Файл: Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения Психологическая помощь пострадавшим методы, способы, ожидаемые результаты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обеспечивающих социальную помощь и поддержку пострадавших; весьма важно применение этих методов для обеспечения высокой работоспособности самих психологов.4

Рациональная психотерапия. Сущность метода рациональной психотерапии заключается в том, что специалист, апеллируя к сознанию клиента, убеждает его и формирует верное отношение к окружающей действительности, ситуации, событиям. С помощью данного метода можно снизить психологическое напряжение у пострадавшего.

3 Результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций



Решетников М.М. описывает 6 стадий динамики состояния пострадавших:5

1. «Витальных реакций» - длительностью от нескольких секунд до 5 - 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей.

Длительность и выраженность витальных реакций в существенной степени зависит от внезапности воздействия экстремального фактора. Например, внезапные мощные подземные толчки, как при землетрясении в Армении, или крушении поезда под Уфой в ночное время, когда большинство пассажиров спали, заставили людей, реализуя инстинкт самосохранения, выпрыгивать из окон шатающихся домов или горящих вагонов, на некоторые секунды «забывая» о своих близких. Но, если при этом они не получали существенных повреждений, то уже через несколько секунд они вновь бросались в обрушивающиеся здания или пылающие вагоны.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивается вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длится от 3 до 5 часов и характеризуется общим психическим напряжением.

В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, которое сопровождается ощущением головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Окончание этой стадии может быть как пролонгированным, с постепенным появлением чувства истощения, так и наступать внезапно, мгновенно, когда только что активно действующие люди оказывались в состоянии близком к ступору или обмороку, вне зависимости от ситуации.


3. «Стадия психофизиологической демобилизации» - ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывается с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода является резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, отдельных панических реакций, понижением моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно могут наблюдаться выраженные депрессивные тенденции, нарушение функции внимания и памяти.

4. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» с достаточным постоянством наблюдается развитие 4-й стадии - «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период постепенно стабилизируется настроение и самочувствие.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастают явления переутомления, существенно уменьшаются показатели физической и умственной работоспособности.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начинается преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимические реакции, впервые появляются шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливается сновидение.

6. В более поздние сроки (через месяц) выявляются стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивость, бредово-галлюцинаторное состояние и некоторые другие. Одновременно нарастают внутренняя и внешняя конфликтогенность, которая требует специальных подходов.

Заключение



Таким образом, обобщив информацию о целях, задачах, методах оказания психологической помощи, можно определить психологическую помощь следующим образом.

Психологическая помощь является системой краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического

, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Таким образом, становится понятно, что психологическая помощь может быть оказана одному человеку после критического события, группе людей, а также большому числу пострадавших в результате крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Оказание психологической помощи имеет цель поддержать психическое и психофизиологическое самочувствие и работу с вновь возникшими негативными эмоциональными переживаниями.

Специалист-психолог, исходя их конкретной ситуации, применяет не один конкретный метод, а скорее набор техник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят конкретному клиенту. Поэтому подход к оказанию психологической помощи можно считать эклектическим.

Библиографический список





  1. Ахмадуллина Э.А. Психические состояния эмигрантов в процессе их аккультурации / Э.А. Ахмадуллина // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Проблемы развития личности». Личность в современных исследованиях. Вып. 7. −Рязань: Рязанский государственный медицинский университет, 2004. − C. 6-9 (0,25 п.л.).

  2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.

  3. Кравченко Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. - 544 c.

  4. Миллер Л.В. Модель экстренной психологической помощи // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/cepp/issue/45300_full.shtml

  5. Попова Р.Р. Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. – Казань: Издательство Казанского ун-та, 2013.

  6. Павлов И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура, 2012. - 512 c.

  7. Решетников М.М. «Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты» http://anthropology.ru/ru/person/reshet ... stremalnyh.

  8. Франкль В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В.Э. Франкль; Пер. с С.С. Панков. - Новосиб.: Сиб. унив. изд., 2013. - 95 c.

1 Попова Р.Р. Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. – Казань: Издательство Казанского ун-та, 2013. С.81


2 Миллер Л.В. Модель экстренной психологической помощи // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/cepp/issue/45300_full.shtml

3 Павлов И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура, 2012. С.114

4 Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. С.324

5 Решетников М.М. «Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты» http://anthropology.ru/ru/person/reshet ... stremalnyh