Файл: Работать вместе есть успех Название секции форума психология и философия Чаша достоверности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Дистанционный этап краевого форума «Научно-технический потенциал Сибири» |
Полное название темы работы | «Работать вместе есть успех» |
Название секции форума | психология и философия «Чаша достоверности» |
Тип работы | исследовательский реферат |
Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения | Кайгородова Дарья Дмитриевна 31.03.2005 г. |
Место учебы: | Частное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47» открытого акционерного общества «Российские железные дороги» |
Класс | 7 |
Место выполнение работы | Частное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47» открытого акционерного общества «Российские железные дороги» |
Руководитель | Филиппова Анна Александровна, средняя общеобразовательная школа №47 ОАО «РЖД», учитель |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста работы | |
контактный телефон | eremeevaev@krw.ru Руководитель работы: 89236682212 |
Кайгородова Дарья Дмитриевна
п. Инголь, ЧОУ СОШ №47 ОАО «РЖД», 7 класс
«Работать вместе есть успех»
Руководитель: Филиппова Анна Александровна, учитель
Цель исследовательской работы: выявить способы воздействия на толпу для формирования сплоченного коллектива.
Методы проведенных исследований: анализ и обобщение литературы; наблюдение; анкетирование; беседа; тестирование; метод сбора и обработки данных.
Основные результаты исследования: в ходе работы были определены основные методы и способы воздействия на толпу для формирования сплоченного коллектива. Данные методы и способы показали свою эффективность на практике. Был разработан комплекс упражнений на сплочение коллектива.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………................................. 4 стр.
Основное содержание………………………………………………….....................................4 стр.
Глава 1. Теоретические аспекты понятий «толпа» и «коллектив»
1.1. Что такое толпа и коллектив? Сходство и различие…………………………………....5 стр.
1.2. Методы, способы формирования коллектива…………………………………..............7 стр.
1.3. Поведение толпы и коллектива в разных ситуациях……………………………………8 стр.
Глава 2. Диагностика школьных коллективов на предмет сплоченности и
присутствия лидера………………………………………………………………...................10 стр.
Заключение................................................................................................................................15 стр.
Приложение ………………………………………………………………………..................16 стр.
Литература.................................................................................................................................24 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка. Ведь каждый человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга людей, с которыми он находится во взаимодействии. Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой. Чтобы достигнуть каких-либо результатов, ученик должен уметь взаимодействовать в коллективе. Но в школе учатся дети с разными интересами и возможностями. Задача педагогов заключается в том, чтобы сплотить детей в школьные коллективы, для полноценного развития каждого ребенка. Это могут быть классные коллективы и не только.
В прошлом году в нашей школе была сформирована команда КВН. Команда состояла из учащихся разных классов. Отбор проходил по желанию. Таким образом, ребята стали взаимодействовать друг с другом для достижения определенной цели, а конкретно, выиграть кубок Шарыповского района. Но, к сожалению, ребятам не удалось достичь полного взаимопонимания, сплотиться на столько, чтобы получить желаемого. Это и позволило нам определить актуальность данной работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель нашей работы: выявить способы воздействия на толпу для формирования сплоченного коллектива.
Основные задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты понятий «толпа» и «коллектив», в чем их сходство и различие;
2. изучить методы и способы воздействия на толпу для формирования коллектива;
3. провести диагностику на выявление сплоченного коллектива и присутствия лидера в школьной команде КВН «Позитив»;
4. применить на практике способы взаимодействия на толпу.
5. разработать упражнения/тренинги для формирования сплоченного коллектива
Объект исследования: процесс формирования коллектива.
Предмет исследования: способы воздействия на формирование коллектива.
Гипотеза: при умелом использовании способов воздействия на толпу она «превращается» в коллектив.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
-
анализ и обобщение литературы; -
наблюдение; -
анкетирование; -
беседа; -
тестирование; -
метод сбора и обработки данных.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении материала.
Практическая значимость работы, состоит в том, что данная работа может использоваться классными руководителями для формирования дружного сплоченного классного коллектива.
Глава 1. Теоретические аспекты понятий «толпа» и «коллектив»
Толпа и коллектив уже давно являются предметом исследования социальной психологии. На первый взгляд эти понятия абсолютно разные, но многие психологи между толпой и коллективом ставят знак равенства. Однако, анализируя поведение любых больших скоплений людей, нельзя рассматривать их, не подразделяя на толпу и коллектив, так как это принципиально разные скопления.
1.1. Что такое толпа и коллектив? Сходство и различие
Согласно словнику "Современного толкового словаря русского языка" Ефремовой Т.Ф. толпа - 1. нестройное, неорганизованное скопление людей; сборище.
2. перен. Нестройное скопление мыслей.
3. перен. безликая масса людей (обычно с оттенком пренебрежительности).
Коллектив - группа людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами.
В социальной психологии толпа рассматривается как временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения, коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
Коллектив – это объединение людей, которое характеризуется следующими признаками:
1) общей социально значимой целью;
2) совместной деятельностью, направленной на ее достижение, общей организацией этой деятельности;
3) отношениями ответственной зависимости (один за всех, все за одного);
4) наличием выборных руководящих органов.
В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда». В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью и единством, самоопределением личности, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности...
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что между этими понятиями существуют сходства: толпа и коллектив - скопление людей; им присущи одинаковые для всех общие действия; толпа и коллектив могут быть как пассивными, так и активными.
Но нельзя забывать и о различиях:
-
для толпы характерны бессознательные действия, для коллектива – осознанные действия. -
Толпа создается стихийно и бессознательно, в основе формирования толпы лежит общность чувств (ненависть, страх, восхищение, любопытство и др.). -
Коллектив подбирается специально и осознанно, в основе его создания лежат общие интересы (научный коллектив, школьный коллектив, музыкальный коллектив, танцевальный коллектив и т.д.). -
Четкой границы между толпой и коллективом провести невозможно, так как существуют скопления людей, которые могут быть промежуточным звеном между толпой и коллективом. К ним чаще всего относятся организованные толпы, образованные, не стихийно, а собранные вполне сознательно, но не имеющие общих доминирующих чувств. Это, например, собрания, митинги и т.п., которые могут преобразоваться как в стихийную толпу, так и в осознанный коллектив.
Если изучать глубже сущность толпы и коллектива, то мы понимаем, что и толпа и коллектив не может существовать без какой-либо движущей силы, которая должна стимулировать на какие-либо действия участников данных сборищ. В качестве такой силы может служить сильное чувство, которое характерно для толпы, и интересная идея - для коллектива. Но общее чувство нужно возбудить, а идею - выдвинуть. В качестве
генератора определенного чувства и идеи, как правило, должен выступает вожак для толпы, часто который становится случайный и незнакомый толпе человек, и лидер для коллектива, которым становится человек, пользующийся влиянием и авторитетом у коллектива.
Так что же такое вожак и лидер. Мы изучили эти два понятия и пришли к выводу: вожак - человек, который ведет за собой других, а лидер - человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе.
Вожаки толпы обычно интуитивно владеют приемами наиболее сильного воздействия на нее. Они употребляет сильные выражения, преувеличивая, категорически утверждая и многократно повторяя то, что пытаются внушить толпе.
Лидеры коллектива обычно осознанно владеют психологическими приемами, позволяющими наиболее полно раскрыть потенциал каждого члена коллектива и осознанноими пользуются.
Таким образом, можно сделать вывод, что толпа и коллектив имеет как сходства, так и различия. По нашему мнению, при умелом воздействии на толпу и четком понимании, что мы хотим от нее, возможно сформировать хороший сплоченный коллектив.
Существуют разные методы и способы формирования коллектива. Любой коллектив в своем развитии проходит всегда три стадии.
На первой стадии к воспитанникам предъявляет требования воспитатель. Он организует деятельность, чтобы реализовать эти требования на основе увлечения учащихся ближней, средней и дальней перспективами-целями (система перспективных линий).
На второй стадии предъявляет требования к коллективу сформированный актив. Воспитатель занимает скрытую позицию. По этому принципу воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления.
На третьей стадии происходит расширение актива благодаря многообразию видов деятельности, внутренних и внешних отношений, таким образом, повышается активность всех членов коллектива. Уже на этой стадии можно говорить, что появилась система самоуправления.
Процесс развития коллектива нельзя назвать плавным переходом от стадии к стадии. Он рассматривается как качественный процесс преобразования. Каждая последующая стадия добавляется к предыдущей.
Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам