Файл: 1 генезис философского знания от мифа к логосу.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17 патристика и схоластика как типы философствования

Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви. Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, даваемое в откровении. естественное, отыскиваемое человеческим разумом. В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм. Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Номинализм— направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот. Патристика - совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. Патристика возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом. Первый период патристики (2—3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период патристики (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церковной доктрины с опорой на идеалистическое умозрение. Высшей точки патристики достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во 2-й половине 5 в. появляются Ареопагитики — попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для средневековой эстетики. Заключительный период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.— 1-я половина 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики. В дальнейшем основные проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) патристика наследуются западноевропейской и византийской схоластикой.

18 Августин Аврелий – яркий представитель патристики и его роль в обосновании догматов христианской веры

Патристика– общее название литературы, написанной так называемыми отцами церкви. В теологии патристика является частью догматики, с которой она по преимуществу отождествляется. В истории философии это понятие используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников", евреев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться к неоплатонизму и использовать его философские основы для обоснования христианства. Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса. Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.
19 Фома Аквинский – систематизатор и мастер компромисса схоластической философии: соотношение веры и знания, доказательство бытия бога



Доказательство бытия Бога составляет основание, связывающее философию и теологию. Однако значительная часть догматов веры не поддается рациональному освоению и обоснованию. Одним из таких догматов является ортодоксальная вера в троицу как существование сверхприродного Бога в качестве единого существа и одновременно в трех лицах. Бессилен разум и в доказательстве догматов возникновения мира из ничего, первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых и других христианских таинств. Но из этого не следует, что эти догматы антиразумны, иррациональны. Они не противоразумны, а сверхразумны. Их доказательство не под силу человеческому разуму, но они доступны совершенному уму божественной личности. И Фома Аквинский делает вывод: «Философия ниже богословия настолько, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Не природа, а Бог есть действующая и конечная причина мира». Человеческий разум ошибается, в то время как вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Если факты науки противоречат вере, то тем хуже для науки, хотя религия и философия (наука), вера и разум могут и должны сосуществовать. Касаясь спора реалистов и номиналистов о природе универсалий, Фома не отвергает существование общего, источником которого является Бог. Общее, или «универсалии», существует трояко: до вещей как «идеи», как идеальные архетипы божественного разума; в самих вещах, поскольку всеобщее есть сущность единичной вещи; после вещей в человеческом разуме, который абстрагирует общее от отдельных вещей и фиксирует его в понятии. Рассматривая вопрос об «универсалиях», Фома Аквинский поднимает и проблему соотношения сущности и существования. Проявление общего составляет сущность, которой обладает все существующее, начиная от Бога и кончая любым единичным бытием, любым существованием. По определению мыслителя, сущность - это то, что выражено в дефиниции (определении, понятии). Между сущностью и существованием принципиальное различие на уровне единичного бытия чувственно воспринимаемого мира, ибо единичное бытие через свою сущность при общается к сверхъестественной реальности. На уровне Бога сущность и существование сливаются, ибо существование Бога есть его собственная сущность. Такое решение проблемы сущности и существования оформляло дуализм Бога и мира как основания христианского монотеизма. Логическим завершением философско-теологической системы Фомы Аквинского является его обращение к социально-политическим проблемам. Учитывая тенденции общественного развития, Фома в трактате «О правлении владык» пересматривает, казалось, незыблемые позиции теократии, вызывая протест ее сторонников. Он полагает, что для нормального функционирования общества уже мало одной только духовной власти. Теократическое содержание власти в новых социально-экономических условиях должно носить не непосредственный, а опосредованный характер. Противоречие между духовной и светской властью не актуально, ибо источник власти един - Бог.

20 значение полемики номиналистов и реалистов в развитии философской мысли Европы: предмет спора – природа универсалий.

Ансельм Кентерберийский формулирует доказательство существования Бога. Бог существует поскольку существует понятие высшего, абсолютно совершенного существа. Такое доказательство могло быть убедительным только в рамках философской традиции, которая берет начало от Платона и Августина – представление об объективном существовании общих понятий («универсалий»). Такая позиция получила название реализма, т.к. призывала реальное существование «универсалий». Росцелин выдвинул позицию номинализма, согласно которой «универсалии» это только «имена». Действительно же реальными явл. единичные, индивидуальные предметы.
Спор возник из-за вопроса о степени «реальности» Святой Троицы и ее ипостасей. Реализм считал реальным существование самого единства триединого Бога. Номинализм реально существующими считал «лики» Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Реалисты, говоря о единстве «божественной Троицы», отстаивали традиционный объективно-идеалистический тезис о независимом от материального мира существовании идеального. Номиналисты отстаивали реальное существование единичного, индивидуальных предметов и явлений, связывая действительно реальное существование с чувственно-конкретным существованием индивидуальных вещей. Крайние реалисты – общее – это идеи, которые существуют в форме единичных вещей и вне их (по Платону).Умеренные реалисты – общее реально существующее в вещах, но ни в коем случае вне их (по Аристотелю).Крайние номиналисты – общее – пустой звук. Умеренные номиналисты – общее как мысли, понятия, перемирие важную роль в познании (концептуализм).

21 специфика гуманизма эпохи возрождения и ее представители

Гуманизм – мировоззрение, признающее центром мироздания человека как часть природы, наиболее совершенное её творение. Революционный переворот переживает философия. Её главная цель – пробудить творческую мысль человека. В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает и потребностям производства, и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и человека. Николай Коперник создаёт учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы. Последователь его Джордано Бруно сожжён святой инквизицией на костре в Риме. Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается “узником инквизиции”. Живёт под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем – либо о вращении Земли. И всё-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием. Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота и духовное богатство гармонически сочетаются. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом содействует распространению грамотности, образованности, развитию наук, искусств, художественной литературы. Данте, Леонардо да Винчи, Франческо Петрарка, Колюччо Салютати, Боккаччо были отцами итальянского гуманизма. Историческими предшественниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греческого языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон. Другими значительными гуманистами были итальянцы Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II), Лаврентий Балла, кардинал Пьетро Бембо, вне Италии — испанец Вивес, ученый, французский книгопечатник Роберт Эствен, а также Фабер Стапуленсис, Карл Бовиль, Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Джон Коле, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджская школа. В Нидерландах и в Германии образовались центры гуманизма, который пустил корни в Девентере, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, а также в университетах, в частности в Вене и особенно в Эрфурте. Основными представителями этого гуманизма, наряду с другими, были Рудольф Агрикола, Иоганн Рейхлин, Дезидерий Эразм, Конрад Цельтис, Ульрих фон Гуттен, Муциан Руф, Конрад Пейтингер, Виллибальд Пиркгеймер; Меланхтон и Цвингли склонялись к гуманизму. В Германии гуманизм в конечном счете перешел в церковную реформацию, положившую конец гуманизму.

22 пантеистическая натурфилософия эпохи возрождения: Н. Кузанский, Дж.Бруно.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Относящееся к началу Нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (Джордано Бруно). Вскоре произошло её разделение на натурфилософию органического (Парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (Галилей), близкую к механицизму. Джордано Бруно (1548-1600) явилась апогеем развития философской мысли эпохи Возрождения. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы. Пантеизм Бруно - «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего» - самая радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система эпохи Возрождения. В отличие от пантеизма Кузанского, который стремился спасти Бога «растворением» его во Вселенной, лишая науку возможности исследовать Бога, пантеизм Бруно, «растворением» Бога в природе лишал церковь права целесообразного существования. Центральной категорией философии Бруно являлось Единое - одновременно причина бытия и само бытие. В нём материя совпадает с формой. Способность материи к образованию форм Бруно именовал Душой мира. Основу её составляет всеобщий ум, как действующая причина. Пространство и время - необходимые условия существования движущейся материи. Важным выводом космологии Бруно - учение о бесконечном пространстве, наполненном конечными мирами. Во Вселенной нет ни центра, ни границ. В ней возникают, развиваются, уничтожаются и рождаются бесчисленные миры. Наша солнечная система - одна из них. Гилозоизм Бруно наложил печать и на учение о познании мира. Человеческий разум не противостоит природе, а выводится из неё. Предпосылкой познания является сомнение. Единственным авторитетом должен быть разум и свободное исследование, где чувственный опыт проходит рациональную обработку. К чувственному восприятию мира Бруно относился с предубеждением: чувства могут только «возбуждать разум», обозначая дорогу к истине, но не демонстрируя саму истину. Рассудок осмысливает то, что воспринято чувствами, удержано памятью и воображением, и, опираясь на логику, выводит всеобщее из частного. Выше рассудка стоит интеллект, который осмысливает результат логического рассуждения. Через систему умозаключений интеллект даёт освещённую картину мира. Высшей способностью человеческого разума является ум (дух, интуиция), который может непосредственно созерцать Бога как Природу и Природу как Материю во всеобщем содержании. В решении проблемы постижения истины Бруно отвергал как притязание теологии, так и компромиссное учение о «двоякой» истине. Истина едина и постигаема только философией. В то же время Бруно отдавал себе отчёт, что подлинное познание бесконечно, ибо бесконечен объект познания - природа. Догматической религиозности Бруно противопоставил философскую религиозность, не получившую признания со стороны католической церкви. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжён на костре на Поле Цветов в Риме. Идеи Бруно получили развитие в философии Нового времени. Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.