Файл: Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения Психологическая помощь пострадавшим методы, способы, ожидаемые результаты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



Кафедра ________________________________________________________________

Безопасность жизнедеятельности

_______________________________________________________________________________________________

(дисциплина)

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения
Психологическая помощь пострадавшим: методы, способы, ожидаемые результаты




Студент




Группа




Дата










Преподаватель



























Новосибирск 2018 г.

Содержание





ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 1

Содержание 2

Введение 3

1 Понятие и задачи оказания психологической помощи пострадавшим 4

2 Виды, методы и способы оказания психологической помощи пострадавшим 6

3 Результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций 10

Заключение 13

Библиографический список 14



Введение



Психология экстремальных ситуаций в современном мире вызывает большой интерес среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций является одним из важнейших разделов прикладной психологии, включающий в себя как диагностику психического состояния человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

Таким интенсивные эмоциональные переживания, как страх, паника, ужас, отчаяние, затрудняют адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешают принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.


Целью данной работы является исследование методов, способов и ожидаемых результатов при оказании психологической помощи пострадавшим.

В соответствии с целью в работе необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть понятие и задачи оказания психологической помощи пострадавшим;

  • исследовать виды, методы и способы оказания психологической помощи пострадавшим;

  • определить результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций.

1 Понятие и задачи оказания психологической помощи пострадавшим



Оказание психологической помощи является самостоятельной областью психологической практики. Под психологической помощью понимается система мероприятий, которые направлены на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, которые пострадали в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации.

Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские.

Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной психологической помощи на месте чрезвычайном ситуации.

Оказывая психологическую помощь, в задачи специалистов психологической службы включаются:

  • создать психологическую обстановку, обеспечивающую оптимальные условия для проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ;

  • снизить интенсивность острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС, оптимизировать их актуальное психическое состояние;

  • снизить риск возникновения массовых негативных реакций;

  • провести профилактику возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.1

В целях реализации поставленных задач специалисты психологической службы обеспечивают:



  • экстренную психологическую помощь пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС при наличии у них острых реакций на стресс;

  • психологическое консультирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

  • информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;

  • организацию взаимодействия со службами, которые осуществляют работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;

  • обеспечение минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

  • сопровождение массовых мероприятий в целях снижения риска возникновения массовых негативных реакций;

  • психологическое сопровождение специалистов принимающих участие в ликвидации ЧС.

2 Виды, методы и способы оказания психологической помощи пострадавшим



Перейдем к обзору основных практических аспектов, используемых специалистами для оказания психологической помощи пострадавшим.

В условиях кризисной ситуации возможны два вида психологической помощи: кризисное консультирование и кризисная психотерапия.2

Кризисное консультирование используется в случаях, когда человек может самостоятельно справиться со своим состоянием. Кризисное консультирование не является долговечным и чаще всего имеет основой тактику информирования.

В случаях, когда негативные изменения затягиваются и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то необходима профессиональная психотерапевтическая помощь. Отличие кризисной психотерапии от консультирования заключается в долговечности, включении работы с состоянием обратившегося, оценке психической динамики его состояния на протяжении всего курса встреч. В кризисной психотерапии большую роль имеет исследование отношений, развивающихся между клиентом (пациентом) и психотерапевтом, при этом учитывается динамика этих отношений.


Основными принципами кризисной психологической помощи являются следующие:

1. Эмпатический контакт. Эмпатия это способность к сопереживанию, к умению чувствовать то, что чувствует другой человек, видеть мир его глазами.

2. Слушание и понимание. При оказании кризисной помощи необходимо не просто придерживаться схемы консультирования, но и уметь оценить его потенциал прежде, чем применять ту или иную методику работы.

3. Объективность и реалистичность. Здесь важно понимание структуры кризисной ситуации, определение потребностей обращающегося за помощью.

4. Высокий уровень активности психолога. Психологу должен проявлять активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис. Причем важно обнаружение того способа и уровня контакта, который будет доступен пострадавшему.

5. Ограничение целей. Психолог должен поддерживать восстановление психологического равновесия пострадавшего.

6. Экологичность. Оказывая помощь, важно помнить принцип «не навреди». Важно тщательно выбирать техники и приемы кризисной работы, не провоцируя и не усиливая тяжести состояния.

7. Ориентация на личностный рост и развитие. Кризисное состояние не должно рассматриваться как болезнь, оно должно рассматриваться как нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Следовательно, реабилитационная работа это помощь процессу личностного развития, а не лечение.

8. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, сделать самостоятельный выбор.

9. Поддержка. При работе по преодолению кризиса психолог должен в первую очередь сосредоточиться на восстановлении системы поддержки и самоподдержки пострадавшего.

Представим обзор основных методов, которые используются специалистами для оказания экстренной психологической помощи.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Является достаточно новым направлением психотерапии. Техники, предлагаемые в рамках этого направления, позволяют эффективно справиться с поставленными задачами в рамках оказания психологической помощи. Здесь, оказывая психологическую помощь используются небольшие, компактные техники НЛП, например техника «круги силы», техника быстрого лечения фобий, техника смены модальностей и другие.3


Телесноориентированная терапия. Данный вид психотерапии является важным при психологической помощи, так как при любой стрессовой ситуации происходит воздействие на тело человека, что сказывается на движении, дыхании, мышечном напряжении, общем тонусе. Таким образом, чтобы обеспечить нормальное психологическое самочувствие необходим комфорт как телесный, так и физический.

Расслабив мышечный каркас можно получить полноценный отдых и восстановление сил, что крайне необходимо в кризисной ситуации, физическая поддержка позволяет человеку почувствовать, что он не одинок перед лицом постигшего его несчастья. Набор техник телесноориентированной психотерапии достаточно велик и используется специалистами-психологами в широком диапазоне ситуаций для оказания помощи пострадавшим.

Арттерапия. Арттерапия является мощным инструментом, который позволяет выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме, проработать подавляемые чувства и мысли, диагностировать внутреннее состояние клиента.

Краткосрочная позитивная терапия.Техника краткосрочной позитивной психотерапии в большей степени направлена на создание ресурса, на возможность посмотреть на проблему с другой стороны, увидеть позитивные моменты в жизни. Компактные краткосрочные техники, позволяющие, с одной стороны, проделать завершенный психотерапевтический цикл, а с другой стороны, экономичны по времени, делают возможным и целесообразным использование приемов краткосрочной позитивной психотерапии в условиях чрезвычайной ситуации.

Суггестивные техники. Часто для человека, который потерял дом, родных, в сознании появляется табу, например, на счастье не только в данный момент (что понятно и естественно), но и в будущем. Среди техник внушения имеются такие, применение которых экономично по времени, не требует дополнительного инструментария, и те, применение которых возможно в любых условиях (не обязательно изолированное помещение и т.д.)

Релаксационные методы и методы саморегуляции. К методам релаксации и саморегуляции относятся суггестивная техника аутогенной тренировки, техника активной мышечной релаксации, техника пассивной мышечной релаксации, медитация, а также огромное количество других методов. Использование этих методов в экстремальных условиях позволяет специалисту-психологу в решении многочисленных проблем: при оказании помощи пострадавшим, их родственникам; для поддержки специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и специалистов,