Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения продуктивным видам деятельности на тему Лепка народной игрушки в ннод.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1.1. Беседа о народной игрушке и лепка с нее
Дымковская игрушка. Знакомство детей с народной игрушкой одного промысла проходит в течение 2—3 занятий. На первом занятии дети рассматривают игрушки, а воспитатель рассказывает о том, где находится промысел и какие игрушки там делают.
Для первой беседы подбираются однофигурные и сюжетные игрушки. Скульптурки устанавливаются так, чтобы они были хорошо видны со всех сторон, для чего используется подставка с поворотным кругом. Воспитатель рассказывает детям, что все игрушки выполнены народными мастерами в городе Кирове на фабрике игрушек. Сначала игрушки лепят, после того как они высохнут, их обжигают в муфельных печах, затем расписывают яркими красками. Игрушки данного промысла украшены большим количеством мелких декоративных деталей, поэтому после беседы дети могут подойти поближе и рассмотреть все подробнее.
В следующей беседе воспитатель рассказывает, как делают такие игрушки, причем он показывает способы лепки. Дети сидят на стульях, поставленных полукругом, а перед ними воспитатель; на его столе игрушки, глина, стека и мокрая тряпка. Ребята наблюдают, как воспитатель делает уточку, козлика, собаку, куклу и другие игрушки. Воспитатель берет такие же ранее вылепленные игрушки и помещает их в муфельную печь для обжига.
Затем игрушки покрываются белилами и расписываются гуашью. Дети наблюдают все этапы работы и таким образом становятся свидетелями выполнения игрушек.
Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они сами лепить такие же игрушки, и предлагает подумать, какую фигурку лучше изобразить. Обычно дети называют разные игрушки, но педагог останавливается на тех, которые проще для изображения, имеют несложное строение. Так, для начала можно предложить ребятам вылепить лошадку или барашка, в зависимости от того, какие игрушки есть в детском саду. Если в детском саду имеется набор слайдов о народных игрушках, в конце беседы можно рассмотреть их.
Делать это рекомендуется в вечерние часы. Детям нравится рассматривать яркие слайды, слушать рассказ об игрушках и самим участвовать в разговоре. Внимание их следует направить на содержание игрушек, их роспись, на лепные украшения.
Как правило, такие беседы хорошо подготавливают детей к предстоящей лепке, и в начале занятия воспитателю остается лишь напомнить общий способ изображения, который часто подсказывает сама игрушка, например, туловище и ноги можно вылепить из одного куска глины, а остальные части — прикрепить к туловищу. Народные игрушки козел или барашек во время занятия стоят на подставках, дети могут в случае необходимости подойти к ним, чтобы лучше рассмотреть их, пользуясь поворотным кругом.
2.2. План-конспект практического занятия
2.2.1. Тема: Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки.
Лошадки (веселая карусель)
Программные задачи: уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).
Внимание: между занятиями по лепке и рисованию должно пройти 2-3 дня, чтобы вылепленные игрушки успели подсохнуть.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Просмотр слайдов на тему «Дымковская игрушка». Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».
Материалы, инструменты, оборудование: глина, поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя - дымковская игрушка (лошадка), схема с показом способа лепки, незавершённая модель для частичного показа изобразительной техники.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям рассказ К.Д. Ушинского «Лошадка»:
Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей - чёлка, на ногах - щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подкорки стальные.
- Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.
- Сейчас мы с вами будем лепить лошадок, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шее волной, меж ушей - чёлка...»
Воспитатель предлагает детям ещё раз рассмотреть дымковскую игрушку - лошадку (или её изображение) - и определить, каким способом её лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.
- Сначала нужно создать исходную форму - цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) примерно на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой - ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние (см. рисунок). На основе такой формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем». Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.
Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.
Дети берут нужное количество глины и начинают работать над формой. Вылепленные игрушки устанавливается на полку или специальную лесенку для обозрения и анализа. Качество выполнения игрушек определяется не только тем, как сделана основная форма и мелкие детали, но и тем, как обработана (отглажена) поверхность мокрой тряпкой. Роспись хорошо ложится лишь на гладкую поверхность.
Последующие этапы работы (обжиг, грунтовка белилами) выполняются с воспитателем в свободное от занятий время. Дети наблюдают за всем ходом работы.
Очень важно показать детям возможность создания разнообразных образов на основе одной модели (формы и способа лепки). Множество народных игрушек создаётся на основе одной модели. Эта модель в каждом конкретном образе варьируется, изменяется, дополняется новыми деталями и обретает новый облик. Так, например:
• если на шее слегка прищипить гриву, а сзади оттянуть хвост, выйдет лошадка (можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву) (рис.1.1.);
• если рога расплющить в виде грибочка, получится олень (рис.1.2.).
• если мордочку затупить, рога сделать в виде полумесяца, а к брюшку прилепить вымя-лепёшку, получится корова (рис.1.3.);
• если рога завернуть в виде кренделей, появится круторогий баран (рис.1.4.).
Рис.1. | | Рис.1.1. |
Рис. 1.2. | ||
Рис.1.3. | ||
Рис.1.4. |
Все вылепленные поделки объединяются в композицию. Педагог сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу - будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.
2.2.2. План – конспект практического занятия по росписи народной игрушки
Программное содержание: Закрепить знания о дымковских игрушках;
закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые линии);
закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Программные задачи: Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его в соответствии с формой;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Предварительная работа:
-
Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. -
Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства. -
Рисование элементов дымковской росписи.
Материал: Предметы и рисунки декоративно-прикладного искусства, гуашь, кисти, ватные палочки, подставки для кисточек, салфетки, непроливайки.
Форма организации: дети сидят полукругом перед выставкой дымковских игрушек, работа за столами
Дети идут змейкой за воспитателем под запись русской народной песни «Во саду ли в огороде…»
Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов и рисунков. Эти вещи радуют нас своей красотой.
Воспитатель. А вы знаете, почему эти игрушки называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.)
Воспитатель. Молодцы! Давайте расскажем, почему село назвали именно так.
1-й ребенок
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
2-й ребенок
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Воспитатель
Что же это за игрушки – дымковские?
Всё игрушки - непростые,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки , полоски.
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Посмотрите, как здесь красиво! Давайте рассмотрим рисунки и игрушки. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но, что-то у них есть и общее! (Дымковская игрушка всегда только белая).
Воспитатель. А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
Воспитатель. Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей)
Воспитатель. Как, одним словом можно сказать про эти цвета?
(яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответы детей)
Воспитатель показывает ребятам дымковскую игрушку «Индюк»
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост —
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная — индюк.
Затем знакомит ребят с дымковской игрушкой «Водоноска» :
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет, Песню тихую поет.
Няня
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.
Глиняный олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Мчится глиняный олень.
Всадник на коне
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
Посмотрите как здесь много разных красивых барышень
А вот и девицы в венце, румянец на лице
Что дымковские мастера раскрашивали барышням полностью цветом? (кокошник, кофточку, оборки платья и передника)
Да, правильно, а дальше наносился узор на юбку платья и передник.