Файл: Проект государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Смешанная модель на практике будет являться распространенной по- скольку во многих общеобразовательных учреждениях, с одной стороны, есть необходимость восполнения за счет внешних партнерских организаций недостающих для развертывания внеурочной деятельности ресурсов, а, с другой, – заинтересованность в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культу- ры, спорта, наполнении их новым смыслом в условиях реализации федераль- ного государственного образовательного стандарта начального общего обра- зования. В условиях смешанной модели образовательное учреждение органи- зует внеурочную деятельность на основе точного анализа собственных ре- сурсов, возможностей их восполнения за счет других учреждений, на основе чего и разрабатывает механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности.
Представленная классификация организационных моделей внеурочной деятельности в зависимости от условий организации образовательного про- цесса позволяет образовательному учреждению сделать обоснованный выбор той из них, которая наиболее полно соответствует целям и планируемым ре- зультатам реализации его основной образовательной программы начального общего образования.
Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельно- сти представлена в Письме Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятель- ности при введении Федерального образовательного стандарта общего обра- зования»:
1. модель дополнительного образования (на основе институцио- нальной системы дополнительного образования);
2. модель «школы полного дня»;
3. оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутрен- них ресурсов образовательного учреждения);
4. инновационно-образовательная модель;

13 5. модели взаимодействия с учреждениями дополнительного обра- зования детей.
Таблица 2
Сущностные характеристики организационных моделей
внеурочной деятельности
Название модели
Участники организации внеурочной деятельности
Механизм координации
Формы реализации
Источники финансирования
Модель допол- нительного образования
Педагоги допол- нительного обра- зования образо- вательного учреждения, реа- лизующие поми- мо программ до- полнительного образования про- граммы вне- урочной дея- тельности
План внеурочной деятельности, программы вне- урочной деятель- ности, образова- тельные програм- мы дополнитель- ного образования
Соответствуют формам, пред- ставленным в программах внеурочной де- ятельности в соответствии с требованиям
ФГОС НОО
В пределах фон- да оплаты труда образовательно- го учреждения
Модель
«школы полно- го дня»
Педагогические работники обра- зовательного учреждения, привлеченные для образова- тельного процес- са в рамках про- граммы «школы полного дня»
Программа «шко- лы полного дня», режим работы
Сочетание в рамках про- граммы «школы полного дня» внеурочных за- нятий, занятий объединений дополнительно- го образования, режимных ме- роприятий
В пределах фон- да оплаты труда образовательно- го учреждения
Оптимизацион- ная модель
Все педагогиче- ские работники данного учре- ждения (учителя, педагог- организатор, со- циальный педа- гог, педагог- психолог, учитель- дефектолог, учи- тель-логопед, воспитатель, старший вожа- тый и другие) в рамках своих должностных обязанностей
Деятельность тьютора, класс- ный руководитель по координации работы педагогов по реализации программ вне- урочной деятель- ности в конкрет- ном классе
Соответствуют формам дея- тельности педа- гогов, реализу- ющих соответ- ствующую часть програм- мы внеурочной деятельности
В пределах фон- да оплаты труда образовательно- го учреждения


14
Инновационно- образователь- ная модель
Педагогические работники обра- зовательного учреждения сов- местно с учены- ми, специали- стами муници- пальных методи- ческих служб, привлеченными для разработки программ вне- урочной дея- тельности
Договоры о сов- местной деятель- ности между ОУ и учреждениями науки, професси- онального обра- зования, муници- пальными орга- нами управления образованием;
Технические за- дания на разра- ботку и реализа- цию совместных проектов
Соответствуют формам, пред- ставленным в программах внеурочной де- ятельности в соответствии с требованиям
ФГОС НОО
В пределах фон- да оплаты труда образовательно- го учреждения, дополнительное финансирование в рамках иннова- ционных проек- тов
Модели взаи- модействия с учреждениями дополнительно- го образования детей
Педагогические работники обра- зовательного учреждения, пе- дагоги учрежде- ний дополни- тельного образо- вания
План внеурочной деятельности, программы вне- урочной деятель- ности, договоры о сотрудничестве между образова- тельными учре- ждениями
Соответствуют формам, пред- ставленным в программах внеурочной де- ятельности в соответствии с требованиям
ФГОС НОО
В пределах фон- да оплаты труда образовательно- го учреждения, в рамках муници- пальных заданий, формируемых учредителем учреждениям дополнительного образования

Модель дополнительного образования опирается на преимуществен- ное использование потенциала школьной системы дополнительного образо- вания.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образовани- ем детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнитель- ным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факуль- тативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная дея- тельность в рамках реализации ФГОС направлена, в первую очередь, на до- стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование

15 детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образова- тельных программ.
Преимущества модели дополнительного образования заключаются в привлечении к осуществлению внеурочной деятельности специалистов до- полнительного образования, а также в организации образовательного про- цесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей до- полнительному образованию детей.
Основой для модели «школы полного дня» является реализация вне- урочной деятельности в условиях группы продленного дня, организованной в образовательном учреждении в полном соответствии с новыми санитарно- эпидемиологическими требованиями. Данную модель характеризует:
- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образова- тельном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образо- вательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках основной образовательной программы образовательного учреждения;
- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рацио- нальную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигатель- ной активности, организацию рационального питания, работу по формирова- нию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание условий для самовыражения, самореализации и самооргани- зации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- построение индивидуальной образовательной траектории и индиви- дуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
Преимуществами модели «школы полного дня» являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберега-


16 ющие условия, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности основана на реа- лизации программ внеурочной деятельности без целевого их финансирова- ния в образовательном учреждении. Такая модель предполагает, что в реали- зации каждой программы принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог организатор, социальный педагог, пе- дагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый и другие) в рамках своих должностных обязанностей. Координацию деятельности педагогов по реализации программы внеурочной деятельности в конкретном классе выполняет, как правило, классный руководитель (или тьютор), который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для раз- вития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятель- ности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспиты- вающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы само- управления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучаю- щихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации фи- нансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образова- тельного и методического пространства в образовательном учреждении, со- держательном и организационном единстве всех его структурных подразде- лений.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, базовой) площадки феде- рального, регионального, муниципального или институционального уровня,

17 развернутой в образовательном учреждении по направлениям введения
ФГОС. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение инновационных образовательных проектов, для чего общеобразовательное учреждение тесно взаимодействует с учреждениями дополнительного про- фессионального педагогического образования, учреждениями высшего про- фессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются воз- можность привлечения в образовательное учреждение дополнительных ре- сурсов для создания ресурсных центров, например, для научно-технического творчества, организации сетевого взаимодействия образовательных учре- ждений различных типов и видов для обеспечения максимального учета ин- дивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели взаимодей-
ствия с учреждениями дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образователь- ных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно- методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательны- ми учреждениями к управлению образовательными программами.
Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территори- альной, социальной и академической мобильности детей.
В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и до- полнительного образования детей в условиях введения и реализации феде- рального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно предложить вариативные модели этого взаимодействия, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректирова-


18 лась) исходя из реально складывающихся условий взаимодействия образова- тельных учреждений. Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программ- но-методическое пространство, а целевые ориентиры, реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности, должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образова- тельной программы начального общего образования конкретного общеобра- зовательного учреждения.
Основание выбора моделей внеурочной деятельности
При выборе образовательным учреждением моделей организации вне- урочной деятельности школьников в различных условиях реализации обра- зовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:
1. основная образовательная программа начального общего образо- вания реализуется образовательным учреждением через учебный план и вне- урочную деятельность;
2. план внеурочной деятельности является одним из основных орга- низационных механизмов реализации основной образовательной образова- тельного учреждения;
3. план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуаль- ных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеуроч- ной деятельности;
4. план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём вне- урочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения);
5. образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности;

19 6. внеурочная деятельность организуется образовательным учре- ждением по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультур- ное).
При описании задач, выборе организационных и содержательных мо- делей, создании условий, разработке программ реализации внеурочной дея- тельности образовательному учреждению целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Феде- рального государственного образовательного стандарта общего образова- ния»).
Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации.