Файл: Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожнотранспортного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Важно адаптировать содержание материала по основам ПДД (например, сложные схемы, алгоритмы действий) к возрасту детей, не перегружать занятие техническими понятиями (для младших школьника это 3-5 понятия).
Использование в педагогическом процессе учебно-методической литературы, не соответствующей дидактическим требованиям и содержащей ошибки в
ПДД, снижает эффективность обучения дошкольников, создает риск формирования опасного поведения на дорогах.
Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки — сложный, длительный процесс, требующий применения определенных дидактических приемов, которые должны знать педагоги.

Основные методы и формы работы.
Для работы в рамках данной программы предлагается использовать формы и методы работы двух типов — традиционные и инновационные.
Традиционные методы отобраны на основании анализа лучших пособий по тематике ПДД, кроме того, в эту группу методов включен широкий спектр ранее использованных методик. При этом приоритет отдается методам и формам работы, отвечающим целям и принципам данной программы, таким как:
1. Сюжетно-ролевые игры,
которые предусматривают принятие участниками на себя определенных ролей и предполагают, что дети осваивают принципы безопасного поведения через подражание.
2. Имитационные игры, которые предполагают моделирование определенного поведения детей,
дорожных ситуаций,
их взаимодействие, способствуют накоплению опыта конкретной деятельности. В этих играх и игровых упражнениях, предполагающих движение, воспитанники отрабатывают навыки правильных действий при переходе дороги, учатся давать оценку действиям пешехода и водителя, на специальных макетах дошкольники закрепляют безопасные маршруты движения в ОО.
3. Предметные, конструкторские игры, развивающие воображение ребенка.
4. Посещение «Автогородка» рекомендуется в рамках прохождения курса.
5. Целевые прогулки, которые дают возможность непосредственного восприятия дорожной среды, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.
Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике ДТТ, также направлены на закрепление школьниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки направлены на решение определенных задач; примерные темы и периодичность проведения также обозначены для каждой возрастной группы.
Методы обучения:
- Показ наглядных образцов;
- Рассказ;
- Научный эксперимент и наглядная демонстрация;
- Разъяснение;

12
- Метод образных примеров с опорой на позитивный опыт детей;
- Анализ ситуативных задач;
- Тренировочные упражнения;
Интерактивные методы, направленный на активное включение детей в диалог, обсуждение, с помощью которого можно помочь школьникам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях; сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Основными направлениями изучения ПДД и профилактики ДДТТ являются:
- ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, гироскутер, сегвей, электросамокат, моноколесо и автомобиль);
- формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание
ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, развитие координации движения и реакции и т.д.);
- воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Для повышения качества освоения Программы необходимо:
- при планировании занятий по изучению ПДД предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;
- во всех ОО предусмотреть возможность оборудования автогородка
(автоплощадки) для практических занятий;
- организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении как теоретических, так и практических занятий;
- разработать и внедрить систему соревнований на знание ПДД с целью диагностики знаний обучающихся и стимулирования их познавательной активности;
- обеспечить организацию и проведение конкурсов и акций по безопасности дорожного движения;
- излагать основы ПДД необходимо в утвердительной форме как руководство к действию (следует объяснять, как надо делать, а не как делать нельзя). Педагог должен использовать такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение;
- для большего образовательного эффекта важно приводить примеры из практики. Они должны быть связаны с темой беседы, возраст нарушителей из примеров должен соответствовать возрасту детей, для которых проводится занятие.
- следует многократно повторять в различных формах пройденный материал («Повторение – мать учения»). Для формирования устойчивого навыка безопасного поведения нужно напоминать основы
ПДД непосредственно перед тем, как переходить дорогу.


13
- важно в работе по разъяснению ПДД использовать Паспорт дорожной безопасности ОО, который имеет практическую значимость и используется для разъяснения детям безопасного движения на маршруте «Дом-школа-дом».
Готовый образец паспорта дорожной безопасности Вы можете найти на информационном портале по безопасности дорожного движения Республики
Башкортостан, а также методические рекомендации по составлению схемы маршрута «Дом-школа-дом» - https: //pddrb.ru.
В Программе представлен перечень практических заданий, игр и конкурсов, которые педагог может заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания обучающихся.
Рекомендуется также освещать
ПДД на занятиях труда, изобразительного искусства, физической культуры, письма и т.п.
В Программу можно вносить изменения и дополнения с учетом учебно- материальной базы и развивающей среды.
Развивающая среда, обеспечивающая эффективное изучение основ безопасного дорожного движения, включает в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры.
Программа предполагает проведение дополнительных творческих конкурсов и акций. Эти дополнительные мероприятия позволят укрепить мотивацию детей и родителей к обучению:
- «Мой безопасный город» - семейный фотоконкурс на тему дорожных ловушек. Суть конкурса – в поиске и фотофиксации дорожных ловушек в городе/на улице/во дворе и составлении рекомендаций для детей и взрослых относительно правил поведения в ситуации дорожных ловушек.
- «Стань заметней!» - фотоконкурс, посвященный безопасности в темное время суток и использованию световозвращающих элементов. Задача участников конкурса – изготовить креативный световозвращающий элемент и сделать семейное фото с поделкой.
- «Катаюсь безопасно!» - конкурс видеороликов по безопасному управлению современными детскими транспортными средствами и историй на эту тему.
- «Мы за безопасную дорогу» - конкурс детских рисунков в форме социальной рекламы и мотивационных писем от детей-пешеходов водителям о важности соблюдения ПДД и культуре безопасного вождения.
Данный комплексный подход к изучению безопасного поведения на дорогах даст возможность сформировать у детей устойчивый навык безопасного поведения, который станет не отдельным умением, а частью жизни ребенка. Этому будет способствовать совместная работа детей и родителей, включение темы безопасного поведения на дорогах в другие виды деятельности ребенка в ОО, творческие конкурсы и акции по теме.


14
2.5. Приложения
Описание
дидактических игр при изучении правил дорожного движения.
Игра № 1. Сравни знаки.
Обучающимся выдаются пары дорожных знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются.
Игра № 2. Найди такой же знак.
Обучающемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.
Игра № 3. Найди ошибки.
Обучающимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно, предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.
Игра № 4. Запомни знак.
Обучающимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти отыскать в своем наборе такую же и назвать знак, изображенный на ней.
Игра № 5. Дорисуй знак.
Обучающимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их
(возможно несколько вариантов).
Игра № 6. Мозаика.
Обучающимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.
Игра № 7. Угадай знак.
Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого - либо знака. Остальные обучающиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.
Творческий проект «Пропаганда ПДД».
Игра № 8. Светофорики.
Обучающимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Педагог или ведущий показывает какой-либо знак и дает ему название
(верное или ошибочное). Если название верное, учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное – красный.
Игра № 9. Угадай, как нас зовут.
Вариант 1. Педагог или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему
Название.
Вариант 2. Педагог или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.
Игра № 10. Путешествие по городу.
Обучающимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.

15
Игра № 11. Наши помощники.
Обучающимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, больной, воспитанник детского сада, велосипедист и т. д.
Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, назвать их, составить рассказ о «знаках-помощниках».
Игра № 12. Кроссворд.
Предлагаются картинки с изображением транспортных средств
Инструкция: впиши названия видов транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованную фразу.
Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоЦикл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ;
10. теплохоД; 11. веРтолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта.
Ответ: ЗНАКИ – НАШИ ДРУЗЬЯ.
Игра № 15. Мяч соседу.
Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседусправа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д.
Игра № 16. Игра со скакалкой.
Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.
Игра № 17. Найди друзей.
Игрокам выдается карточка с изображением знака принадлежащего к одной из групп. За определенное время, участникам предлагается объединитьсяв группы по какому-либо признаку, и назвать этот признак.
Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т.д.
Игра № 18. Домино.
Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным названием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.
Игра № 19. Лото.
Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков.
Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.
Игра № 20. Перекресток (вариант 1).


16
Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков.
Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т.д.
По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соотве тс твующих фигурок. Пос ле окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транспортным средством, пешеходом и т.д.
Игра № 21. Перекресток (вариант 2).
Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками вклассе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль, какого-либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора «транспортные средства», пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.
Игра № 22. Расставь дорожные знаки.
Перед игроками игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т.д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.
Рекомендации по использованию игр;
1.
Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах занятий: от изучения нового материала до занятий обобщения и систематизации знаний.
2.
Игры возможно применять на различных этапах занятий: от этапа организации начала учебного занятия до этапа самостоятельной работы и рефлексии.
Игра «Автоинспектор и водители»
В игре участвуют 5-6 человек.
На площадке для игры проводятся мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины
(стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны удостоверений водителей (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у водителя-нарушителя. Автоинспектор поочередно побывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты Водитель, несумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезает уголок прав водителя) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры.
Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором водителем. Игра повторяется. В ы б ы в ш и е и з и г р ы в о д и т е л и п о л у ч а ю т н о в ы е талоны прав водителя и включаются в игру.
Игра «ДА или НЕТ»
Педагог или кто-нибудь из ребят проходит между рядами обращается то к одному, то к другому обучающемуся с каким-нибудь вопросом. Например,
«Ты переходишь дорогу на красный свет светофора?», «Ты катаешься на