Файл: Проект государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
На данном этапе образовательное учреждение с учетом всего комплек- са ресурсов определятся также и с содержательным наполнением в соответ- ствии с предложенными моделями площадок и проектов.
В целом, выбор моделей внеурочной деятельности в соответствии с условиями организации образовательного процесса необходимо проводить исходя из целей, задач, форм и вариантов проектирования содержания вне- урочной деятельности, возможностей использования для ее реализации орга- низационных структур образовательного учреждения и его социальных парт- неров.
Выбор образовательным учреждением организационной модели вне- урочной деятельности целесообразно завершить проектированием содержа- тельного компонента.
Выбор моделей внеурочной деятельности завершается разработкой программ внеурочной деятельности, их встраиванием в содержание основной образовательной программы образовательного учреждения.

31
5.
Описание структуры программы внеурочной деятельности
Структуру программы внеурочной деятельности необходимо разрабо- тать на уровне образовательного учреждения, обсудить и согласовать на за- седании научно-методического или методического совета. После чего данная структура программы утверждается приказом директора образовательного учреждения.
При рассмотрении структуры программы внеурочной деятельности пе- дагогов целесообразно провести сопоставление с требованиями к програм- мам отдельных учебных предметов, курсов. Структура может включать:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса.
6. Описание методического и / или материально-технического обеспе- чения образовательного процесса (УМК).
7. Список литературы.
8. Приложения.
Рассмотрим содержание структурных компонентов.
1. Титульный лист.
Должен содержать: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена данная программа; название про-граммы; направлен- ность; возраст детей, на которых рассчитана составленная программа; сроки ее реализации; фамилию, имя, отчество, должность её автора (авторов); название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разра- ботки программы.
2. Пояснительная записка.
Должна содержать: направленность программы; её актуальность (госу- дарственный заказ – ФГОС ОО, социальный заказ родителей и пожелания


32 детей на основе проведенного анкетирования); цель и задачи программы (од- на цель и не более 3–5 задач); возраст детей, их психолого-педагогическая характеристика; сроки реализации (общая продолжительность, этапы); крат- кое обоснование ценностных ориентиров и логики формирования содержа- ния курса, форм и режима занятий (дел); выделение результатов (личност- ные, метапредметные, возможно предметные), на которые может оказать влияние реализуемый курс (возможно способы их проверки, формы подведе- ния итогов реализации программы: выставки, фестивали, соревнования, кон- ференции и т.д.).
При разработке программы наибольшее количество затруднений воз- никает при формулировании цели и задач. Поэтому имеет смысл уточнить определения.
Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а по воз- можности и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, кото- рого воспитанник реально может достичь к четко определен-ному моменту времени, который в нашем случае должен соответствовать и требованиям
ФГОС НОО.
Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, пол-
ной и логически корректной. Ее назначение – определить стратегию и такти- ку образовательного процесса. Однако точно поставить цель без предвари- тельного анализа образовательного уровня детей группы, всего детского объ- единения, особенностей окружающей среды, вашего региона затруднительно.
Чем объемнее программа, тем глубже должен быть анализ. Как правило, цель можно сформулировать по следующей проблематике:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
- коррекция психофизического и умственного развития детей;

33
- формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отра- жающих их индивидуально-личностные позиции и основ гражданской иден- тичности;
- формирование социальных компетенций; адаптация в обществе детей с проблемами, в том числе и профилактике асоциального поведения детей;
- повышение занятости детей в свободное время;
- физическое развитие и оздоровление детей.
Конкретизация целей в тексте программы проходит в ходе определения задач – путей достижения цели. При формировании задач С.В. Тетерский ре- комендует воспользоваться следующей классификацией:
- познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);
- развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);
- мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы добро- желательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуа- ции успеха);
- социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);
- обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетво- рение образовательных потребностей);
- эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту);
- оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключе- вое слово (оказать, отработать, освоить, организовать).
Основная трудность, которая может возникнуть у педагога, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образо-


34 вательной программы курса внеурочной деятельности – это, образно говоря, её стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.
Задачи, есть результаты тех конкретных стадий реализации про- граммы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. Задачи – это конкретные пролонгированные результаты реализации программы, сум- марным выражением которых и является поставленная цель.
3. Учебно-тематический план.
Должен содержать: перечень разделов, тем программы; количество ча- сов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды заня- тий. Но при этом необходимо помнить, что внеурочная деятельность, являясь практико-ориентированной, не должна подразумевать большого количества лекционных занятий. Обратить внимание необходимо и на формы (игра, бе- седа, поход, экскурсия, конкурс, конференция, выставка и т. д., но не лекция в начальной школе). УТП составляется в соответствии с продолжительно- стью реализации программы. Каникулярное время планируется в соответ- ствии с положениями Устава образовательного учреждения. Программы, рассчитанные более чем на год, представляют УТП на каждый год отдельно.
Оформление УТП рекомендуем в виде таблицы.
Пример 1.

Тема занятия
Количество часов
В том числе
Формы ор- ганизации деятельности детей при проведении занятий
Теория
Практика
Пример 2.

Тема, содержание курса по направле- ниям проектной дея- тельности
Количество часов
Формы организации деятельности детей при проведении за- нятий

35
При проведении занятий педагог может использовать традиционные формы организации деятельности детей (таблица 4).
Таблица 4
ФОРМА_Педагогические_задачи_Лекция_Демонстрация'>Традиционные формы организации деятельности детей
во внеурочной деятельности
ФОРМА
Педагогические задачи
Лекция
Демонстрация
Устное изложение (показ) какой-либо темы активизирует творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Семинар
Репетиция
Тренировка
Форма групповых занятий в виде обсужде- ния подготовленных сообщений (показ упражнений) под руководством педагога формирует аналитическое мышление, от- ражает интенсивность самостоятельной ра- боты.
Дискуссия
Экзерсис
Всестороннее публичное обсуждение, рас- смотрение предмета изучения, выбор реше- ния проблемы расширяет знания путем об- мена информацией, развивает навыки кри- тического мышления и отстаивания своей точки зрения.
Конференция
Конкурс
Концерт
Выставка
Встреча представителей различных органи- заций прививает навыки открытого обсуж- дения результатов своей деятельности.
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства; обогащает чувствен- ное восприятие и наглядные представления.
Экспедиция
Туристический поход
Поездка (передвижение) со специальным заданием (целью) реализует комплекс раз- ноплановых задач познания, воспитания, оздоровления и др.
Спектр форм организации деятельности может быть расширен, в таб- лице 5 приведены нетрадиционные формы организации деятельности детей, которые, в свою очередь, могут быть дополнены педагогами.
Таблица 5
ФОРМА
Педагогические задачи
Презентация предмета, факта, явления,
события
Описание, раскрытие роли предмета, соци- ального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, осознание себя в структуре общественных отношений.


36
Защита проекта
Способность проецировать изменения дей- ствительности во имя улучшения жизни, предложение новых идей для решения жиз- ненных проблем.
Чаепитие
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает вза- имоотношения.
«Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни сов- местно с группой, до-верительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять радость.
Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные те- мы в дружеской обстановке.
В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход, ко- торый педагогу необходимо учитывать при отборе методов обучения и вос- питания. Классификация методов представлена в таблице 6.
Таблица 6
Основные группы методов
Подгруппа методов
Отдельные методы
1. Организация и осуществ- ление учебно- познавательной деятельно- сти
1. Перцептивные (передача и восприятие информации).
2. Логические (организация и осуществление мысли- тельных операций).
3. Гностические (по харак- теру познавательной дея- тельности).
4. Самоуправление учебно- познавательной деятельно- стью.
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные, анализ, обобщение, систе- матизация и др.
Информационно- рецептивные, инструктивно- продуктивные, проблемные, поисковые.
Работа под руководством педагога, дозированная по- мощь, самостоятельная ра- бота.
2. Мотивация и стимулиро- вание
1. Эмоциональное стимули- рование.
2. Формирование познава- тельного интереса.
3. Формирование долга и ответственности.
Создание ситуаций успеха.
Постановка системы пер- спектив.
Создание ситуаций творче- ского поиска.
Выстраивание игрового, приключенческого сюжета.
Выбор социальной значимо- сти конечного продукта.
Формирование понимания личностной значимости учения (для будущей жиз- ни).
Предъявление учебных тре- бований.
3. Контроль и коррекция
1. Экспертный контроль и
Устный, письменный, ма-

37 коррекция.
2. Взаимный контроль и коррекция.
3. Самостоятельный кон- троль и коррекция. шинный.
Взаимопроверка, рецензия, смотр знаний.
Рефлексия деятельности, самопроверка, самооценка.
4. Взаимодействие
1. Освоение правил обще- ния.
2. Методы взаимных зада- ний.
3. Работа во временных группах.
4. Ситуации совместных пе- реживаний.
5. Выбор ответственных консультантов.
Мозговой штурм.
Психологические упражне- ния.
1   2   3   4

4. Содержание изучаемого курса.
Раздел может содержать: краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы. В процес- се разработки программы следует учитывать следующий принцип – педагог должен достаточное время проводить с ребенком, а не «с бумагой». Следова- тельно, объем программы должен быть оптимальным, если программа рас- считана на 1 час реализации в неделю, содержание изучаемого курса можно раскрыть в УТП или пояснительной записке.
5. Мониторинговая карта результатов освоения программы вне-
урочной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте начально- го общего образования установлены требования к результатам освоения ос- новной образовательной программы начального общего образования, дости- жение которых осуществляется через организацию урочной и внеурочной де- ятельности.
При определении личностных и метапредметных результатов, дости- жение которых обеспечивает разрабатываемая программа вне-урочной дея- тельности, педагог ориентируется на требования ФГОС НОО.
Личностные результаты в соответствии с ФГОС НОО включают готов- ность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность моти- вации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучаю-

38 щихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. В Стандарте определено следующее:
«Личностные результаты освоения основной образовательной про- граммы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чув- ства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос-сии, осозна- ние своей этнической и национальной принадлежности; формирование цен- ностей многонационального российского общества; становление гуманисти- ческих и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично из- меняющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо- тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по- ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представле- ний о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;