Файл: Протокол гэк Председатель гэк о. В. Баулина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Совершенствование организации работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделении по делам несовершеннолетних

3.1 Выводы и предложения


Деятельность и организация работы Подразделения по делам несовершеннолетних в области профилактики правонарушений - это, прежде всего, создание условий для предупреждения роста преступности несовершеннолетних, их контроле, защите их прав и надзоре. Можно предложить следующие мероприятия:

Прежде всего, необходимо повысить роль семьи в профилактике социально-отклоняющего поведения у детей. Это одно из важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющего поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей.

Реализация данного направления требует решения комплекса проблем несемейного и внутрисемейного характера. Важнейшей задачей является помочь подростку опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа должна быть направлена не только на ребенка, но и на его семью с целью восстановления семейных связей. Помимо известных форм семейного устройства детей (усыновление, опека) является практика создания при различных ведомствах домашних групп, которая позволяет реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке. Необходимо найти новую форму эффективной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, например, заключение с ними договоров о взаимопомощи и сотрудничестве. Организовать психолого-педагогическую консультацию для родителей несовершеннолетних, с целью помочь решить семейный конфликт, объяснить причины нарушений во взаимоотношениях с детьми, научить убедить ребенка вести здоровый образ жизни, помочь снять негативное отношение детей к окружающей среде.

Необходимо сформировать систему противодействия обстоятельствам, провоцирующим несовершеннолетних на уход из семей, путем сотрудничества ПДН с Социальной защитой населения, запрашивая у последних данные о неблагополучных семьях и на основе этих данных вести координационную работу с семьями группы риска, патронировать семьи и проводить беседы с родителями, детьми. В качестве механизма, обеспечивающего реализацию программ поддержки несовершеннолетних из неблагополучных семей, можно предложить ввести реабилитационно-образовательный полис для каждой семьи, в которой проживает проблемный ребенок, и каждого воспитанника детского учреждения, нуждающегося в социальной адаптации. В соответствии с совместным решением родителей (опекунов, попечителей) ребенка и службы сопровождения они будут направляться тем организациям (воспитательным, исправительным, профилактическим, медицинским, образовательным), которые смогут реализовать данный этап реабилитации. Введение такого механизма позволит решить проблему адресности и создать конкретную систему реабилитационного характера и стимулировать формирование соответствующей инфраструктуры. Необходима полноценная правовая база в отношении семьи, определить статус семьи, формы поддержки многодетных семей, обеспечить адресность в поддержке семей, равные права и равные возможности мужчин и женщин в семье, обществе, государстве; усилить ответственность родителей или их законных представителей за воспитание детей; законодательно закрепить нормы ответственности родителей, отказывающихся от содержания и воспитания детей.


Необходимо решить проблему подготовки будущих и молодых родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Поэтому можно предложить организовать специальную семейную службу, где будет проходить непосредственная подготовка родителей к воспитанию своих детей путем проведения специальных методик изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды. В специальной семейной службе семья, как объект коррекции рассматривается в следующих аспектах: основы взаимоотношения в семье; внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления; основы ведения домашнего хозяйства; основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка. В данной семейной службе можно создать благоприятную нравственную семейную обстановку. Обстановка в семье – это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье и в той обстановке, в которой он живет, воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми, какой должен быть быт. Данная служба поможет предупредить ошибки в семейном воспитании, сформирует у ребенка твердые нравственные ориентиры, нравственную позицию. Поможет не допустить насилия над ребенком, употребления и приобщения подростков к спиртным напиткам, курению, наркотикам.

Необходимо составить социальный паспорт на семью несовершеннолетнего, где будут отражены необходимые сведения о семье и ребенке: социальное положение и статус, который занимает семья; взаимоотношения, жилищно-бытовые условия. В дальнейшей работе с семьей несовершеннолетнего необходим социальный патронаж в целях контроля и пресечения негативных явлений.

3.2 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними


Можно предложить создать отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних является специализированным учреждением, которое следует открыть в системе социальных служб органов социальной защиты населения, приютах, социальных гостиницах, социально-реабилитационных центрах, в школах, в подразделениях по делам несовершеннолетних, при церкви. Основными задачами отделения дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет стать профилактика беспризорности и безнадзорности, организация досуга несовершеннолетних, оказание им психолого-педагогической помощи, социальный патронаж семей группы риска, составление социального паспорта, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание медицинской помощи, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, содействие органам попечительства в содействии устройства детей. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.



В отделении дневного пребывания для несовершеннолетних смогут и должны быть образованы семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач отделения дневного пребывания. Кадровое обеспечение одна из приоритетных мер для работы отделения. На работу должны будут приниматься работники, имеющие специальное образование и специальную подготовку, желающие помогать детям. В отделении смогут работать высококвалифицированные специалисты: психологи, педагоги, социальные работники, инспектора ПДН, детский гинеколог, нарколог, логопед, невропатолог, юрист, трудотерапевт и другие специалисты.

В отделении сможет проводиться трудотерапия, организация досуга детей (кружки по интересам), прогулки на свежем воздухе, туристические походы. С детьми должна будет проводиться специфическая работа, если ребенок будет находиться в трудной жизненной ситуации, оказание всесторонней помощи и поддержка специалистами разного профиля. В отделении дневного пребывания для несовершеннолетних можно открыть группы длительного пребывания, это возможность дольше продержать ребенка под надзором, создать необходимые условия для его социализации, главная цель которой – вступление в полноценную самостоятельную жизнь. В группах длительного пребывания должно будет происходить включение воспитанников во все сферы самостоятельного жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни не под ежеминутным контролем, а под мягким патронажем специалистов.

Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. Известна большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные средства массовой информации несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Транслируется видеопродукция, пропагандирующая насилие, идеи легкого бизнеса, свободного секса, разнообразие спиртных напитков, табачной продукции. Данный факт подчеркивает и усиливает пагубное воздействие СМИ на подростков. Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.


Необходимо приобщать детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских). Необходимо развивать систему досуговых и оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков. Способствовать созданию кадетских корпусов, муниципальных военных, военно-технических лицеев, военно-технических, специализированных суворовских и военно-патриотических классов.

Оказывать содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организовать профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями через труд, но на этом этапе трудовой деятельности им необходимы поддержка и психологическое сопровождение со стороны взрослых. Необходимо выйти с предложением в Центр занятости населения о первоочередном трудоустройстве не работающих, не учащихся подростков, состоящих на учете ПДН. Незанятость несовершеннолетних приводит к бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизации и правонарушениям. Хорошо организованный труд – это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет подростка от личностного распада, создает условия для межличностного общения. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

С предоставлением Подразделению по делам несовершеннолетних необходимого автотранспорта, письменных принадлежностей, материально-технической базы, мебель, оргтехники, организационно-технических средств, процесс работы ПДН будет заметно результативнее и эффективнее. Для эффективной работы ПДН необходима усовершенствованная система оплаты труда и социальных льгот для специалистов, занятых профилактической, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной работой. Необходимо пересмотреть вопрос о повышении заработной платы сотрудникам Подразделения по делам несовершеннолетних. Увеличить штатную численность персонала Подразделения по делам несовершеннолетних.


Организация мероприятий по организации переподготовки специалистов, способных анализировать состояние детской беспризорности и правонарушений, которые помогут предотвратить рост детской беспризорности и правонарушений, и будут способствовать улучшению работы ПДН. Организация и проведение анализа кадрового состава учреждений, имеющих профилактическую направленность, с целью выявления дефицита специалистов и формирования заказа на их подготовку в системе высшего образования.

Введение в ПДН штатную должность специалиста по охране прав ребенка, который сможет осуществлять за надлежащим исполнением прав и законных интересов несовершеннолетнего, проводить юридические консультации с родителями несовершеннолетнего. При осуществлении деятельности в области воспитания ребенка не смогут ущемляться права ребенка.

Введение в должность ПДН психолога, который поможет предотвратить синдром эмоционального сгорания у сотрудников ПДН, дать дельный совет и возможность эмоциональной разгрузки путем проведения психологических тренингов. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности и уверенности в себе.

Проведение профилактических рейдов по городскому рынку, району автозаправки по выявлению несовершеннолетних, занимающихся заправкой автомобилей, подработкой и попрошайничеством на городском рынке. Проведению проверки должна будет предшествовать спланированная акция поиска и оказания срочной помощи детям, нуждающимся в защите государства. К этой категории нужно отнести тех, кто потерял семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями, либо самовольно ушли из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними, не оказывавших никакой заботы о них; детей, убегавших из интернатных учреждений, оставшихся без родительского попечения, но своевременно не устроенных под опеку, а также выпускников учреждений общественного воспитания, чьи проблемы трудоустройства и жилья остались неразрешенными. Проводимая проверка должна будет включать в себя следующие направления: деятельность органов местного самоуправления по защите прав детей, нуждающихся в помощи государства; деятельность органов и учреждений государственной системы профилактики по исполнению законов, направленных на предупреждение безнадзорности. Цель настоящей проверки выяснить имеет ли место безнадзорность, ее причины, меры, предпринимаемые к ее предупреждению.