Файл: 1 генезис философского знания от мифа к логосу.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Фейербаха применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Фейербаха о социальных и исторических корнях религии. Когда этот отрицательно религиозный дух утвердился и стал господствующим духом времени в качестве истинной абсолютной сущности, перед которой все другое должно исчезнуть как суетное и ничтож­ное, то как неизбежное следствие этого погибли не только искусство и изящные науки, но вообще науки, как таковые. Не многочисленные войны и набеги того времени, не естественная грубость тогдашних народов, а только отрицательно религиозная тенденция была настоящей, по крайней мере духовной причиной их падения и гибели.
28.отечественнаяфилос., осн.проблемы, тип философст-я, представ-ли.
Основные направления:1) философия западников и славянофилов — занимались проблемами истории, выбора исторического пути для России. Западники (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г .Белинский) хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. Отдельного от остальной цивилизации «уникального» исторического пути России нет. Благо для нее — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Согласно славянофилам (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский) основу исторического бытия России составляет православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм против конкуренции, бездуховности Запада).Основными представителями русской философии были В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов.В. С. Соловьев  основоположник русской христианской  философии. Основные положения его философии: идея всеединства (объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь); идея Бога, как выражение добра; идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, на добре, нравственности. Философия 
Н. А. Бердяева носит многоаспектный характер, однако в ней преобладают экзистенциальная и религиозная направленности. Высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; основную роль в жизни человека играет религия. Бог должен быть примером для человека.
29. Проблема Восток-Запад в контексте русской философии

Проблема «Восток и Запад» в русской философии конца XIX – начала XX вв. всегда рассматривалась с точки зрения ее влияния на судьбы России. Полярность русской философии, ее деление на два направления-славянофильство и западничество, накладывало отпечаток на понимание характерных черт взаимоотношений Востока и Запада. Западники призывали Россию идти путем Европы, вливаясь в лоно западной цивилизации; славянофилы отвергали благотворность европейских законов развития для России. Изменение политической ситуации в стране и в мире в целом дало толчок к разрушению полярности русской философии. Изменились и оценки Запада и Востока в призме их влияния на русскую культуру. Именно эти изменения мы можем проследить, рассматривая сочинения позднего славянофила Н.Я. Данилевского и философа нового поколения – Н. Бердяева. В то же время, на примере анализа произведений этих авторов, тех их книг и статей, которые касаются вопроса «Восток-Запад» и роли России в этом взаимодействии, мы понимаем, что извечная полярность русской историософской мысли не исчезает. Сам Данилевский в своей книге «Россия и Европа» во взглядах на роль России в мировом историческом процессе выступает меньшим славянофилом, чем Николай Бердяев, никогда не относивший себя к этому направлению русской философии. Н.Я. Данилевский выдвигает новаторскую для славянофильства мысль, которая основывается на его теории культурно-исторических типов. Ее содержание: Россия не Восток и не Запада, она Востоко-Запад, но ее путь не зависит напрямую от западной или восточной цивилизации, так как Россия призвана историей стать во главе новой нарождающейся цивилизации, культурно-исторического типа. Этот новый тип придет на смену западноевропейской цивилизации, враждебной России и дряхлеющей. Он объединит славянские народы, которые станут этнической основой нового культурно-исторического типа.


30. философия предмет изучения и специфика философского знания

Слово «философия» взято из древнегреческого языка. Оно образовано из двух слов phileo – люблю и sophia – мудрость, то есть люблю мудрость или, иначе, любомудрие, люблю мудрствовать. Считают, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (580 – 500 г. до н. э.). Он употреблял его по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Использование и истолкование термина «философия» в европейской культуре связано с именем Платона (427 – 347 до н. э.). Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности. Философия, в сущности, предстает как концентрированное, обобщенное выражение культуры. Не случайно выдающийся немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831) говорил, что философия – это эпоха, схваченная в мысли, синтез культуры, а Ф. Энгельс (1820 – 1895) подчеркивал, что философия – это квинтэссенция (истинная основа) духовной жизни эпохи. Фактически, философия является кратчайшей дорогой приобщения к культуре.

В целом философия отличается от других форм теоретического осмысления действительности тем, что она:

– рассматривает мир как целое с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;– познает природу мира и устанавливает причины ее развития;– изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;– исследует пути и средства познания мира и его преобразования. Ученик Сократа, выдающийся философ Античности Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т. е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Величайший мыслитель Древнего мира Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Античные философы и толкователи текстов Аристотеля использовали понятие «метафизика» как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. И. Кант как великий философ первым из мыслителей Нового времени осознал антропоцентрический характер философского зна­ния, что означает, человек является центральной проблемой философского осмысления действительности, всё теоретическое видение мира происходит через потребности и интересы человека, тем самым существенно обогатил философию как науку о всеобщем.

31.структура философского знания

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима?

Этика — учение о нравственности. Первоначально смыслом слова это с было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло.

Эстетика - философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении;

Логика — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.

Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является

Аксиоло́гия — теория ценностей, раздел философии.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии. Философия культуры в узком смысле – как философское осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органической целостности – цивилизации как проявлению механического и утилитарного отношения к жизни.

32.Основной вопрос философии:материализм,идеализм.


Идеалисты считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.


Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга. Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.