания, отметили, что в повседневной жизни мы охотнее признаем и поддерживаем именно принцип сотрудничества, поскольку совместная деятельность требует от нас меньшего внимания, чем деятельность, нацеленная на соревнование. Дети, у которых развиваются навыки кооперации, избавлены от таких неприятных чувств, как зависть и пренебрежение. Зависть во многом есть изобретение человеческого общества.
Сотрудничество и соперничество имеют одно важное различие. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рассчитывать на то, что его дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же приветливый отклик. Сотрудничество связывает людей, соперничество изолирует.
Психоаналитик Ролло Мей провел большое междисциплинарное исследование о возникновении страха в группе. Он пришел к выводу, что соперничество является наиболее частой причиной страха в нашей культуре. Оно ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции.
Уже в 1919 году Петр Кропоткин в своей известной книге «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» детально описал механизм коллективной деятельности у животных. Он указал на то, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида. Биолог
Стефан Джей Голд считал, что процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе как соперничество. Психолог Эшли Монтегю доказал, что без совместной деятельности общество просто не смогло бы существовать и человек лишь постольку шел от одной ступени эволюции к другой, поскольку был нацелен на коллективную деятельность. В 30-е годы Маргарет Мид убедительно показала, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности.
Особенно интересен взгляд социальных психологов на эту проблему. Они считают, что конкуренция есть продукт деятельности исключительно человеческого общества, а не природы. Это означает, что соперничество не является биологической характеристикой человека, а следовательно, совсем не обязательно должно присутствовать в его жизни. Основоположник направления по исследованию конкуренции в социальной психологии Мортон Дойч еще в 1973 году указал на нелогичность предположения о врожденной потребности человека побеждать.
Расскажем кратко о том, какие аргументы использовались для того, чтобы доказать неизбежность соперничества в человеческой жизни. Зигмунд Фрейд строил свою концепцию на предположении о том, что соперничество является основополагающим принципом нашего существования. Фрейдовская модель глубоко укоренена в нашей культуре, поэтому мы можем исходить из того, что люди воспринимают и придерживаются ее, сами не замечая этого. Фрейд утверждает, что человек является существом эгоистическим, которое прежде всего ищет удовольствий. Для него люди - вовсе не жаждущие любви и понимания существа, наоборот, их отличительным и необходимым качеством являются агрессивные инстинкты. По Фрейду, соперничество неустранимо, и мысль о нем закладывается уже в отношениях родителей и детей. Желание быть любимым приводит к бесконечной борьбе, кульминацией которой является эдипов комплекс: отец рассматривается как соперник, а мать - как награда за победу.
К счастью, неофрейдисты, и особенно Карен Хорни, придерживаются иной концепции. Карен Хорни придерживалась концепции и доказала, что жажда соперничества и конкуренции является компенсацией неуверенности в себе и низкой самооценки. Для нее психическое здоровье тесно связано со слабой потребностью в конкуренции.
Наоборот, каждый занимает в команде место, соответствующее его способностям и возможностям, каждый ощущает себя значимым и незаменимым, а это является важнейшим условием удовлетворенности профессиональной деятельностью.
Все это говорит о том, что работа в команде имеет большие организационные ресурсы, как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.
Основными факторами для создания команды являются:
· Необходимость повышения скорости принятия решений. Обеспечение большей гибкости организационной структуры.
· Возрастание сложности деятельности. Усиление значения специализации и, как следствие, необходимость повышения качества взаимодействия.
· Возрастание конкуренции на рынки труда. Необходимость высоконадежных систем отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала.
· Возрастание значения не денежной мотивации, развитие теории вовлекающего менеджмента.
· Увеличение нагрузки (информационной, эмоциональной, физической), что приводит к необходимости развития системы дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости.
Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, что в конце концов приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину», а именно действуя в команде.
2. Понятие команды
Все имеющиеся на сегодняшний день толкования термина «команда» разделяются на две части. Одна часть - это определение слова «команда» через её внешние проявления, через её описание. Вторая - структурные определения, обозначающие внутреннюю суть этого объекта. К первым можно отнести такие определения: команда в широком смысле - трудовой коллектив(группа) с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации. Однако команда больше, чем группа. Команда - небольшое количество людей с комплиментарными навыками, приверженных общим намерениям, эффективным целям и общему подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными.
Проанализировав данные в литературе определения, получили следующее определение команды:
Команда - это группа из двух или более человек, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия.
Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп (таб. 1) является наличие синергетического эффекта.
Различия между группами и командами
Группа | Команда |
Имеет назначаемого сильного лидера | Роль лидера переходит от одного члена к другому |
Индивидуальная подчиненность | Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому) |
Цель - та же, что и у организации | Специфическое видение или цель |
На выходе - продукты индивидуального труда | На выходе - продукты коллективного труда |
Встречи «необходимы и достаточны» | На встречах ведутся неограниченные по времени дискуссии и решаются все проблемы |
Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес (на финансовые показатели, например) | Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы |
Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания | Совместные общение, принятие решений и рабочие задания |
Нет синергетического эффекта | Есть синергетический эффект |
Проводя параллель между понятиями «команда» и «коллектив», можно привести следующие признаки, сопутствующие этим категориям:
а) соединение людей на основе каких-либо общих задач;
б) совместность действий и взаимопомощь;