Файл: Образовательные программы для детей дошкольного возраста Тема 10. Проблемы и перспективы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательные программы
для детей дошкольного возраста
Тема 10.
Проблемы и перспективы
реализации образовательных
программ ДОУ
Вопросы темы
• Актуальные проблемы в развитии ДОУ
• Механизмы оптимизации развития системы
дошкольного образования
Актуальность
Проблематика инновационной работы связана с реализацией современных образовательных
инициатив, направленных на существенное изменение и совершенствование образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, на исполнение требований международных стандартов, а также на обеспечение доступности, качества и эффективности образовательной деятельности.
Основным инструментом модернизации системы дошкольного образования является ФГОС ДО.
Проблемы
• Отсутствует полный пакет документов к введению ФГОС ДО в регионах.
• Отсутствует федеральный перечень примерных
образовательных программ.
• Неоднозначная кадровая ситуация (дефицит специалистов, более низкий % педагогов с высшим образованием, с в/категорией, мало молодых специалистов)
• Различна материальная база ДОУ.
• Не разработан механизм межведомственного взаимодействия
учреждений при переходе ДО на ФГОС
• Требует внимания ситуация, связанная с медицинским
сопровождением ребенка в ДОУ.
• Не в полном объеме представлена вариативность
дошкольных образовательных услуг (сохраняется проблема обеспечения доступности).
Перспективы
заключаются в изучении возможностей ОУ, осмыслении
региональных особенностей введения ФГОС,
реализации
новых направлений стандартизации в образовании:
- Единый социальный заказ, конструктивный диалог в
обществе
- Развитие потенциала педагога, его профессионального
мастерства
- Формирование и развитие воспитательной и здоровье
сберегающей практики ОУ. Апробация ФГОС ДО
направлена также на обеспечение качества и развитие
вариативности системы услуг, связанных с
предоставлением дошкольного образования в регионе.
Применение адекватных образовательных
программ и технологий
Образовательная
программа ДОУ
Общеобразовательная
программа
Парциальные
программы
Специализированные
программы
Оздорови-
тельные
программы
В ДОУ необходимо разработать систему работы, охватывающую всех участников образовательного процесса, которая будет способствовать формированию ценностного и ответственного отношения к здоровью, привычек здорового образа жизни.
Данная система должна включать
два взаимосвязанных направления:
поддерживающие мероприятия –
профилактика и укрепление здоровья;
социально-педагогические мероприятия –
система мер, направленная на объединение участников процесса.
Здоровье дошкольников:
актуальные проблемы
и пути их решения
Дошкольные
образовательные учреждения
призваны создать основу для дальнейшего
развития ребёнка
и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.
Решающими
критериями
качества
дошкольного
образования
являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
Распределение детей по группам
здоровья (2014-2015 учебный год)
Области, в которых возникают проблемы при
решении вопросов сохранения и укрепления
здоровья дошкольников
• материально-технические условия
• кадровое обеспечение
• применение адекватных образовательных программ и технологий
• организация полноценного питания
• ежегодные профилактические осмотры, как воспитанников, так и педагогических работников
• взаимодействие педагогов ДОУ и родителей
Материально-технические
условия
• Соответствующая росту детей мебель
• физкультурный зал
(оборудованный
)
• Спортивная площадка
• Медицинский кабинет
(оснащенный медоборудованием)
• Специальные помещения
(комната психологической
разгрузки, кабинет психолога, кабинет логопеда, фитобар, массажный
кабинет, тренажёрный зал и др.)
• Отдельная столовая для питания на группах
• Водопровод, канализация, центральное (или
местное) отопление
(воздушно-тепловой режим)
Кадровое обеспечение
• Квалифицированные
педагогические работники
• Специалисты:
медицинский работник,
инструктор по физической
культуре, психолог, логопед и др.
Контроль физического состояния
детей дошкольного возраста
• Взаимодействие педагога, медицинского
работника, инструктора по физическому
воспитанию при диагностике детей.
• Максимальное использование результатов
диагностики.
Организация
полноценного питания
Ежегодные профилактические
осмотры как воспитанников,
так и педагогических
работников
Взаимодействие с семьей:
актуальные проблемы
и пути их решения
Цели работы
ДОУ с семьёй
Создание условий для
благоприятного
климата
взаимодействия
с родителями
Вовлечение семьи
в единое
образовательное
пространство
Установление
доверительных,
партнерских отношений
с родителями
Задачи взаимодействия
ДОУ с родителями
Работать в тесном
контакте
с семьями
воспитанников
Активизировать
и обогатить
воспитательные
умения родителей
Классификация инновационных
форм взаимодействия:
• Донесение до
родителей
любой
информации
• Изучение
семьи, ее
особенности
• Совместные
мероприятия
с родителями
• Обогащение
родителей
знаниями в
вопросах
воспитания
• детей
ПОЗНА-
ВАТЕЛЬ-
НЫЕ
ДОСУГО-
ВЫЕ
НАГЛЯД
НО-
ИНФОР-
МАЦИ-
ОННЫЕ
ИНФОРМ
АЦИОН-
НО-
АНАЛИТ
ИЧЕС-
КИЕ
Взаимодействие педагогов ДОУ
и родителей
Родители должны знать, что нужно делать для того,
чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить
его силу и выносливость, физические способности,
повысить сопротивляемость его организма болезням.
Познавательные формы
КВН
Педагогическое поле чудес
Театральная пятница
Почта доверия
Педагогический случай
Что, где когда?
Ток-шоу
Круглый стол
Проведение мастер-класс
Проведение тренинга и
деловой игры
Родительские гостиные
Дискуссии
Управление ДОУ:
актуальные проблемы
и пути их решения
Новшества в контроле
за деятельностью ДОУ
Обеспечение контроля за выполнением
государственного задания (ГЗ) в соответствии с
распоряжением «Об утверждении типовой формы
государственного задания на оказание
государственных услуг» (типовая форма для ОУ).
Информационное сопровождение
деятельности ДОУ
- Оформление сайта ДОУ.
- Обеспечение полноты информации о ДОУ.
- Своевременность обновления информации
- Соответствие оформления сайта требованиям
постановления Правительства РФ от 18.04.2012
года № 343 «Об утверждении Правил
размещения в сети Интернет и обновления
информации об образовательном учреждении».
Внедрение системно -
деятельностного подхода в ДОУ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Проектная деятельность
Игровые ситуации
Создание портфолио
Ситуативный разговор
Образовательные путешествия
Использование ИКТ
Product
Реализация системно-деятельностного подхода
в работе с педагогами
1. Позиция педагога- профессионала.
2. Позиция педагога-организатора.
3. Позиция воспитателя.
4. Позиция педагогической поддержки.
Результат реализации системно-
деятельностного подхода в ДОУ
Обеспечение развития успешной деятельности
и повышение профессионального уровня
педагогов ДОУ.
Изменение позиции педагога: к детям не
с ответом, а с вопросом.
Установление доверительного отношения между
педагогами, родителями и детьми.
Вопросы для самопроверки
С какими проблемами сталкивается
ДОУ при реализации
образовательных программ?
Как оценить эффективность
введенных инноваций
в деятельность ДОУ?
Спасибо за внимание!