Файл: Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожнотранспортного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17 самокате во дворе?», «Говорят, что ты уступаешь в транспорте место старшим.
Это правда?» Отвечать надо быстро, кратко и обязательно вставлять слова
«да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»). Можно также поощрять справившихся жетонами и в конце игры посчитать, у кого больше всего набрано жетонов.
Игра «Перекресток»
Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.
Задачи Пети Светофорова
ЗАДАЧА 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…
Как ты думаешь, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясни.
ЗАДАЧА 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает __________________. То зеленым светом моргнет, то красным сияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрестке.
ЗАДАЧА 3. Однажды Петя Светофоров переходил проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперед на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?
Расскажи о правилах перехода регулируемых перекрёстков.
ЗАДАЧА 4. Подошли ребята к перекрёстку и замерли от удивления.
Светофор, как всегда моргал, но только одним своим глазом – жёлтым подавал сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался», –
подумали ребята.
Как ты думаешь, что случилось со светофором?
ЗАДАЧА 5. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигайся автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный свет светофора, а продолжила движение вперёд. За ней двигалась вереница автобусов.
Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?
Каким ещё автомобилям разрешено двигаться на красный свет?
18
Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?
ЗАДАЧА 6. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз! Но вдруг из-за поворота выскочила машина.
Как ты думаешь, что могло случиться?
Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?
ЗАДАЧА 7. Шёл Петя как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекресток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Петя сказал: «Подождите, пропустим машину» и действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают-
«Как ты догадался?»
Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами? Как автомобиль
«сказал» о повороте?
ЗАДАЧА 8. Может быть, ты отгадаешь загадку? Загадка была такая:
Какой островок находится на суше?
ЗАДАЧА 9. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлёкся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу
Мальчик бросился за ним...
Что может случиться с Федей?
Скажи, где можно играть с мячом?
1 2 3
Диагностическая игра «По дороге в школу»
Специфика проведения диагностической игры
Игра проводится в конце изучения программы.
Вводная часть: Педагог-ведущий дает краткое резюме той программы, в которой дети принимали участие в течение 5 недель:
— Ребята, мы изучали правила дорожного движения и правила поведения на дорогах и на улице. Скоро вы пойдете на каникулы, давайте сегодня займемся подготовкой к этому. Для начала я задам вам вопрос: если вы собираетесь идти куда-то самостоятельно по дороге, о чем нужно помнить?
Дети отвечают. Скорее всего, они начнут называть некоторые правила
дорожного движения. Когда кто-то из детей называет то или иное правило,
важно задавать уточняющий вопрос: — Кто еще помнит такое правило?
Только отвечайте, пожалуйста, честно. Если кто-то не помнит, это совсем
не страшно. Также педагог-ведущий ОБЯЗАТЕЛЬНО выборочно просит
повторить правило одного-двух человек из тех, кто поднял руку, и задает
уточняющие вопросы.
Игровой блок Формирование команд
— А сейчас мы устроим небольшое соревнование и проверим, насколько хорошо вы знаете правила и умеете их соблюдать. Представьте себе, что вы идете в школу, и по дороге попадаете в разные ситуации. Для этого мы объединимся в две команды.
Сколько сигналов у пешеходного светофора?
Специфика проведения диагностической игры
Игра проводится в конце изучения программы.
Вводная часть: Педагог-ведущий дает краткое резюме той программы, в которой дети принимали участие в течение 5 недель:
— Ребята, мы изучали правила дорожного движения и правила поведения на дорогах и на улице. Скоро вы пойдете на каникулы, давайте сегодня займемся подготовкой к этому. Для начала я задам вам вопрос: если вы собираетесь идти куда-то самостоятельно по дороге, о чем нужно помнить?
Дети отвечают. Скорее всего, они начнут называть некоторые правила
дорожного движения. Когда кто-то из детей называет то или иное правило,
важно задавать уточняющий вопрос: — Кто еще помнит такое правило?
Только отвечайте, пожалуйста, честно. Если кто-то не помнит, это совсем
не страшно. Также педагог-ведущий ОБЯЗАТЕЛЬНО выборочно просит
повторить правило одного-двух человек из тех, кто поднял руку, и задает
уточняющие вопросы.
Игровой блок Формирование команд
— А сейчас мы устроим небольшое соревнование и проверим, насколько хорошо вы знаете правила и умеете их соблюдать. Представьте себе, что вы идете в школу, и по дороге попадаете в разные ситуации. Для этого мы объединимся в две команды.
Сколько сигналов у пешеходного светофора?
19
— Правильно! Два сигнала — красный и зеленый.
Сейчас мы рассчитаемся на красных» и «зеленых», и у нас получатся две команды. Педагог предлагает каждой команде занять свое место и кладет перед каждой командой карточку, куда будет помещать наклейки за правильно выполненные задания. Карточки с наклейками можно заменить коробочками и с любым счетным материалом.
— Итак, представим, что сейчас мы с вами отправляемся в школу.
Две команды параллельно выполняют одни и те же задания. Разделение на команды необходимо, чтобы большее число детей могли проявить себя.
Игра «Из чего состоит дорога»
Подобно тому как это было сделано для предыдущей игры, на полу при помощи скотча и напольного макета пешеходного перехода обозначается дорога, где есть проезжая часть, тротуар с одной стороны и пешеходный переход. Разные игрушки, имитирующие пешеходов, расставляются на дороге: на проезжей части, на тротуаре, на обочине (противоположной относительно проезжей части стороне, где нет тротуара) и на переходе.
— И тут вы подходите к большой дороге, по которой ездят машины. Вам нужно с ней познакомиться. Скажите: «Привет, дорога!» А из чего же она состоит? Педагог дает детям инструкцию: — Игрушки вышли погулять и разбрелись по дороге. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете вместе со своей командой на них отвечать.
1. Где сейчас на дороге плюшевый мишка? (Дети называют игрушку на переходе.)
2. А где кукла? (Дети называют игрушку на тротуаре.)
3. А кто из игрушек на обочине?
4. А кто на проезжей части? — Давайте соберем игрушки все вместе вот в эту коробку (на этот стол).
Сейчас каждой команде по очереди я буду называть, откуда надо забрать игрушку и принести в коробку (на стол). Команда «зеленых», принесите игрушку с обочины. «Красные», положите в коробку игрушку с пешеходного перехода. «Зеленые» — с тротуара, «красные» — с проезжей части. Оба педагога фиксируют результаты в картах наблюдения, а также выставляют баллы детям в карты.
Игра «Переходим дорогу»
ЧАСТЬ 1 Педагог ставит возле пешеходного перехода слева достаточно высокую преграду: ширму, широкую вешалку, два стула, поставленные друг на друга, — нечто для имитации ловушки закрытого обзора перед переходом.
— Мы собрали все наши игрушки в безопасном месте. Нехорошо, когда они бегают по дорогам. Правда? А теперь нам нужно самим перейти эту дорогу, чтобы попасть в школу. Скажите, ребята, можно ли сейчас свободно переходить дорогу? Нам ничего не мешает? Если дети начнут указывать на
преграду, то педагог возражает им (без попытки внушения):
— А чем же нам это мешает? Стоит сбоку. Вот я свободно подхожу к дороге, переход не загораживает. Могу идти? Почему?
Педагог слушает объяснения детей и анализирует, понимают ли дети скрытую опасность этой ширмы, имитирующей ловушку закрытого обзора.
20
— Верно! Что-то большое перед переходом может помешать пешеходу увидеть автомобили. А что еще может нам, пешеходам, помешать на дороге? Как это называется? Какие еще виды дорожных ловушек вы знаете?
Эти вопросы помогают оценить именно знание темы дорожных ловушек.
Задача здесь лишь оценивать ответы детей.
ЧАСТЬ 2
— А сейчас каждой команде нужно будет показать всем нам, как правильно переходить дорогу по переходу с пешеходным светофором, а потом — как правильно идти по тротуару. Изобразить светофор нам помогут карточки с сигналами пешеходного светофора.
Каждой команде дается три минуты, чтобы выбрать двух человек, которые покажут и расскажут, как надо переходить дорогу и как ходить по тротуару. В течение этих трех минут все дети в команде должны принять участие в подготовке двух выступающих, помочь им рассказать и показать все правильно.
Итак, сначала дети в командах все вместе обсуждают, что нужно сделать на переходе и тротуаре.
ВАЖНО! Педагог, который следит за командой, не подсказывает правильные ответы. Он только помогает детям не ссориться и выполнить задание, но ТАК,
КАК ИМ кажется правильным. Даже если дети что-то упускают в процессе подготовки или говорят неверно, педагог их не поправляет.
Затем каждая команда по очереди показывает свои сценки.
Если команды допускают ошибки или не все учитывают, после сценки педагог говорит:
— Молодцы, вы очень старались перейти дорогу правильно и правильно двигаться по тротуару, но не до конца у всех это получилось. Давайте попробуем еще раз, кто готов повторить правильный алгоритм перехода дороги полностью?
Где мы можем переходить дорогу?
А какой переход самый безопасный? Почему?
А что важно учесть, когда переходишь дорогу в темноте?
ВАЖНО! Задавать вопросы РАЗНЫМ детям!
Блицопрос «Я — пассажир»
Педагог по очереди задает каждой команде по одному вопросу. Команда совещается 10 секунд, и один из членов команды отвечает:
— По дороге мы не всегда ходим пешком. Иногда мы ездим на чем-то. На чем мы можем ездить, чтобы добраться куда-то?
Верно, на автомобиле и на общественном транспорте, например автобусе.
Да, можем еще и на велосипеде или самокате, но это, скорее, когда мы просто гуляем, а не когда нам нужно попасть в конкретное место, которое находится далеко.
Итак, когда мы в автобусе или автомобиле, то мы уже не пешеходы, а кто? Да,
21 пассажиры. Дальше представим, что вы в школу не пойдете, а поедете.
Посмотрим, как у вас это получится!
Сейчас я буду задавать каждой команде по очереди вопросы о правилах движения пассажиров.
Вам дается 10 секунд, чтобы ВМЕСТЕ обсудить ответ. Пока я считаю до десяти, вы тихо обсуждаете. Когда я говорю: «Десять!» — кто-то из команды отвечает.
Второй вопрос команде «красных»:
Вы ждете на остановке автобус, и вот он подъехал! Как правильно себя вести на автобусной остановке? Как правильно войти в автобус? Назовите два любых необходимых действия.
Примеры ответов: ожидать автобус надо на тротуаре, нельзя выходить на проезжую часть; подходить к автобусу можно только тогда, когда он остановился; сначала нужно пропустить выходящих из автобуса пассажиров, а потом уже входить; перед входом в автобус нужно снять со спины рюкзак, портфель; при входе в автобус нужно поднять и придерживать длинную одежду; при входе в автобус нужно держаться за поручни.
Второй вопрос команде «зеленых»:
— Вы вошли в автобус, но там нет свободных мест. Что вы будете делать? А чего делать нельзя в автобусе? Также назовите два любых правила/действия.
Примеры ответов: нельзя ходить и тем более бегать по автобусу во время движения; нельзя есть в автобусе; нельзя отвлекать водителя во время движения автобуса; нельзя высовываться в окна; при движении автобуса нужно держаться за поручни; громоздкие рюкзаки и сумки нужно снимать и держать в автобусе перед собой; нужно уступать места в автобусе пожилым людям, мамам с малышами, инвалидам, беременным женщинам.
Вопрос команде «красных»:
— Вы с мамой и папой садитесь в автомобиль, чтобы ехать в садик. Скажите, что обязательно надо сделать? А как себя нужно вести в автомобиле? Также назовите два любых правила.
Возможные ответы: нужно пристегнуться или попросить родителей пристегнуть себя; нужно проверить, что двери заблокированы; перед поездкой нужно поесть и сходить в туалет; в автомобиле нужно вести себя спокойно; можно играть в спокойные игры, общаться; заходить в автомобиль нужно только с безопасной стороны (со стороны тротуара или обочины).
Вопрос команде «зеленых»:
— А вы теперь скажите, чего в автомобиле делать нельзя, что делать опасно?
22
Приведите два примера.
Возможные ответы: нельзя есть; нельзя шуметь, баловаться и отвлекать водителя; нельзя открывать окна и высовываться из них; нельзя играть с ручками двери и прочими устройствами в автомобиле; нельзя выходить из автомобиля самостоятельно до того, как вышли родители; нельзя отстегивать ремни безопасности во время движения автомобиля; нельзя играть в автомобиле с твердыми игрушками с острыми частями и углами.
Игра «Мой любимый самокат»
— Когда вы собирались в школу, то решили, что после занятий вы с родителями пойдете в парк покататься на вашем любимом самокате. Выберите те карточки, где изображены предметы, которые обязательно нужно взять с собой, чтобы ваше катание было безопасным. И сформулируйте по два правила о том, что важно помнить водителю любого детского транспортного средства, кроме необходимости носить защитную экипировку.
Каждая команда получает набор карточек с предметами защитной экипировки для катания, а также карточки с другими, отвлекающими предметами. Детям дается одна минута, чтобы выбрать нужные карточки.
Затем дается еще три минуты, чтобы вспомнить два правила езды на ДТС.
Игра «Представим себе»
Педагог показывает детям слайды-картинки (из пройденных в рамках
Программы) и просит, глядя на них, предположить, насколько опасная ситуация, что может произойти, на что нужно обратить внимание пешеходам, чтобы все было хорошо.
Картинки:
Мама и дочь переходят дорогу на перекрестке на зеленый сигнал
пешеходного светофора, а слева поворачивает автомобиль.
Ответ: даже при загоревшемся зеленом сигнале пешеходного светофора все равно нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что все автомобили остановились и завершили свои маневры.
Мальчик на самокате подъезжает к арке.
Ответ: двор — это не пешеходная зона, там могут ездить автомобили, поэтому лучше ездить на самокате только по тротуару и всегда останавливаться перед арками, прислушиваться, присматриваться, не выезжает ли из арки автомобиль.
Папа и сын хотят перейти дорогу на перекрестке, где много автомобилей.
Ответ: нужно внимательно посмотреть по сторонам в обе стороны дороги, оценить, есть ли автомобили вблизи пешеходного перехода и пропустить их, убедиться, что остальные автомобили далеко, на безопасном расстоянии или остановились, и только тогда перейти дорогу.
Дядя переходит дорогу по проезжей части возле подземного перехода.
Ответ: переходить проезжую часть вне пешеходных переходов
23 запрещено и очень опасно! Подземный переход — самый безопасный переход, поэтому при его наличии необходимо всегда им пользоваться.
Данная игра позволяет сделать комплексную оценку различных знаний и умений у детей, в том числе умения прогнозировать дорожную ситуацию
Завершение занятия
— Вот мы и добрались до школы! Все живы и здоровы! Вы — большие молодцы! Вы знаете много правил дорожного движения!
Победителям можно вручить символические призы.
Вопросы к тестированию:
1. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
1. для того чтобы защитить свою жизнь и здоровье;
2. для того чтобы взрослые не ругались;
3. для того чтобы не наказал милиционер.
2. В каком случае можно переходить дорогу на регулируемом перекрестке?
1. когда все окружающие переходят;
2. когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода;
3. когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода, и все машины
остановятся.
3. Кому нужны дорожные знаки?
1. водителям и пешеходам;
2. пешеходам;
3. взрослым.
4. Где должны ходить пешеходы в городе?
1. по середине проезжей части;
2. по тротуарам и пешеходным дорожкам;
3. по краю проезжей части.
5. Как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин.
1. проезжая часть;
2. улица;
3. шоссе.
6. Как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход?
1. «Тигр»;
2. «Зебра»;
3. «Лошадь».
24 7.Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки?
1. семафор;
2. маячок;
3. светофор.
8. Какой сигнал светофора разрешает движение?
1. красный;
2. желтый;
3. зеленый.
9. Где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода?
1. под прямым углом к обочине, где дорога просматривается в обе
стороны, и нет транспорта;
2. рядом с остановившимся транспортом;
3. в любом месте, где захочется.
10. У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься:
1. по тротуару;
2. по проезжей части дороги;
3. только во дворе и специально отведенных площадках, где нет
транспортного движения.
25
3. Список литературы
1.
Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения): Практическое пособие / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-
Пресс, 2017. – 240 с.
2.
Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения) / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2018. – 240 с.
3.
Бадагуев, Б.Т. Безопасность дорожного движения: Приказы, инструкции журналы, положения / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2017. –
264 с.
4.
Добрякова, В.А. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга [Текст] / В.А. Добрякова. –- М., 2016. – 99 с.
5.
Зернов Н.Г. Как предупредить детский травматизм [Текст]/Н.Г.
Зернов, А.Е. Ковригин//Особенности развития и гигиена дошкольника. – М.:
Знание, 2017. – 76 с.
6.
ПДД для детей / Под ред. Т. Дегтяревой. - М.: ЭКСМО, 2013. - 176 с. М.: ИД Третий Рим, 2014. – 64 с.
7.
Профилактика ДДТТ в образовательной организации. Ляпина
Е.Ю. Чернова И.А. Трунова А.В. Волгоград: Издательство «Учитель», 2015. –
237 с.
8.
Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних. Кузнецова Н.М. Издательство УТ «Альфа принт» 2016 год. 84 с.
9.
Сахно Д. Ознакомление дошкольников и младших школьников с
ПДД [Текст]/ Д. Сахно. – М., 2017. – 23 с.
Интернет-ресурсы
1.
Всероссийский сайт ЮИД России- https://yuid.ru/
2.
Всероссийская газета
«Добрая
Дорога
Детства»
- https://www.dddgazeta.ru/about/
3.
Экспертный центр
«Движение без опасности»
- https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/
4.
Информационный портал по безопасности дорожного движения
Республики Башкортостан - https://pddrb.ru/
5.
Информационный портал системы дополнительного образования детей - http://dopedu.ru/
;
6.
Правила дорожного движения. Первая медицинская помощь при
ДТП: http://gai.eu.com/pervaya-pomoshh-pri-dtp
;
7.
Портал детской безопасности:
http://www.spas-extreme.ru/;
8.
Сайт федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: http://www.fcp- pbdd.ru/.