Файл: Работать вместе есть успех Название секции форума психология и философия Чаша достоверности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Дистанционный этап краевого форума «Научно-технический потенциал Сибири»

Полное название темы работы

«Работать вместе есть успех»

Название секции форума

психология и философия «Чаша достоверности»

Тип работы

исследовательский реферат

Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения


Кайгородова Дарья Дмитриевна

31.03.2005 г.

Место учебы:

Частное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47» открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Класс

7

Место выполнение работы

Частное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47» открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Руководитель

Филиппова Анна Александровна, средняя общеобразовательная школа №47 ОАО «РЖД», учитель

Научный руководитель




Ответственный за корректуру текста работы




e-mail

контактный телефон

eremeevaev@krw.ru

Руководитель работы: 89236682212




Кайгородова Дарья Дмитриевна

п. Инголь, ЧОУ СОШ №47 ОАО «РЖД», 7 класс

«Работать вместе есть успех»

Руководитель: Филиппова Анна Александровна, учитель

Цель исследовательской работы: выявить способы воздействия на толпу для формирования сплоченного коллектива.

Методы проведенных исследований: анализ и обобщение литературы; наблюдение; анкетирование; беседа; тестирование; метод сбора и обработки данных.

Основные результаты исследования: в ходе работы были определены основные методы и способы воздействия на толпу для формирования сплоченного коллектива. Данные методы и способы показали свою эффективность на практике. Был разработан комплекс упражнений на сплочение коллектива.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………................................. 4 стр.

Основное содержание………………………………………………….....................................4 стр.

Глава 1. Теоретические аспекты понятий «толпа» и «коллектив»

1.1. Что такое толпа и коллектив? Сходство и различие…………………………………....5 стр.

1.2. Методы, способы формирования коллектива…………………………………..............7 стр.

1.3. Поведение толпы и коллектива в разных ситуациях……………………………………8 стр.

Глава 2. Диагностика школьных коллективов на предмет сплоченности и

присутствия лидера………………………………………………………………...................10 стр.

Заключение................................................................................................................................15 стр.

Приложение ………………………………………………………………………..................16 стр.

Литература.................................................................................................................................24 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка. Ведь каждый человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга людей, с которыми он находится во взаимодействии. Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой. Чтобы достигнуть каких-либо результатов, ученик должен уметь взаимодействовать в коллективе. Но в школе учатся дети с разными интересами и возможностями. Задача педагогов заключается в том, чтобы сплотить детей в школьные коллективы, для полноценного развития каждого ребенка. Это могут быть классные коллективы и не только.

В прошлом году в нашей школе была сформирована команда КВН. Команда состояла из учащихся разных классов. Отбор проходил по желанию. Таким образом, ребята стали взаимодействовать друг с другом для достижения определенной цели, а конкретно, выиграть кубок Шарыповского района. Но, к сожалению, ребятам не удалось достичь полного взаимопонимания, сплотиться на столько, чтобы получить желаемого. Это и позволило нам определить актуальность данной работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель нашей работы: выявить способы воздействия на толпу для формирования сплоченного коллектива.



Основные задачи:

1. рассмотреть теоретические аспекты понятий «толпа» и «коллектив», в чем их сходство и различие;

2. изучить методы и способы воздействия на толпу для формирования коллектива;

3. провести диагностику на выявление сплоченного коллектива и присутствия лидера в школьной команде КВН «Позитив»;

4. применить на практике способы взаимодействия на толпу.

5. разработать упражнения/тренинги для формирования сплоченного коллектива

Объект исследования: процесс формирования коллектива.

Предмет исследования: способы воздействия на формирование коллектива.

Гипотеза: при умелом использовании способов воздействия на толпу она «превращается» в коллектив.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

  • анализ и обобщение литературы;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • беседа;

  • тестирование;

  • метод сбора и обработки данных.

Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении материала.

Практическая значимость работы, состоит в том, что данная работа может использоваться классными руководителями для формирования дружного сплоченного классного коллектива.

Глава 1. Теоретические аспекты понятий «толпа» и «коллектив»

Толпа и коллектив уже давно являются предметом исследования социальной психологии. На первый взгляд эти понятия абсолютно разные, но многие психологи между толпой и коллективом ставят знак равенства. Однако, анализируя поведение любых больших скоплений людей, нельзя рассматривать их, не подразделяя на толпу и коллектив, так как это принципиально разные скопления.

1.1. Что такое толпа и коллектив? Сходство и различие

Согласно словнику "Современного толкового словаря русского языка" Ефремовой Т.Ф. толпа - 1. нестройное, неорганизованное скопление людей; сборище.

2. перен. Нестройное скопление мыслей.

3. перен. безликая масса людей (обычно с оттенком пренебрежительности).

Коллектив - группа людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами.


В социальной психологии толпа рассматривается как временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения, коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив – это объединение людей, которое характеризуется следующими признаками:

1) общей социально значимой целью;

2) совместной деятельностью, направленной на ее достижение, общей организацией этой деятельности;

3) отношениями ответственной зависимости (один за всех, все за одного);

4) наличием выборных руководящих органов.

В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда». В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью и единством, самоопределением личности, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности...

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что между этими понятиями существуют сходства: толпа и коллектив - скопление людей; им присущи одинаковые для всех общие действия; толпа и коллектив могут быть как пассивными, так и активными.

Но нельзя забывать и о различиях:

  • для толпы характерны бессознательные действия, для коллектива – осознанные действия.

  • Толпа создается стихийно и бессознательно, в основе формирования толпы лежит общность чувств (ненависть, страх, восхищение, любопытство и др.).

  • Коллектив подбирается специально и осознанно, в основе его создания лежат общие интересы (научный коллектив, школьный коллектив, музыкальный коллектив, танцевальный коллектив и т.д.).

  • Четкой границы между толпой и коллективом провести невозможно, так как существуют скопления людей, которые могут быть промежуточным звеном между толпой и коллективом. К ним чаще всего относятся организованные толпы, образованные, не стихийно, а собранные вполне сознательно, но не имеющие общих доминирующих чувств. Это, например, собрания, митинги и т.п., которые могут преобразоваться как в стихийную толпу, так и в осознанный коллектив.

Если изучать глубже сущность толпы и коллектива, то мы понимаем, что и толпа и коллектив не может существовать без какой-либо движущей силы, которая должна стимулировать на какие-либо действия участников данных сборищ. В качестве такой силы может служить сильное чувство, которое характерно для толпы, и интересная идея - для коллектива. Но общее чувство нужно возбудить, а идею - выдвинуть. В качестве
генератора определенного чувства и идеи, как правило, должен выступает вожак для толпы, часто который становится случайный и незнакомый толпе человек, и лидер для коллектива, которым становится человек, пользующийся влиянием и авторитетом у коллектива.

Так что же такое вожак и лидер. Мы изучили эти два понятия и пришли к выводу: вожак - человек, который ведет за собой других, а лидер - человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе.

Вожаки толпы обычно интуитивно владеют приемами наиболее сильного воздействия на нее. Они употребляет сильные выражения, преувеличивая, категорически утверждая и многократно повторяя то, что пытаются внушить толпе.

Лидеры коллектива обычно осознанно владеют психологическими приемами, позволяющими наиболее полно раскрыть потенциал каждого члена коллектива и осознанноими пользуются.

Таким образом, можно сделать вывод, что толпа и коллектив имеет как сходства, так и различия. По нашему мнению, при умелом воздействии на толпу и четком понимании, что мы хотим от нее, возможно сформировать хороший сплоченный коллектив.

Существуют разные методы и способы формирования коллектива. Любой коллектив в своем развитии проходит всегда три стадии.

На первой стадии  к воспитанникам предъявляет требования воспитатель. Он организует деятельность, чтобы реализовать эти требования на основе увлечения учащихся ближней, средней и дальней перспективами-целями (система перспективных линий).

На второй стадии предъявляет требования к коллективу сформированный актив. Воспитатель занимает скрытую позицию. По этому принципу воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления.

На третьей стадии происходит расширение актива благодаря многообразию видов деятельности, внутренних и внешних отношений, таким образом, повышается активность всех членов коллектива. Уже на этой стадии можно говорить, что появилась система самоуправления.

Процесс развития коллектива нельзя назвать плавным переходом от стадии к стадии. Он рассматривается как качественный процесс преобразования. Каждая последующая стадия добавляется к предыдущей.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам