Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение





4

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста






9




1.1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста





9




1.2 Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста







32

Глава 2 Экспериментальное исследование формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.






47




2.1 Современное состояние компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста






47




2.2 Реализация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста






72




2.3 Результативность работы по формированию компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей






89

Заключение





102

Список использованных источников





106


Введение

Актуальность исследования. Сегодня ориентиром для семейного и
общественного воспитания детей дошкольного возраста является
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО), который отражает согласованные социально-
культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.

Одна из важнейших задач, которую необходимо решать в рамках ФГОС ДО – развитие у детей самостоятельности, для формирования которой наиболее благоприятным периодом является дошкольный возраст. В литературе самостоятельность рассматривается как одно из ведущих качеств личности, характеризующееся наличием умений ставить перед собой определенные цели и задачи, добиваться их достижения собственными силами. Имеющиеся научные взгляды приводят к заключению о том, что самостоятельность является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности дошкольника к вхождению в школьную жизнь (Р.С. Буре, М.В.Крулехт, С.А. Марутян, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова и др.). Проблема развития самостоятельности в отечественной психологии и педагогике основывается на понимании важности педагогического руководства ее становлением (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Решающее значение в формировании самостоятельности детей дошкольного возраста имеет личностно-ориентированная модель воспитания, субъект-субъектные отношения в системе «взрослый-ребенок», методы и приемы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребенка действовать самостоятельно.

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод об имеющихся потенциальных возможностях воспитания самостоятельности детей в семье (Р.С. Буре, В.П. Дуброва, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова и др.). Тем не менее, современные исследователи и практики отмечают, что родители, как правило, не владеют необходимым уровнем компетентности в воспитании детей (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, С.А. Козлова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.). Семье необходима конкретная профессиональная помощь педагогов и психологов, источником которой может стать дошкольная образовательная организация.

В современной педагогической науке выполнено много исследований, посвященных проблеме профессиональной, психолого-педагогической компетентности преподавателей и педагогов образовательных организаций, студентов ВУЗов, обучающихся (Б.С. Гершунский, Т.Н. Данилова, Ю.Н. Кулюткин, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, А.А. Майер, Л.Н. Митина, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Г.Н. Толкачева, А.В. Хуторской), однако педагогическая компетентность родителей является самостоятельным предметом исследования лишь в отдельных работах (Л.К. Адамова, С.С. Пиюкова, В.В.Селина). В то же время в существующих исследованиях вопрос разработки теоретических и научно-методических основ формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности ребенка дошкольного возраста не рассматривается.



Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей является одной из актуальных и важных задач, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Однако анализ современной практики дошкольного образования свидетельствует о недостаточном внимании педагогов дошкольных образовательных организаций к повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей.

Цель исследования: разработка и апробация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

Объект исследования: педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности детей.

Предмет исследования: процесс формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель исследования, анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования повлияли на формулировку гипотезы исследования, согласно которой реализация педагогами модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей будет эффективной если:

  • обеспечивается повышение готовности педагогов к формированию педагогической компетентности родителей;

  • используются дифференцированные формы и активные методы взаимодействия с родителями.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и философской литературы для раскрытия структуры и содержания педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

  2. Изучить актуальное состояние самостоятельности старших дошкольников, особенности педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.

  3. Обосновать модель формирования педагогами педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей и определить её эффективность, выявив динамику в проявлении самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили: личностно-ориентированный, гуманистический подходы в образовании (Ш.А. Амонашвили, Л.C. Выготский, В.А. Петровский и др.); компетентностный подход как современная парадигма образования (И.А. Зимняя, А.А. Майер, В.А.Сластенин, А.В. Хуторской и др.); деятельностный подход, предполагающий развитие личностных качеств в процессе собственной активной деятельности ребенка и взрослого (А.Г. Асмолов, Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); культурологический подход, позволяющий рассматривать педагогическую компетентность родителей, как широкое общекультурное понятие (Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гладкова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); системный подход в выявлении интегративных свойств и сущностных характеристик исследуемых понятий (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.).


Теоретико-практическая направленность исследования определила выбор следующих методов:

  • теоретические: теоретико-методологический и системно-структурный анализ, обобщение, синтез, сравнение, систематизация, моделирование, прогнозирование результатов;

  • эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, online-опросы, ранжирование, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов.

Экспериментальной базой исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» г. Мичуринска Тамбовской области.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • расширено представление о факторах, влияющих на формирование самостоятельности дошкольников: компетентность родителей в воспитании данного качества и современное состояние работы педагогов по повышению компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей;

  • определена содержательная характеристика актуального уровня педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности дошкольников: наряду с высокой заинтересованностью в воспитании самостоятельности детей, наблюдается недостаточное владение знаниями основ и методов воспитания самостоятельности и отсутствие компетентностного опыта, что доказывает необходимость использования активных форм и методов в работе педагогов с семьями;

  • предложена научно-обоснованная модель формирования педагогической компетентности родителей, включающая три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный; сформулированы задачи, содержание, формы и методы формирования каждого компонента педагогической компетентности родителей с целью развития самостоятельности дошкольников.

Практическая значимость исследования подтверждается использованием полученных результатов в педагогической практике, методической работе, направленной на повышение готовности педагогов к взаимодействию с родителями, при сотрудничестве с семьями воспитанников, в содержании лекций и практических семинаров для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Глава 1


Теоретические аспекты проблемы формирования

педагогической компетентности родителей

в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические основы воспитания самостоятельности

у детей дошкольного возраста

Сегодня основополагающим требованием общества к дошкольному образованию является формирование личности, самостоятельно и творчески решающей различные задачи, критически мыслящей, совершенствующей свои навыки и умения, способной творчески применять их в деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу развития у дошкольников инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. [61].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста при создании оптимальных условий дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре [50; 51; 75], труде [13; 40], познании [52; 58; 64; 67], в конструктивно-игровой деятельности [36], изобразительной деятельности и конструировании.

С.И. Ожегов, определяет термин «самостоятельность» в различных значениях: существующий отдельно от других, сам собою, независимый; главный; решительный, обладающий инициативой; свободный от помощи, добытый собственными усилиями [62].

Ретроспективный анализ литературы показывает, что философы, психологи и педагоги всегда интересовались проблемой самостоятельности личности. В философских исследованиях вопросы самостоятельности рассматриваются в русле проблем личности, активности, деятельности [3; 20; 46; 71], взаимодействия личности и общества [9]. Авторы подчеркивают, что социальная ценность самостоятельности заключается в ее направленности и уровне активности человека как субъекта отношений и деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований [2; 8; 10; 27; 35; 38; 43; 46; 50; 52; 57; 63; 73; 78] обнаруживает разнообразие научных характеристик самостоятельности: