Файл: 1. Тема вкр Логистика транспортных процессов на предприятии на примере ооо Лента.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1446
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.2 Основные элементы и механизмы функционирования транспортной системы предприятия
2.2Анализ внешней среды и внутреннего потенциала деятельности ООО «Лента»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ООО «ЛЕНТА»
3.1 Рекомендации по оптимизации транспортно-логистических процессов на ООО «Лента»
).16
Таким образом, важным свойством информации является ее качественная характеристика. Практика построения логистики свидетельствует, что выбору такой информации должен предшествовать соответствующий анализ факторов, определяющих ценность информации, сильных и слабых сторон организации процессов ее сбора и подготовки. Такой анализ должен проводиться компетентными специалистами, способными оценивать состояние дел и тем самым обеспечить структуризацию и упорядочивание информации, которая может иметь стратегический или тактический характер. Перечислим основные данные, учитываемые при создании транспортно-логистических систем: информация о рынке; информация о производстве; информация о материальных потоках; данные об информационных потоках. При формировании механизма управления ЛС, необходимо учитывать тот факт, что создаваемый механизм должен обладать способностью гибкого реагирования на изменения рыночных и производственных ситуаций. К таким изменениям внешней среды можно отнести изменения спроса на определенные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения процентных ставок кредитования.17
Характер выполняемых логистических операций изменяется с течением функционирования системы в результате воздействия внешних условий. Рассматриваемый механизм создается для управления логистической системой, в которой, во-первых, должна осуществляться интеграция, звенев цепи поставок в единую систему, что обеспечит эффективное кризисное управление материальными, финансовыми, информационными и трудовыми потоками.
Во-вторых, существует необходимость интеграции контроля движения и использования номенклатуры сырья, материалов и другой продукции, используемой при производстве, а также готовой продукции, поставляемой потребителю.
В-третьих, обязательным является обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования элементов логистической системы с действующими процессами и системами управления предприятием.18
Из этого следует что снижения издержек, связано с развитием логистических элементов. В снабжении они составляют- 50%, в сбыте- 40%, в производстве- 10%. В следствии чего, становление транспортно-логистической системы предприятия, является важным моментом увеличения конкурентоспособности. Различие логистического подхода заключается в объединении некоторых элементов цепи в общую систему сквозного управления материальными и информационными потоками, с целью получения желанного итога, с наименьшими расходами времени и ресурсов.
За основу понимания транспортно-логистической системы с точки зрения экономики, следует предлагать следующие принципы системного подхода:
Такая ЛС должна функционировать соответственно с принципом Парето, согласно которого на произвольном предприятии только небольшая часть ассортимента продукции обеспечивает наибольший объем продаж. Этот принцип определяет необходимость выделения наиболее важных задач и возможностей при создании систем поставок. Поэтому логистическая система должна включать те элементы, которые определяют решение действительно важных и приоритетных задач и обладать резервом. Также необходимо уделять одинаковое внимание методам, объектам, субъектам и самому предмету исследований, соблюдению подчиненности и ясности, совместимости со стилем управления, принятым на производстве, направленности действий.
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития системы транспортной логистики на предприятии
Основу товарообращения на предприятии составляет инфраструктура взаимодействия с поставщиками и потребителями с целью сбыта оптовых и крупнооптовых товаров. В современных условиях применение логистики на предприятии учитывает не просто затраты на транспортировку, а общие расходы на товар распределение. Иными словами, доставка от производителя к потребителю по системе “just in time” или общеизвестной японской системой “кан-бан”.20
Внедрение «вытягивающей» системы в Японии в 50-х годах дало ошеломляющие результаты. Япония довольно быстро начала составлять конкуренцию крупным европейским и американским компаниям. Со временем система развивалась, расширяя географию своего применения.21
Обеспечение высокого уровня качества продукции услуг в системах «тянущего» типа является важным и основополагающим параметром системы. Перепроизводство и брак, допустимый в системах «толкающего типа, недопустимая роскошь в условиях высочайшей конкуренции. Известный специалист Масааки Имаи в своей книге «ГембаКайдзен» указывает, что перепроизводство — наихудший вид потерь, который дает обманчивое ощущение безопасности, скрывает всевозможные проблемы и «затуманивает» информацию, которая могла бы помочь реализовать положительные изменения на производстве. Перепроизводство должно рассматриваться как преступление. Поэтому не смотря на рациональность некоторых манёвров на предприятии не все меры по повышению возможной прибыли являются верными.
22
Единая сеть от производителя до потребителя работает по общепринятым стандартам во всём мире. Она отвечает всем требованиям и стандартам унифицированных производство-правовых норм с использованием передовых технологий документооборота и программного обеспечения.23
Транспортные предприятия, участвующие в цепи распределения готовой продукции, так же, как и другие партнеры, должны обеспечивать сокращение времени на транспортировку, повышение уровня сервиса. В целом это означает движение навстречу потребителю транспортных услуг. Такая ситуация конкретно выражается в предоставлении различных нетрадиционных дополнительных услуг, а также в широкомасштабном использовании новейших достижений в области коммуникации и информатизации. 24
В то же время по вопросу взаимосвязи маркетинга и логистики существует несколько систем. Одна из которых заключается в том, что логистика возникла и имеет право на существование лишь как раздел концепции маркетинга. Принято считать, что в 60-х годах из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных, во-первых, с обеспечением ресурсами (материальными, энергетическими, трудовыми) процесса производства, а, во-вторых - с рационализацией процесса сбыта в условиях растущей конкуренции. В основе данного процесса лежала объективная причина - существенный рост совокупных затрат на формирование и содержание запасов, а также на организацию транспортно-экспедиционной деятельности. Одновременно прогрессирующая специализация предприятий вынуждена серьезно заняться проблемами оптимизации хозяйственных связей.
Мировой практикой доказано, что если при производстве и продаже товаров невозможно снизить затраты, то необходимо исследовать путь прохождения материального потока в виде сырья, полуфабрикатов, материально-технических ценностей, начиная от их поступления на производство, с целью его оптимизации. Одним из наиболее радикальных и действенных инструментов сокращения затрат по всей цепи движения материального потока является транспортная логистика. 25
Стремительное развитие логистической деятельности в США и Германии пришлось на 1950 – 1960 гг. Уже в
1970-х гг. на рынках транспортных услуг этих стран стали появляться специализированные почтовые компании. В этот же период в России была разработана логистическая технология, которая в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие логистики в странах Европы. В 1980-х гг. начинали свою деятельность компании, предоставляющие логистические услуги в США, что значительно повлияло на экономическое развитие и логистические процессы страны.
Развитие транспортно-логистической деятельности в Украине пришлось лишь на 2000-е годы, когда на рынке появились компании, непосредственно предоставляющие логистические услуги. В дальнейшем спрос на услуги этих компаний продолжал расти.
Финансово-экономический кризис 2009 – 2010 гг. негативно сказался на деятельности логистических операторов на рынках России, Украины, Германии и США.
Устойчивость на рынке и значительный спрос на логистические услуги в США и Германии позволили логистической сфере быстро справиться с последствиями кризиса. В то же время рынок транспортной логистики Украины и России находился на этапе стабилизации.
Следует отметить интенсивное использование логистики в отрасли машиностроения в Украине, России и Германии, а в Украине и США также в обрабатывающей и добывающей отраслях.
Американская компания глобальных экспресс-перевозок UPS (United Parcel Service Inc.), благодаря эффективной работе службы логистики, разработала бизнес-стратегию, цель которой - предоставление клиентам услуг высочайшего уровня по доставке товаров, информации и капиталов. Таким образом, логистика с одной стороны внесла вклад в формирование бизнес-стратегии, а с другой стороны позволяет ее реализовать путем очень быстрой доставки груза практически в любую точку земного шара. Например, наличие целого таможенного отдела, "работающего" только с грузами UPS, а также уникальная технология "условного выпуска" экспресс-товаров, когда таможенное оформление груза начинается задолго до его фактического прибытия на территорию России - ноу-хау компании, которое позволило разрешить одну из самых сложных проблем. груз оформляется по временной таможенной декларации и на следующий день доставляется получателю. А уже потом в течение следующих нескольких дней пройдет полное таможенное оформление, гарантом которого выступает компания UPS. Кроме того, клиенты компании имеют удобную возможность наблюдать маршруты своих отправлений и подтверждение о доставке через Интернет. Каждая посылка маркирована специальным штриховым кодом и сканируется на всем пути следования, поэтому проследить ее путешествие на web-сайте компании очень просто. Сегодня этой услугой во всем мире, в том числе и в России, ежедневно пользуется около 4-ех миллионов человек
В последние годы в странах с рыночной экономикой развитие транспортной логистики характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, то есть внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Европе и позже в США. Ожидается, что данная тенденция приведет к значительному развитию и изменениям в организации работы по перемещению продукции. Таким образом, практический опыт работы предприятий в Украине, России, Германии и США показал, что распределение уровней развития логистики по компаниям неодинаково. Восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и при возникновении благоприятных условий скачкообразно.26
В настоящее время Европейский Союз представляет собой развитое, глубоко интегрированное пространство с интенсивно развивающимся сектором логистических услуг. На современном этапе Европейская логистическая система уже достаточно оснащена объектами транспортно- логистической инфраструктуры, и ускорение темпов ее развития обеспечивается преимущественно за счет внедрения инноваций в информационную систему и технологические схемы логистики. Это, в частности, относится к формированию баз данных и коммуникационных систем логистики, внедрению новых программных продуктов, позволяющих дистанционно управлять материальными потоками, складских информационных систем, организации системы дистанционного
Таким образом, важным свойством информации является ее качественная характеристика. Практика построения логистики свидетельствует, что выбору такой информации должен предшествовать соответствующий анализ факторов, определяющих ценность информации, сильных и слабых сторон организации процессов ее сбора и подготовки. Такой анализ должен проводиться компетентными специалистами, способными оценивать состояние дел и тем самым обеспечить структуризацию и упорядочивание информации, которая может иметь стратегический или тактический характер. Перечислим основные данные, учитываемые при создании транспортно-логистических систем: информация о рынке; информация о производстве; информация о материальных потоках; данные об информационных потоках. При формировании механизма управления ЛС, необходимо учитывать тот факт, что создаваемый механизм должен обладать способностью гибкого реагирования на изменения рыночных и производственных ситуаций. К таким изменениям внешней среды можно отнести изменения спроса на определенные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения процентных ставок кредитования.17
Характер выполняемых логистических операций изменяется с течением функционирования системы в результате воздействия внешних условий. Рассматриваемый механизм создается для управления логистической системой, в которой, во-первых, должна осуществляться интеграция, звенев цепи поставок в единую систему, что обеспечит эффективное кризисное управление материальными, финансовыми, информационными и трудовыми потоками.
Во-вторых, существует необходимость интеграции контроля движения и использования номенклатуры сырья, материалов и другой продукции, используемой при производстве, а также готовой продукции, поставляемой потребителю.
В-третьих, обязательным является обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования элементов логистической системы с действующими процессами и системами управления предприятием.18
Из этого следует что снижения издержек, связано с развитием логистических элементов. В снабжении они составляют- 50%, в сбыте- 40%, в производстве- 10%. В следствии чего, становление транспортно-логистической системы предприятия, является важным моментом увеличения конкурентоспособности. Различие логистического подхода заключается в объединении некоторых элементов цепи в общую систему сквозного управления материальными и информационными потоками, с целью получения желанного итога, с наименьшими расходами времени и ресурсов.
За основу понимания транспортно-логистической системы с точки зрения экономики, следует предлагать следующие принципы системного подхода:
-
структурирование поведение системы, обусловленное не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами её структуры; -
унитарность отделение системы от окружающей среды; -
иерархичность соподчинённость элементов в системе; -
полиархия познание системы по причине сложности, требующее множественности её описания; системность.19
Такая ЛС должна функционировать соответственно с принципом Парето, согласно которого на произвольном предприятии только небольшая часть ассортимента продукции обеспечивает наибольший объем продаж. Этот принцип определяет необходимость выделения наиболее важных задач и возможностей при создании систем поставок. Поэтому логистическая система должна включать те элементы, которые определяют решение действительно важных и приоритетных задач и обладать резервом. Также необходимо уделять одинаковое внимание методам, объектам, субъектам и самому предмету исследований, соблюдению подчиненности и ясности, совместимости со стилем управления, принятым на производстве, направленности действий.
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития системы транспортной логистики на предприятии
Основу товарообращения на предприятии составляет инфраструктура взаимодействия с поставщиками и потребителями с целью сбыта оптовых и крупнооптовых товаров. В современных условиях применение логистики на предприятии учитывает не просто затраты на транспортировку, а общие расходы на товар распределение. Иными словами, доставка от производителя к потребителю по системе “just in time” или общеизвестной японской системой “кан-бан”.20
Внедрение «вытягивающей» системы в Японии в 50-х годах дало ошеломляющие результаты. Япония довольно быстро начала составлять конкуренцию крупным европейским и американским компаниям. Со временем система развивалась, расширяя географию своего применения.21
Обеспечение высокого уровня качества продукции услуг в системах «тянущего» типа является важным и основополагающим параметром системы. Перепроизводство и брак, допустимый в системах «толкающего типа, недопустимая роскошь в условиях высочайшей конкуренции. Известный специалист Масааки Имаи в своей книге «ГембаКайдзен» указывает, что перепроизводство — наихудший вид потерь, который дает обманчивое ощущение безопасности, скрывает всевозможные проблемы и «затуманивает» информацию, которая могла бы помочь реализовать положительные изменения на производстве. Перепроизводство должно рассматриваться как преступление. Поэтому не смотря на рациональность некоторых манёвров на предприятии не все меры по повышению возможной прибыли являются верными.
22
Единая сеть от производителя до потребителя работает по общепринятым стандартам во всём мире. Она отвечает всем требованиям и стандартам унифицированных производство-правовых норм с использованием передовых технологий документооборота и программного обеспечения.23
Транспортные предприятия, участвующие в цепи распределения готовой продукции, так же, как и другие партнеры, должны обеспечивать сокращение времени на транспортировку, повышение уровня сервиса. В целом это означает движение навстречу потребителю транспортных услуг. Такая ситуация конкретно выражается в предоставлении различных нетрадиционных дополнительных услуг, а также в широкомасштабном использовании новейших достижений в области коммуникации и информатизации. 24
В то же время по вопросу взаимосвязи маркетинга и логистики существует несколько систем. Одна из которых заключается в том, что логистика возникла и имеет право на существование лишь как раздел концепции маркетинга. Принято считать, что в 60-х годах из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных, во-первых, с обеспечением ресурсами (материальными, энергетическими, трудовыми) процесса производства, а, во-вторых - с рационализацией процесса сбыта в условиях растущей конкуренции. В основе данного процесса лежала объективная причина - существенный рост совокупных затрат на формирование и содержание запасов, а также на организацию транспортно-экспедиционной деятельности. Одновременно прогрессирующая специализация предприятий вынуждена серьезно заняться проблемами оптимизации хозяйственных связей.
Мировой практикой доказано, что если при производстве и продаже товаров невозможно снизить затраты, то необходимо исследовать путь прохождения материального потока в виде сырья, полуфабрикатов, материально-технических ценностей, начиная от их поступления на производство, с целью его оптимизации. Одним из наиболее радикальных и действенных инструментов сокращения затрат по всей цепи движения материального потока является транспортная логистика. 25
Стремительное развитие логистической деятельности в США и Германии пришлось на 1950 – 1960 гг. Уже в
1970-х гг. на рынках транспортных услуг этих стран стали появляться специализированные почтовые компании. В этот же период в России была разработана логистическая технология, которая в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие логистики в странах Европы. В 1980-х гг. начинали свою деятельность компании, предоставляющие логистические услуги в США, что значительно повлияло на экономическое развитие и логистические процессы страны.
Развитие транспортно-логистической деятельности в Украине пришлось лишь на 2000-е годы, когда на рынке появились компании, непосредственно предоставляющие логистические услуги. В дальнейшем спрос на услуги этих компаний продолжал расти.
Финансово-экономический кризис 2009 – 2010 гг. негативно сказался на деятельности логистических операторов на рынках России, Украины, Германии и США.
Устойчивость на рынке и значительный спрос на логистические услуги в США и Германии позволили логистической сфере быстро справиться с последствиями кризиса. В то же время рынок транспортной логистики Украины и России находился на этапе стабилизации.
Следует отметить интенсивное использование логистики в отрасли машиностроения в Украине, России и Германии, а в Украине и США также в обрабатывающей и добывающей отраслях.
Американская компания глобальных экспресс-перевозок UPS (United Parcel Service Inc.), благодаря эффективной работе службы логистики, разработала бизнес-стратегию, цель которой - предоставление клиентам услуг высочайшего уровня по доставке товаров, информации и капиталов. Таким образом, логистика с одной стороны внесла вклад в формирование бизнес-стратегии, а с другой стороны позволяет ее реализовать путем очень быстрой доставки груза практически в любую точку земного шара. Например, наличие целого таможенного отдела, "работающего" только с грузами UPS, а также уникальная технология "условного выпуска" экспресс-товаров, когда таможенное оформление груза начинается задолго до его фактического прибытия на территорию России - ноу-хау компании, которое позволило разрешить одну из самых сложных проблем. груз оформляется по временной таможенной декларации и на следующий день доставляется получателю. А уже потом в течение следующих нескольких дней пройдет полное таможенное оформление, гарантом которого выступает компания UPS. Кроме того, клиенты компании имеют удобную возможность наблюдать маршруты своих отправлений и подтверждение о доставке через Интернет. Каждая посылка маркирована специальным штриховым кодом и сканируется на всем пути следования, поэтому проследить ее путешествие на web-сайте компании очень просто. Сегодня этой услугой во всем мире, в том числе и в России, ежедневно пользуется около 4-ех миллионов человек
В последние годы в странах с рыночной экономикой развитие транспортной логистики характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, то есть внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Европе и позже в США. Ожидается, что данная тенденция приведет к значительному развитию и изменениям в организации работы по перемещению продукции. Таким образом, практический опыт работы предприятий в Украине, России, Германии и США показал, что распределение уровней развития логистики по компаниям неодинаково. Восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и при возникновении благоприятных условий скачкообразно.26
В настоящее время Европейский Союз представляет собой развитое, глубоко интегрированное пространство с интенсивно развивающимся сектором логистических услуг. На современном этапе Европейская логистическая система уже достаточно оснащена объектами транспортно- логистической инфраструктуры, и ускорение темпов ее развития обеспечивается преимущественно за счет внедрения инноваций в информационную систему и технологические схемы логистики. Это, в частности, относится к формированию баз данных и коммуникационных систем логистики, внедрению новых программных продуктов, позволяющих дистанционно управлять материальными потоками, складских информационных систем, организации системы дистанционного