Файл: Протокол гэк Председатель гэк о. В. Баулина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные причины подростковых правонарушений это:

  1. дефицит семейного, эмоционального тепла;

  2. слабый контроль со стороны родителей (вахтовый метод работы; асоциальное поведение семьи, в том числе алкоголизация; социальный аспект семейного неблагополучия (многодетные, неполные, безработные); игнорирование требований школы родителями;

  3. несовершенство законодательной базы, регламентирующей ответственность родителей за воспитание ребенка;

  4. «самоутверждение» ребенка в подростковой среде: (смещение ценностных ориентиров; преобладающее влияние улицы; склонность к риску; неадекватность поведения).

В нынешних условиях государство принимает меры, но этих мер недостаточно для решения проблемы бездомности и ее сокращения. Детскому дому не хватает бюджетных средств на ремонт и обустройство мест, где селятся дети. Детям в детском доме не хватает одежды, школьных принадлежностей, еды, тепла и чувств воспитателей и учительниц. В результате многие дети в детских домах ослаблены и страдают хроническими заболеваниями. Жестокое и невежливое обращение с детьми в интернатных учреждениях и семьях распространяется, а ответственность за их судьбу снижается. Обычная семья дает своим детям больше, чем просто приют. Эти учреждения предназначены не для поддержки, а для дальнейшего устройства беспризорных детей [10].

Подростки выходят из детского дома, не подготовленными к самостоятельной жизни, им не оказывается полноценная ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. По данным статистики примерно 40% выпускников детских домов и школ – интернатов становятся алкоголически и наркотически зависимы, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. И только 15% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. Отсутствие координации в работе министерств социального блока и органов исполнительной власти на местах не позволило создать в стране полноценную систему профилактики безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних. В итоге обязанности контроля за юными безнадзорными детьми распределились по различным ведомствам, дети же остаются бесхозными. Утратив прежние социальные связи, ценности и институты, многие из них не сумели приспособиться к новым условиям жизни, различные ведомства не приблизили детей к основным сферам жизнедеятельности (спорту, школе, работе) [2].

Сегодня каждый седьмой российский ребенок растет в неполных семьях. Ослаблен воспитательный потенциал семьи, разрушается ее нравственный фундамент, утрачиваются основные общечеловеческие ценности. Одной из причин потери семейных отношений
являются конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся родительским насилием, агрессией и жестоким обращением. Причиной, по которой дети покидают свои дома, часто является развод или вступление в брак семьи с одним родителем, которая ранее жила с несовершеннолетними детьми. Родители, перегруженные работой по дому из-за отсутствия материальных средств для использования семейных служб, увеличивают возможности общения с детьми и совместных занятий с ними, увеличивая риск бездомности для детей.

Другим фактором риска является позиция школы по отказу от неадаптивных детей. Сокращение внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций под влиянием рыночных факторов и обнищание государственного бюджета привели к обеднению досуга детей, их росту и развитию. Предоставленные самим себе, дети бросают учебу и проводят свободное время на улице, в ненадежных компаниях и бесцельных развлечениях. Все эти и многие другие факторы приводят к социальной дезадаптации и нарушают нормальный процесс социализации детей[6].

В некоторых случаях детская бездомность является результатом беспомощности родителей в обучении, их искаженного представления о самостоятельных границах детей, отсутствия контроля над их времяпрепровождением, взрослые заботятся только об удовлетворении естественных и материальных потребностей, нарушая взаимопонимание и доверие между детьми и родителями. Первопричиной ослабления внимания к детям является ситуация развода, которая не только травмирует психику ребенка, но и часто вызывает разлад между родителями; взаимное недовольство между взрослыми и детьми, стремление последних к автономии; стремление свести к минимуму контакты с родственниками.

Следует отметить, что для того, чтобы избавиться от этой ситуации, необходим комплексный подход, включающий взаимодействие всех заинтересованных секторов, влияющий на изменения в органах государственной власти, законодательстве и общей социально-экономической среде [18].

1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности - семья как главный источник беспризорности


Важной причиной бездомности было и остается разрушение семейной жизни и естественного уклада жизни. В данном случае бездомные дети очень рано включились в борьбу за выживание на улицах без помощи образования взрослых и нормального социального окружения [14].


Причины детской бездомности могут быть разными, но результаты одни и те же - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах без надлежащего питания и ухода. Дети обычно попадают в криминальную среду, живут и растут в соответствии с их законами.

Первопричина кризисного явления многих российских семей заключается в том, что они утратили свой социальный потенциал и воспитательную роль и фактически выталкивают своих детей на улицу, что связано со снижением уровня жизни большей части населения, социальной коррупцией и моральным разложением. Все больше и больше россиян, особенно все семьи с детьми, впадают в состояние нищеты, социального безразличия и физической гибели.

Рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:

  1. физическое насилие;

  2. отсутствие заботы;

  3. сексуальное насилие[12];

Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям.

Основным факторами жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический фактор («синдром избитого ребенка») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции).

Отсутствие заботы - это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие заботы может сопровождаться физическим или сексуальным насилием[17].

Таким образом, безнадзорность можно определить как долгосрочную неспособность родителей удовлетворять основные потребности детей: в еде, одежде, жилье, медицинском обслуживании, образовании, защите и надзоре.

Причинами, влияющими на способность родителей удовлетворять потребности своих детей, являются экономические факторы, физические или эмоциональные заболевания родителей, нехватка времени у работающих родителей и т.д.

Общее насилие и сексуальное насилие являются скрытыми преступлениями, поэтому представляется трудным оценить истинную распространенность этого явления. Сексуальное насилие может совершаться как внутри семьи, так и за ее пределами [13].


Как упоминалось ранее, сексуальное насилие связано с физическим и психическим насилием. Поэтому травма, полученная детьми из-за сексуального насилия в отношении них, очень опасна для дальнейшего развития и в первую очередь наносит вред психическому здоровью.

В случае инцеста обычной реакцией ребенка является побег из дома. Последствия насилия могут проявляться в виде злоупотребления алкоголем и наркотиками, попыток самоубийства и глубоких личностных изменений (депрессия, агрессия, враждебность). В целом, признайте роль социальных факторов в возникновении и развитии жестокого обращения с детьми и, в свою очередь, признайте цель подлинного предотвращения такого обращения, особенно для улучшения положения женщин и качества отношений между родителями и детьми, в целях борьбы с насилием в семье и нищетой.

В национальной политике необходимо учитывать незащищенность семьи в обществе, чтобы помочь предотвратить ее полное разрушение и неизбежное отвержение детей. Чем больше государство, общественность и благотворительные организации участвуют в жизни, а не формально, тем больше вероятность сокращения числа бездомных и безнадзорных детей[16].

Семья является самым важным образовательным учреждением, поскольку она представляет собой среду для развития человека. В семье зарождается и интенсивно развивается важный процесс формирования нравственного и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому семья должна в первую очередь привить ребенку чувство доброты, научить умению усердно трудиться и правильно строить отношения с окружающими, потому что, беря с родителей пример, ребенок готовится к будущему материнству и отцовству.

Проблему беспризорных детей нельзя решить, полагаясь на действия полиции по "поимке" их на улицах города. При широком участии общественных и религиозных организаций усилия всех государственных учреждений, главным образом их агентств социального обслуживания и образовательных учреждений, по-видимому, в основном сосредоточены на систематической профилактике семейных отклонений, по крайней мере устранении прямых причин массовой бездомности и безнадзорности [9].

Массовые нарушении прав детей в России (например, право ребенка на защиту от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и совращения и т.п., декларируемые Конвенцией ООН о правах ребенка и ратифицированной российским государством, но не признаваемые российским телевидением, производителями соответствующих товаров и услуг, право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития) делает актуальным воссоздание ювенальной юстиции (ювенальных судов), как это существовало в дореволюционной России и которая сегодня достаточно успешно действует во многих странах мира. Это позволит более оперативно и эффективно осуществлять профилактику нарушений прав детей (прежде всего в семьях), своевременно предотвращать явления безнадзорности и беспризорности[15].

1.3 Нормативно–правовые основы социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям на федеральном уровне


Из-за снижения уровня жизни ухудшилось социально-экономическое положение большинства российских семей, резко возросла безработица, миграция населения, увеличилось количество неблагополучных семей, снизились моральные устои, что привело к бездомности среди детей и подростков, росту агрессии, нетерпимости, преступности, и наркомания распространилась. Эти шокирующие тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения таких вопросов, как профилактика бездомности и преступности несовершеннолетних, защита их прав, социальная реабилитация и адаптация. Оказание помощи детям, которые по разным причинам не находятся на попечении своих родителей, является важнейшим направлением национальной социальной политики. Государство вынуждено заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей, и тратить деньги на их воспитание, но в данном случае главной проблемой является социализация детей, будь то вне семьи или в новой семье (приемная семья, патронатное воспитание – то есть между ребенком нет генетической связи и родители семьи). Основным содержанием социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, является защита их прав, организация и контроль условий их воспитания, социальная реабилитация и адаптация, содействие в трудоустройстве и предоставлении жилья [4].

В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально– экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети–сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально–бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка[23].