Файл: Работать вместе есть успех Название секции форума психология и философия Чаша достоверности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

1.2. Методы, способы формирования коллектива

Выяснив, какие стадии развития проходит коллектив, нам необходимо определиться какими методами и способами можно воздействовать, чтобы сформировать сплоченный коллектив. Ведь только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Чтобы приступить к формированию коллектива, необходимо хорошо знать состав группы, знать особенности характера каждого ученика, его стремления, сомнения, слабости и достоинства. Знать, чем интересуется ребенок, какие у него есть таланты.

Отсюда вытекают следующие методы работы:

1) единоличное требование к учащимся;

2) метод параллельного действия, т.е привлечение актива;

3) организация перспективных устремлений, целей.

По словам В.А.Сухомлинского, детский коллектив - это очень чувствительный инструмент, и настраивается он только личностью педагога. Для того чтобы создать сплоченный коллектив педагог должен владеть определенными приемами:

1) Создание традиций класса. Традиции здесь рассматриваются как обычаи класса, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в коллективе. Данный прием приводит к тому, что у школьников формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям и самим себе. В формировании традиций главное - их нравственная основа, которая дает возможность сплотить детей и преодолеть их одиночество и беззащитность.

2) Развитие детского самоуправления. Ученическое самоуправление рассматривается как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Главная задача самоуправления в том, чтобы каждый член коллектива был частью происходящих событий, чтобы он мог примерить различные социальные роли и решить жизненные проблемы в разных ситуациях.

Задачи ученического самоуправления:

1) развивать навыки социального поведения и самостоятельного принятия решений;


2) формировать осознанную и четкую гражданскую позицию и ценностное отношение учащихся к себе и к окружающим.

Успех данного приема во многом зависит от правильности выбора актива класса. В него входят самые ответственные ученики, которые пользуются всеобщим доверием и уважением.

Таким образом, ученическое самоуправление - это форма организации деятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

3) Труд. Велика его роль в формировании школьного коллектива. В совместной работе детей раскрываются лучше всего силы ребенка. Привычка к совместной деловой работе, хотя бы и краткосрочной, имеет громадное значение. Также, труд это хорошее лекарство против хулиганства.

Таким образом, мы можем сказать, что правильное использование методов и приемов, формирующих школьный коллектив, может привести к сплоченному коллективу.

1.3. Поведение толпы и коллектива в разных ситуациях

Огромные толпы, ведомые одной идеей и охваченные общими эмоциями, вершат историю: бунты, революции, войны, перевороты, кризисы, забастовки и просто массовые беспорядки.

Столетия тому назад политика государств решалась монархами, мнение масс не принималось в расчет даже если таковое на тот момент и сформировалось. Психологи утверждают, что толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на справедливости, надо произвести на них впечатление и увлечь их.

Из истории человечества видно, что все политические деятели, основатели религий, выдающиеся государственные люди и просто руководители (учителя, тренеры, военачальники и т.п.) всегда были бессознательными психологами, чувствующие и понимающими душу толпы.

Рассмотрим одно из главных свойств толпы – общий эмоциональный настрой. Как утверждают психологи толпа "мыслит эмоциями". В зависимости от внешних факторов и ситуации это могут быть как отрицательные так положительные эмоции.

Таким образом, получается, что если отдельные люди, оказавшиеся в толпе, пришли с разными настроениями, то через короткое время они окажутся в одном эмоциональном состоянии. Примером может служить ощущения на выпускном школьном балу.

Допустим, вы пришли в плохом настроении: прическа не удалась, макияж не тот, подруга опоздала и т.д. Но находясь среди нарядных и взволнованных одноклассников, подшучивающих друг над другом и радостных в предвкушении салюта, подарков, дискотеки, среди торжественно-веселой музыки и моря разноцветных шаров через какое-то время забываешь о своих огорчениях и начинаешь радоваться вместе со всеми.



Дети полностью доверяют взрослым, копируют их поведение, ища одобрения. Еще детьми мы осознаем, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной разных эмоций, вызывать разное настроение. Свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания. Эти свойства людей определяет инстинкт выживания, они «зашиты» в нашем подсознании.

Что же будет если разные люди окажутся в одной толпе, митингующей против чего-то, то они поймут и поддержат друг друга в этом вопросе, то есть станут едины.

Появление такого единства характерно для толпы. Хотя в других условиях оно не наблюдается. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно. Человек очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. В толпе люди как бы теряют свой неповторимый разум и приобретают, благодаря численности, сознание непреодолимой силы. Психологи заметили, что сознание позволяет человеку поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе люди не склонны обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности совершенно исчезает в толпе вместе с разумом.

Итак, приходится признать, что разум не всегда побеждает в борьбе с чувствами и эмоциями в определенных условиях, если ты находишься в толпе.

Несколько иначе выглядит поведение коллектива в разных ситуациях. Коллективу (в отличие от толпы) присуща способность к осознанию, логике и последовательности действий. Он способен, обмениваясь знаниями как на видимом, так и на полевом(волновом) уровне, создавая общую информационную базу, систематизировать и анализировать информацию по конкретным вопросам, т. е. благодаря общности знаний и преобладанию общих интересов коллектива над личными чувствами, действовать осознанно, логично и последовательно.


Глава 2. Диагностика школьного коллектива на предмет сплоченности и присутствия лидера

Исходя из теоретических аспектов, которые были рассмотрены в первой главе, мы решили провести диагностику школьной команды КВН «Позитив» на предмет сплоченности и присутствия лидера. Для этого мы воспользовались диагностикой В.С. Ивашкина «Изучение сплоченности школьного коллектива» (Приложение 1). Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в ноябре 2017 года мы определяли следующие параметры:

а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;

б) ценностно-ориентированное единство;

в) психологический климат класса.

Далее определили обобщенный показатель, который показывает сплоченность группы и уровень развития школьного коллектива.

Результаты данного исследования мы представили в виде диаграммы:



Данную диаграмму можно интерпретировать следующим образом: сплоченность общими целями и задачами совместной деятельности у команды находились на низком уровне (1 балл), ценностно-ориентированное единство команды – на среднем уровне (2 балла), психологический климат – на низком уровне (1 балл). Таким образом, обобщенный показатель оказался на низком уровне. Мы можем предположить, что несплоченность коллектива могла повлиять на то, что команда не смогла пройти отборочный тур в с. Ивановка среди других команд КВН Шарыповского района.

Затем мы решили определить наличие лидера в команде, так как лидер это движущая сила любого коллектива, который может направить коллектив в нужное русло. Для этого мы воспользовались диагностикой лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого (Приложение 2), которую мы адаптировали под возрастную категорию испытуемых. Представленная методика позволила оценить способность человека быть лидером. Испытуемым предлагалось 50 высказываний, на которые они давали ответ «да» или «нет». Результаты данной диагностики представлены в виде диаграммы.



Из диаграммы мы видим, что 2 человека имеют слабовыраженные качества лидера, 4 человека - средневыраженные качества лидера и 2 человека - сильновыраженные лидерские качества. Таким образом, мы определили, что в коллективе есть потенциальные лидеры.


Данное исследование нам помогло определить слабые стороны школьной команды как коллектива. Поэтому мы приняли решение при помощи методов и приемов, которые мы рассмотрели в первой главе, воздействовать на команду и сформировать сплоченный коллектив. Совместно мы разработали план действий по формированию сплоченного дружного коллектива.

Для начала членам команды были представлены перспективные цели на ближайшее и дальнейшее время. Тем самым участники команды четко и полно понимали, что от них хотят и что они для этого должны сделать. Чтобы приступить к дальнейшим действиям, мы хорошо изучили состав команды на предмет присутствия талантов, способностей, склонностей, слабостей и сомнений, которые присутствуют у каждого члена команды. После чего был выбран актив. Каждый человек выполнял свою обязанность. Кто-то отвечал за написание шуток, составление сценария, кто-то – за одежду, реквизит, декорации, организацию репетиций. Ответственными за выполнение общей работы были те участники, у которых были сильно выражены лидерские качества, выявленные при диагностике на начальном этапе. Таким образом, каждый член команды был вовлечен в общее дело. Руководитель команды на этом этапе играл роль наставника. По ходу совместной деятельности, актив был изменен некоторым образом, так как у некоторых участников изменились предпочтения в выполнении определенной работы.

В ходе данного взаимодействия был сформирован сплоченный актив команды и выявился явный лидер. Каждый член команды выполнял свою функцию. Таким образом, можно подвести итог, что появилась система самоуправления.

Для того чтобы из команды получился сплоченный коллектив, готовый добиваться высоких успехов и постигать намеченные перспективные цели на начальном этапе, мы изучили и разработали комплекс упражнений и игр. Эти упражнения ориентированы на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и создание атмосферы понимания и доверия по отношению друг к другу. В своей работе мы представим небольшую часть комплекса занятий.

Цель данных упражнений– тесное знакомство участников команды, установление доверительных отношений, снижение уровня  тревоги у детей, развитие экспрессивного поведения, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного доверия путем вербальных и невербальных средств общения. 

Упражнение 1 «Твое имя».