Файл: Работать вместе есть успех Название секции форума психология и философия Чаша достоверности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждому по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли свое имя, как зовут дома, в школе, как хотелось бы, чтобы называли в группе. Обычно мы не задумываемся о том, что связано с нашими именами. Всегда интересно узнать что-то новое о своем имени, о других именах. Рассказывая о том, почему его так назвали, человек чуточку раскрывает себя. Между участниками устанавливается чувство эмпатии, которое помогает осуществлять бесконфликтное общение. Завершение упражнения: участников спрашивают: "Легко ли вам было рассказывать? Что вы чувствовали, когда рассказывали?".
Упражнение 2 «Интервью в тройках».

Участники разбиваются на тройки и задают друг другу различные вопросы. Примерный перечень вопросов:

1.  Какой твой любимый цвет?

2.  Какое у тебя любимое время года?

3.  Назови любимое имя.

4.  Какие черты характера  нравятся тебе  в других людях больше всего?

5.  Какие черты характера не нравятся в других людях?

6.  Каким образом тебя легче всего обрадовать?

7.  Каким образом тебя легче всего огорчить?

8.  Какое настроение у тебя бывает чаще всего?

По окончанию интервью участники возвращаются в круг, где каждый представляет своего собеседника.

Завершение упражнения: участников спрашивают: "Легко ли вам было рассказывать о себе, что вы при этом чувствовали? Что вы чувствовали, когда слушали других? Что вы чувствовали, когда вас представлял ваш собеседник?"

Упражнение 3 «Змейка».

Все участники становятся друг за другом и двигаются под музыку, повторяя все те движения, которые показывает первый участник. По сигналу ведущего водящий сменяется (все участники должны побывать в роли водящего).

Упражнение 4 «Ладошки к ладошкам, спина к спине».

Участники разбиваются по парам. Ведущий дает задание найти равновесие и не упасть, касаясь друг друга подушечками пальцев, ладошками и спинами       (по 2-3 минуты на каждое прикосновение).

Упражнение 5 «Зеркало».

Все мы любим смотреться в зеркало. Когда мы одни, мы позволяем себе кривляться, строить "рожицы" перед зеркалом. В одиночестве это легко. Попробуем это сделать здесь, в группе. Сейчас мы разобьемся на пары.
Один из вас - это зеркало, другой - смотрящийся. В течение 1-3 минут, смотрящийся должен кривляться, изображать различные эмоции, двигаться перед зеркалом, а зеркало - в точности отображать увиденное.
Каждый участник должен выступить в роли "смотрящегося" и в роли "зеркала".

Упражнение 6 «Давайте построим…».

Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех участников, следующие фигуры: треугольник, квадрат, круг, букву «А», птичий косяк.

Упражнение 7 «Коллаж».

Участники делятся произвольно на две команды и строятся в колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Упражнение 8 «Направление».

Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. По сигналу ведущего участники должны повернуться на 90°. Задача - всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполнять задание следует молча, не переговариваясь друг с другом.

Ведущий прекращает давать команды, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.

На завершающем этапе в октябре 2018 года, мы провели повторное исследование на предмет сплоченности школьной команды КВН «Позитив». Данные результаты представлены в диаграмме.



Сплоченность общими целями и задачами совместной деятельности у команды находятся на высоком уровне (3 балл), ценностно-ориентированное единство команды – на среднем уровне (2 балла), психологический климат – на высоком уровне (3 балл). Таким образом, обобщенный показатель оказался на высоком уровне. Сравнивая результаты на начальном этапе и завершающим, можно сделать вывод, что у команды появилась сплоченность общими целями и задачами совместной деятельности, психологический климат оказался на высоком уровне.

По нашему мнению, благодаря методам и приемам, которыми мы воздействовали на команду, мы способствовали сформированию сплоченного школьного коллектива. И в ноябре 2018 года команда КВН "Позитив" успешно прошла отборочный тур в с.Ивановка и уже на районном конкурсе между другими командами КВН Шарыповского района завоевала кубок.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общих интересах, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению.

В своей работе мы определили чем отличается толпа от коллектива, рассмотрели стадии развития коллектива, методы и способы, при помощи которых можно воздействовать на толпу, для формирования сплоченного коллектива.

В практической части мы смогли доказать выдвинутую гипотезу. Провели исследование школьной команды КВН "Позитив" на предмет сплоченности и на практике, применяя необходимые методы и способы воздействия на команду, рассмотрели процесс формирования сплоченного коллектива. На завершающем этапе была проведена повторная диагностика, которая показала, что сплоченность команды находится на высоком уровне. При проведении данного исследования мы определили, что взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии.

Таким образом, мы выполнили поставленные задачи данной работы. Пришли к мнению, что ученик должен уметь взаимодействовать в коллективе, чтобы достигнуть каких-либо результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Изучение сплоченности школьного класса»

Исследование проводится в два этапа. На первом – дифференциально-параметрическом этапе измеряются параметры:

а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности, б) ценностно-ориентационное единство,

в) психологический климат класса.

На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития коллектива класса.

А. Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности

Испытуемым предлагается список из 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные
в случайном порядке.




Разряд качества

Трудолюбие

д

Принципиальность

м

Веселость

э

Аккуратность

д

Честность

м

Исполнительность

д

Порядочность

м

Организованность

д

Отзывчивость

э

Приветливость

э

Деловитость

д

Скромность

м

Дружелюбие

м

Сдержанность

э

Справедливость

м

Общительность

э

Активность

д

Искренность

э

Настойчивость

д

Обаятельность

э

Правдивость

м


Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.

Обработка результатов: 

а) подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5; 
б) подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств;

в) вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества (д, м, э).

Км =  Кд =  Кэ = где М, Д, Э – число выборов по каждой группе качеств, N – число школьников в группе.
Критерии оценки: если Кд   55% или Кд + Км   60% - групповая сплоченность высокая, оценка 3 балла; если Км > 55% - сплоченность средняя, оценка 2 балла; в остальных случаях сплоченность низкая, оценка 1 балл.


Б. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)

Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.

Обработка результатов:

а) вычислите общее количество выборов N, сделанных испытуемыми;

б) подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество;

в) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);

г) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1); 

д) вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:

С = 

Критерии оценки: если С   50% - ЦОЕ высокое, оценка 3 балла; 
если 30% < С < 50 % - ЦОЕ среднее, оценка 2 балла; в остальных случаях ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.

В. Психологический климат классного коллектива

Испытуемым предлагается три вопроса:

а) всегда ли учащихся Вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

б) всегда ли учащиеся Вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

в) все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Инструкция. По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой: всегда волнует – 5 баллов, чаще волнует – 4 балла, волнует в половине случаев – 3 балла, чаще не волнует – 2 балла, совсем не волнует – 1 балл.

Обработка результатов: вычисляется средний балл группы:
Х =  , где а, б, в – балльные оценки по вопросам, N – число испытуемых.
Критерии оценки: если Х   4,5 балла – показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла; если 3,5 < Х < 4,5 – показатель психологического климата средний, оценка 2 балла; в остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.