Файл: Проект государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
4.
Алгоритм моделирования внеурочной деятельности
1 этап – определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе.
2 этап – анализ образовательной организацией предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности.
3 этап – анализ ресурсного обеспечения реализации различных моде- лей.
4 этап – выбор модели организации внеурочной деятельности, ее со- держательное выполнение и описание в соответствии с целями, принципами, ресурсными условиями ее реализации.
Взаимосвязь этапов алгоритма

21
Таблица 3
Анализ ресурсного обеспечения различных моделей организации
внеурочной деятельности
Наименование ресурсов
Требования
ФГОС
Проблемы ресурсного обеспечения
Пути и способы улучшения ресурсного обеспечения
Средствами внутреннего резерва
Средствами социального партнерства
Нормативные
Кадровые
Укомплектован- ность образова- тельного учре- ждения педаго- гическими, руко- водящими и иными работни- ками
Не определе- ны должност- ные лица, обеспечива- ющие сопро- вождение в период вне- урочных заня- тий
Внесение в должностные обязанности конкретного должностного лица соответ- ствующих по- зиций
Внутриорганизаци- онное повышение квалификации освоение работ- никами образо- вательного учреждения до- полнительных профессиональ- ных образова- тельных про- грамм в объеме не менее 72 ча- сов, не реже чем каждые три года
Необходи- мость отвле- чения от обра- зовательного процесса большого числа педаго- гов одновре- менно
Использова- ние модульно- накопитель- ной формы
ПК с исполь- зованием ди- станционных, очных и заоч- ных форм целевое взаимодей- ствие с учреждени- ями дополнитель- ного профессио- нального образова- ния, имеющими ли- цензии на осу- ществление таких образовательных программ в таких формах
Материально- технические
Финансово- экономиче- ские
Учебно- методические
Информаци- онные
Организаци- онные

22
Нормативное обеспечение
Реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствую- щее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учре- ждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финан- сово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры об- разовательного учреждения.
Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образова- тельного учреждения должны соответствовать действующему законодатель- ству Российской Федерации в области образования.
Примерный перечень локальных актов образовательного
учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности
в рамках федерального государственного образовательного стандарта
общего образования
1. Устав образовательного учреждения с изменениями в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
2. Должностные инструкции работников образовательного учреждения, отражающие обязанности по реализации внеурочной деятельности.
3. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
4. Положение о деятельности в образовательном учреждении обще- ственных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
5. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
6. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.
7. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).
8. Положение спрограмме внеурочной деятельности.
9. Приказы об утверждении программ учебных курсов, дисциплин (мо- дулей), в том числе программ внеурочной деятельности.


23 10. Положение о распределении стимулирующей части фонда оп латы труда работников образовательного учреждения, отражающей ре- зультативность реализации внеурочной деятельности.
11. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
12. Положение об организации и проведении публичного отчета обра- зовательного учреждения.
13. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных по- мещений, например:
- Положение о пилотной площадке;
- Положение об учебном кабинете;
- Положение об информационно-библиотечном центре;
- Положение о культурно-досуговом центре;
- Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
Финансово-экономические условия
Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятель- ность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федера- ции в сфере образования.
В качестве финансово-экономической основы для реализации внеуроч- ной деятельности образовательным учреждением должны быть использова- ны все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.
Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования:
- нормативное;
- программное;

24
- стимулирующее.
1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося должно учитывать и регуляторы экономических механизмов реализации ин- дивидуальных образовательных траекторий, в том числе, в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей. В данном случае предпола- гается финансирование:
- части, формируемой участниками образовательного процесса, отно- сящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спец- курсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, прак- тикумов и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- внутришкольного дополнительного образования (программы вне- урочной деятельности, ориентированые на планируемые результаты освое- ния основной образовательной программы начального общего образования);
- групп продленного дня;
- деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направленно, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д. Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, этнокуль- турной направленности.
На региональном уровне могут быть разработаны и предложены к реа- лизации (за счет финансирования целевых региональных программ) курсы, актуальные в контексте образовательной системы субъекта Российской Фе- дерации.
Преподавание таких курсов не является обязательным, но предоставля- ет возможность образовательным учреждениям получить до полнительный источник финансирования внеурочной деятельности, а также позволит укре-


25 пить единое образовательное пространство. В данном случае внеурочная дея- тельность может рассматриваться как потенциал для реализации региональ- ной, национальной этнокультурной составляющей.
3. Бюджетное стимулирующее финансирование на региональном уровне в рамках проводимых субъектами Российской Федерации конкурсов инновационных проектов и программ.
4. Внебюджетное финансирование за счет платных дополнительных образовательных услуг. Согласно пунктов 1 и 3 статьи 45 Закона Российской
Федерации «Об образовании» муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обуче- ние по дополнительным образовательным программам, преподавание специ- альных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными госу- дарственными образовательными стандартами. Однако, эти платные образо- вательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельно- сти, финансируемой за счет средств бюджета. Поэтому, если дополнительные образовательные услуги востребованы при соблюдении вышеуказанных условий, и это расширяет существующие направления внеурочной деятель- ности, а также связано с необходимостью оплаты соответствующего обору- дования, помещений и т.д. (например, для плавательной секции, секции фи- гурного катания, верховой езды и т.д.), то они могут быть использованы как дополнительный ресурс для организации внеурочной деятельности.
Организационные условия
Выбор образовательным учреждением моделей внеурочной деятельно- сти предполагает:
- распределение полномочий по организации и реализации внеурочной деятельности между субъектами образовательного процесса;

26
- уточнение, корректировку функционала педагогических работников школы, вовлеченных в реализацию программ внеурочной деятельности;
- конкретизацию организационной структуры управления реализацией основной образовательной программы общего образования;
- формирование расписаний для классов и групп обучающихся, опре- деление площадок для внеурочной деятельности, составление годового ка- лендарного графика, плана методической работы, внутри школьного кон- троля с учетом потребностей реализации программ внеурочной деятельно- сти;
- организацию социально-педагогического партнерства общеобразова- тельного учреждения и учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта через договоры о совместном сотрудничестве общеобразовательного учреждения и других образовательных учреждений и организаций;
- создание общего программно-методического пространства урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, направлен- ного на реализацию основной образовательной программы начального обще- го образования.
1   2   3   4

Условия информационного обеспечения
Выбор моделей внеурочной деятельности может включать:
- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;
- информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественно- стью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;
- создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, ме- тодической и других);

27
- информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной дея- тельности.
Значительную роль в информационной поддержке реализации вне- урочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учре- ждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партне- рами и открытость государственно-общественного управления, но и расши- ряющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирую- щий мотивационную среду образовательного учреждения.
Учебно-методическое обеспечение
Реализация моделей внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода корганизации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования. Решение таких методиче- ских проблем на уровне образовательного учреждения предполагает созда- ние общего программно-методического пространства внеурочной деятельно- сти.
При разработке программ (программы) внеурочной деятельности стоит обратиться к методическому конструктору, разработанному Д.В. Григорье- вым и П.В. Степановым, в котором выделены виды деятельности, три уровня результатов и предпочитаемые формы достижения результатов. Работа с ме- тодическим конструктором и выделение трех уровней результатов позволит педагогу:
- разрабатывать программы внеурочной деятельности с четким пред- ставлением о результатах;
- подбирать формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к друго- му;


28
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной дея- тельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности по достиже- нию результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результа- там.
Для разработки содержания внеурочной деятельности и механизмов её реализации необходимо сформулировать, что понимается под образователь- ной программой внеурочной деятельности учащихся.
Программа внеурочной деятельности обучающихся – локальный нор- мативный документ, отражающий системное представление об условиях до- стижения целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании внеурочной деятельности, механизмах её реализации и предполагаемых ре- зультатах духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Программы внеурочной деятельности обучающихся являются состав- ной частью основной образовательной программы школы и включается в подраздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов вне- урочной деятельности» ее содержательного раздела.
Материально-технические условия
Материально-технические условиявнеурочной деятельности определе- ны в следующих нормативных правовых актах:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г.
№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государствен- ного образовательного стандарта начального общего образования», зареги- стрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Рос- сийской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к усло- виям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зареги-

29 стрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., рег. № 19993, опубликовано
16 марта 2011 г.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ 28 декабря 2010 г.
№ 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрированы Миню- стом России 2 февраля 2011 г., рег. № 19676.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной дея- тельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образо- вательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муни- ципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать воз- можности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.
На четвертом этапе образовательному учреждению предстоит – выбор модели организации внеурочной деятельности, ее содержательное наполне- ние и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельно- сти, ресурсными условиями ее реализации.
Для выбора оптимального варианта организации внеурочной деятель- ности образовательному учреждению целесообразно использовать в качестве единого основания выбора – условия организации образовательного процесса в образовательном учреждении, соответствующие целям внеурочной дея- тельности, а в качестве модели – внутришкольную, внешнюю, смешанную.
На данном этапе образовательное учреждение может конкретизировать вы- бранную модель с учетом классификации организационных моделей вне- урочной деятельности, представленных в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».