Файл: Протокол гэк Председатель гэк о. В. Баулина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства. В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю, за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей–сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, их деятельность регламентируется следующими документами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс, другими правовыми актами[19].

Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе используются понятия: дети–сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.

Социальная поддержка, предоставляемая этим законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, фактически затрагивает все аспекты их жизни, что особенно важно в современных экономических условиях, поскольку обеспечить права этих детей становится все труднее. Дополнительная гарантия социальной поддержки - это дополнительная мера социальной поддержки, предоставляемая государством в соответствии с действующим законодательством и законом, защищающим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон определяет отношения, связанные с дополнительными гарантиями, предоставляемыми национальными органами власти в отношении прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанием социальной поддержки [24].


С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно–оздоровительные лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы[20].

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120–ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты). Детский приют – многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации [28].

Согласно закону, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних - это система социальных, правовых, воспитательных и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, приводящих к безнадзорности, беспризорности, преступности и асоциальным действиям несовершеннолетних, а также проведение профилактической работы с лицами несовершеннолетнего возраста и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Основой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются законность, демократия, гуманное обращение с несовершеннолетними, принципы поддержки семьи и взаимодействия с ними, персональные методы исправления несовершеннолетних при соблюдении конфиденциальности полученной информации, а государство оказывает поддержку органам местного самоуправления и общественным объединениям в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних деятельность по борьбе с правонарушениями, направленная на привлечение должностных лиц и граждан к ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.



В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении [33].

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Реализация данной федеральной целевой программы позволит частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации программы должно стать увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально–технической базы специализированных учреждений. Планируется проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками–правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация. Предполагается, что реализация Программы позволит стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показателя 2022 года[21].

Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Дети–сироты». Целью данной программы является предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети–сироты» предусматривает формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.


На основе федеральной целевой программы «дети–сироты» уже начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей–сирот – помещение ребенка на воспитание в семьи граждан[26].

Планируется внедрить систему учета сирот, сформулировать критерии отбора семей, которые могут усыновить детей, оказать психолого-педагогическую поддержку этим семьям, обеспечить социальную защиту детей в них, а также увеличить вознаграждение приемных родителей.

Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

Исходя из вышеизложенной ситуации, можно считать, что государство создало нормативную базу для профилактики и борьбы с бездомностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но поддержка всех ведомств, ответственных за благополучие и интересы детей, необходима для обеспечения материально-технической поддержки и средств для реализации проекта. правовые меры на федеральном уровне [30].


2 Анализ работы подразделения по делам несовершеннолетних

2.1 Анализ работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних


Государственные и муниципальные учреждения, а также общественные и благотворительные организации привержены решению проблем беспризорных детей [22].

Специализированные учреждения для несовершеннолетних играют важную роль в системе социальной защиты, и в их задачи входит целенаправленная социальная реабилитация дезадаптивных детей. Поскольку социальная адаптация - это интеграция индивидов или групп в социальную среду и их адаптация к соответствующим правилам, нормам и системам ценностей, социальная дезадаптация подростков является нарушением процесса личностного социального развития и социализации. Социальная дезадаптация ребенка имеет сложную природу. Она проявляется в нарушении физического и психического здоровья ребенка, разрушении его социальных отношений с семьей и другими институтами социализации. Однако социальная дезадаптация является обратимым процессом, поэтому она может не только предотвращать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации детей и подростков с социальной дезадаптацией. Социальная реабилитация - это сложный долгосрочный процесс, включающий в себя ряд медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка и восстановление его физического и психического здоровья.

Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом положении подразделения. Он показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств для покрытия их в пассивах.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются для оказания помощи той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей[29].

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

  1. профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

  2. психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в безвыходное положение;

  3. формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

  4. выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

  5. содействие возвращению в семью.