Файл: 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237—1240), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей. Древнерусское государство возникло на торговом пути на землях восточнославянских племён — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственно.
9. Международные связи древнерусских земель. Культурное влияние Востока и Запада.
Христианизация. Духовная и материальная культура Древней Руси. Киевская Русь - так называют историки государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев. Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян - предков украинцев, белорусов, и русских. До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и особенно на востоке они были весьма условными. При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к. Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы. Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024 г.), Владимир (1108), Москва (1147) и другие. Князья этого княжества Юрий Долгорукий и
Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков.
10. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и России.
11. Ордынское нашествие: иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Тюркские народы России в составе Золотой Орды. В конце 1237 года монголы вторглись в Северо-Восточную Русь. Русские города Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и другие в то время имели по несколько тысяч жителей, могли выставить небольшое число вооруженных защитников, были взяты штурмом, сожжены и разграблены. В марте 1238 года войска Юрия Всеволодовича в решающем сражении были разбиты на реке Сити. В 1239-1240 были разгромлены южные и юго- западные княжества. Разоренный Киев не мог восстановиться более 200 лет. Русские северо-восточные княжества вошли в состав Золотой Орды, образовавшейся в 1243 году. В 1243 году, после возвращения Батыя из похода в Европу, в степных низовьях Волги образовалось государство Золотая Орда. Формально русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздальская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. «Ярлыки» – грамоты на княжение русским правителям стали выдаваться в Золотой Орде. Суверенного, политически независимого, самостоятельного государства на русских землях, на политической карте Европы не стало. Монголо-татары
осуществили перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»). «Ордынский выход» представлял собой прямой денежный налог по полугривне с сохи. Первоначально в сохе числили двух мужчин-работников. Впоследствии соха стала означать определенное количество пахотной земли, с которого взимался налог – посошная подать. Кроме «выхода» или «царевой дани», действовало более десятка других «даней» и «тягостей»: «запросы» – единовременные сборы; «ям» и «подводы» – участие в перевозках; «мыт», «тамга» – торговые сборы, «дары» и «почестья» – подарки в Орду; «корм» для проезжих ордынцев и т.д. Через налоговую систему изымался не только прибавочный, но и необходимый продукт. В денежном обращении наступил «безмонетный период». Почти все золотые и серебряные монеты ордынцы изымали. Приток иноземной монеты сократился. В качестве мелких платежных единиц использовались шкурки пушных зверей, шиферные пряслица, стеклянные бусы, старые дирхемы и денарии. Во время карательных экспедиций в русские земли гибли люди, материальные ценности. В «монгольский период» экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации (застоя). На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда. Развитие производительных сил происходило чрезвычайно медленно. Слабо развивались и товарно-денежные отношения.
12. Объединение русских земель вокруг Москвы. Социально-экономический и политический строй русского государства, его особенности
В конце XIII — начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства (политические предпосылки преобладали над экономическими). Возможны 2 варианта централизации:
1. Когда политическое и экономическое объединение происходит одновременно (Запад)
2. Когда сначала политическое объединение, затем экономическое (Русь).
Особенности на Руси: монголо-татарское иго, еще не возникли буржуазные отношения, единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, процесс объединения русских обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д. Этапы образования центр. Московского государства:
I. 1301-1389 гг. Центром объединения становится Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие ее земли, затрудняли набеги татар, туда усилился приток населения. Вырастают починки — новые поселения в 2—4 двора. Восстанавливались города, наиболее крупные из них — Москва, Нижний Новгород, Тверь, Ростов, Ярославль, Суздаль — становятся ремесленными торговыми центрами.
II. Феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства для закрепощения крестьян. Выдвижение Москвы. Причины возвышения в XIII—XIV вв. Московского княжества: выгодность ее географического положения, резиденции митрополита всея Руси, демографический фактор, в конце XIV в. московские князья, и прежде всего Дмитрий Донской, выступили организаторами борьбы против ордынского ига.
III. Владимирское княжество со столицей на реке Клязьме становится центром Руси. Главной причиной возвышения именно Москвы явилась политика московский князей. В первой четверти XIV в. резко обострилась борьба между Москвой и Тверью за политическое главенство в объединительном процессе.
IV. Боясь усиления тверского князя, хан Узбек в 1327 г. послал в Тверь своего двоюродного брата Чолхана в качестве баскака с большим отрядом.собирать дань и следить за великим князем. Жители Твери восстали, перебили отряд и убили Чолхана. Хан послал на усмирение восставших карательную рать. Иван Данилович принял участие в карательной акции, устроил погром. Ярлык на великое княжение получил Иван Калита (он первым добился права собирать дань с русских земель). При нем Московское княжество особенно обогатилось за счет сбора «ордынского выхода», т.к. часть дани оставалась в Москве.
V. Калита покупал села и в других землях: в Новгородской, Владимирской, Костромской, Переяславской, Юрьевской и Ростовской, внедрялся в другие княжества. В 1326 г. он построил в Москве Успенский собор и Москва стала центром русской митрополии. VI. 1389-1462 гг. Феодальная война. После смерти Василия I наследником стал его сын Василий II Темный. У Василия II сразу обнаружился соперник - его дядя Юрий Галицкий. Началась феодальная война, которая закончилась победой Юрия. Феодальная война разорила страну, но также показала неизбежность объединения русских земель в одно государство.
VII.1462-1505. Правление Ивана III – полит. Объединение русских земель, образование Московского царства. Присоединял княжества (Новгородское, Тверское, Ярославское, Рязанское, Псковское и др.). Василий III завершил образование единого Российского централизованного государства.
VIII. Т.О. завершился процесс централизации. Признаки образования единого централиз. гос-ва: возникновение термина «Россия», создание общерусского свода законов (Судебник Ивана III), появление нового политического титула: государь всея Руси, создание общегосударственного Российского герба – двуглавый орел, округ Ивана III созд. кружок приближенных людей (условно первое правительство), ликвидация татарского ига, создание единых органов центр.управления (приказы).
13. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Новое время (или новая история) – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Оно стало важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходил переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному».
Само понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии («охота на ведьм») и пр.
9. Международные связи древнерусских земель. Культурное влияние Востока и Запада.
Христианизация. Духовная и материальная культура Древней Руси. Киевская Русь - так называют историки государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев. Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян - предков украинцев, белорусов, и русских. До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и особенно на востоке они были весьма условными. При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к. Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы. Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024 г.), Владимир (1108), Москва (1147) и другие. Князья этого княжества Юрий Долгорукий и
Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков.
10. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и России.
11. Ордынское нашествие: иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Тюркские народы России в составе Золотой Орды. В конце 1237 года монголы вторглись в Северо-Восточную Русь. Русские города Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и другие в то время имели по несколько тысяч жителей, могли выставить небольшое число вооруженных защитников, были взяты штурмом, сожжены и разграблены. В марте 1238 года войска Юрия Всеволодовича в решающем сражении были разбиты на реке Сити. В 1239-1240 были разгромлены южные и юго- западные княжества. Разоренный Киев не мог восстановиться более 200 лет. Русские северо-восточные княжества вошли в состав Золотой Орды, образовавшейся в 1243 году. В 1243 году, после возвращения Батыя из похода в Европу, в степных низовьях Волги образовалось государство Золотая Орда. Формально русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздальская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. «Ярлыки» – грамоты на княжение русским правителям стали выдаваться в Золотой Орде. Суверенного, политически независимого, самостоятельного государства на русских землях, на политической карте Европы не стало. Монголо-татары
осуществили перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»). «Ордынский выход» представлял собой прямой денежный налог по полугривне с сохи. Первоначально в сохе числили двух мужчин-работников. Впоследствии соха стала означать определенное количество пахотной земли, с которого взимался налог – посошная подать. Кроме «выхода» или «царевой дани», действовало более десятка других «даней» и «тягостей»: «запросы» – единовременные сборы; «ям» и «подводы» – участие в перевозках; «мыт», «тамга» – торговые сборы, «дары» и «почестья» – подарки в Орду; «корм» для проезжих ордынцев и т.д. Через налоговую систему изымался не только прибавочный, но и необходимый продукт. В денежном обращении наступил «безмонетный период». Почти все золотые и серебряные монеты ордынцы изымали. Приток иноземной монеты сократился. В качестве мелких платежных единиц использовались шкурки пушных зверей, шиферные пряслица, стеклянные бусы, старые дирхемы и денарии. Во время карательных экспедиций в русские земли гибли люди, материальные ценности. В «монгольский период» экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации (застоя). На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда. Развитие производительных сил происходило чрезвычайно медленно. Слабо развивались и товарно-денежные отношения.
12. Объединение русских земель вокруг Москвы. Социально-экономический и политический строй русского государства, его особенности
В конце XIII — начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства (политические предпосылки преобладали над экономическими). Возможны 2 варианта централизации:
1. Когда политическое и экономическое объединение происходит одновременно (Запад)
2. Когда сначала политическое объединение, затем экономическое (Русь).
Особенности на Руси: монголо-татарское иго, еще не возникли буржуазные отношения, единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, процесс объединения русских обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д. Этапы образования центр. Московского государства:
I. 1301-1389 гг. Центром объединения становится Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие ее земли, затрудняли набеги татар, туда усилился приток населения. Вырастают починки — новые поселения в 2—4 двора. Восстанавливались города, наиболее крупные из них — Москва, Нижний Новгород, Тверь, Ростов, Ярославль, Суздаль — становятся ремесленными торговыми центрами.
II. Феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства для закрепощения крестьян. Выдвижение Москвы. Причины возвышения в XIII—XIV вв. Московского княжества: выгодность ее географического положения, резиденции митрополита всея Руси, демографический фактор, в конце XIV в. московские князья, и прежде всего Дмитрий Донской, выступили организаторами борьбы против ордынского ига.
III. Владимирское княжество со столицей на реке Клязьме становится центром Руси. Главной причиной возвышения именно Москвы явилась политика московский князей. В первой четверти XIV в. резко обострилась борьба между Москвой и Тверью за политическое главенство в объединительном процессе.
IV. Боясь усиления тверского князя, хан Узбек в 1327 г. послал в Тверь своего двоюродного брата Чолхана в качестве баскака с большим отрядом.собирать дань и следить за великим князем. Жители Твери восстали, перебили отряд и убили Чолхана. Хан послал на усмирение восставших карательную рать. Иван Данилович принял участие в карательной акции, устроил погром. Ярлык на великое княжение получил Иван Калита (он первым добился права собирать дань с русских земель). При нем Московское княжество особенно обогатилось за счет сбора «ордынского выхода», т.к. часть дани оставалась в Москве.
V. Калита покупал села и в других землях: в Новгородской, Владимирской, Костромской, Переяславской, Юрьевской и Ростовской, внедрялся в другие княжества. В 1326 г. он построил в Москве Успенский собор и Москва стала центром русской митрополии. VI. 1389-1462 гг. Феодальная война. После смерти Василия I наследником стал его сын Василий II Темный. У Василия II сразу обнаружился соперник - его дядя Юрий Галицкий. Началась феодальная война, которая закончилась победой Юрия. Феодальная война разорила страну, но также показала неизбежность объединения русских земель в одно государство.
VII.1462-1505. Правление Ивана III – полит. Объединение русских земель, образование Московского царства. Присоединял княжества (Новгородское, Тверское, Ярославское, Рязанское, Псковское и др.). Василий III завершил образование единого Российского централизованного государства.
VIII. Т.О. завершился процесс централизации. Признаки образования единого централиз. гос-ва: возникновение термина «Россия», создание общерусского свода законов (Судебник Ивана III), появление нового политического титула: государь всея Руси, создание общегосударственного Российского герба – двуглавый орел, округ Ивана III созд. кружок приближенных людей (условно первое правительство), ликвидация татарского ига, создание единых органов центр.управления (приказы).
13. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Новое время (или новая история) – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Оно стало важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходил переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному».
Само понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии («охота на ведьм») и пр.