Файл: Педагогические условия формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у старших дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические условия формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у старших дошкольников
В последние годы разработано много новых программ, где определен круг знаний об окружающем мире. Общим для всех программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и рукотворный мир, человек и другие люди, человек и художественные образы, человек и его личность, индивидуальность).
В старшем дошкольном возрасте воспитатель реализует следующие задачи:
1. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях;
2. Познакомить с понятиями природных сообществ, таких как: «лес», «луг» и «сад»;
3. Рассказать о способах вегетативного размножения растений;
4. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).
5. Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
6. Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
7. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
Перед воспитателем для ознакомления ребенка подготовительной группы с природным окружением стоят следующие задачи:
1. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.);
2. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде;
3. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.);
4. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.);
5. Развивать интерес к родному краю;
6. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;
7. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
8. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Специфической чертой формирования представлений об объектах растительного и животного мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями. Виртуальные экскурсии, которые помогают познать жизнь животных. Наблюдение по уходу за ними способствует осмыслению увиденного в процессе обсуждения. Ребенок интересуется животными и растениями природного мира, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (приближает, трогает и пр.).
Учитывая, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании основ естественнонаучных и экологических представлений моделирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. При формировании экологических представлений целесообразно включать моделирование в различные виды деятельности детей.
В исследованиях, посвященных формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста знаний о живой природе (Л.С. Игнаткиной, Е. Золотовой, С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания, о приспособлении животных к среде обитания. Природоведческие представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
Значимый момент при формировании представлений о жизни живой природы связан с выработкой отношения детей к растениям и животным, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом:
- «огород на окне», выращивание двух луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;
- наблюдение и уход за комнатными растениями;
- чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов писателей о растениях и о животных, рассматривание книг с иллюстрациями, изучение стихотворений позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению живой природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;
- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе;
- организация экологических тропинок по территории детского сада, с рассказами воспитателя о растениях, произрастающих на территории детского учреждения, или походы на близлежащие зеленые зоны;
- отгадывание загадок о растениях, о животных;
- изготовление поделок из природных материалов, аппликаций;
- организация праздников, посвященных временам года, где подробно рассказывается о
сезонных явлениях в жизни растений и животных;
- совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне детского сада.
Так, создание развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
Исходя из этого, мы можем сказать, что такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших» - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
В процессе развития предметной деятельности происходит развитие мышления, речи, осознанных движений, предмет помогает ребенку устанавливать деловые взаимоотношения со взрослыми и детьми, зарождается игра, т.е. предметная деятельность в период дошкольного детства выполняют функцию ведущей деятельности. В педагогике этот этап принято называть спонтанно-исследовательским. Ребенок исследует предметы, но не ставит перед собой такую цель, он еще не может этого сделать. Процесс исследования спонтанен и ситуативен. Ребенок пробует разные способы управления предметным миром.
В окружении ребенка не должно быть большого количества предметов, но подобраны они должны быть так, чтобы были предметы разных цветов – и ярких, и спокойных; разные по силе и тембру звучания; жесткие и мягкие. Но обязательное требование – безопасность всех предметов.
Предметная деятельность уступает место ведущей деятельности – игре, но сама она не пропадает, а остается значимой деятельностью в жизни ребенка. Ребенок продолжает познавать мир предметов. Наступает второй этап в овладении предметом, который принято называть этапом понимания вариативности предметов. Этот этап важен и потому, что успешность его прохождения ребенком ведет к развитию воображения, творчества.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира (средний и старший дошкольный возраст) – осознанно-исследовательский и преобразующий. Этот этап характеризуется тем, что дети, проявляя интерес к предметам, хотят изучить их, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают и т.д., т.е. дети осознанно стремятся исследовать окружающий их предметный мир. У детей возникает желание самим создать какие-то предметы или же преобразовывать старые.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель реализует следующие задачи:
1. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.);
2. Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет;
3. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость;
4. Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая);
5. Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).
Перед воспитателем для ознакомления ребенка подготовительного к школе возраста с предметным окружением стоят следующие задачи:
1. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице;
2. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной;
3. Расширять представления детей об истории создания предметов;
4. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.);
5. Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли;
6. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов;
7. Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека;
8. Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Ребенок проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по-разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе. Ребенок способен целенаправленно наблюдать за объектами в процессе организованного восприятия, внимателен к словам взрослого.
Проблемой формирования первичных представлений об объектах окружающего мира занимались педагоги, философы: А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева. Они утверждают, что использование системного подхода в дошкольной педагогике положительно влияет на формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира. В ходе такой деятельности дети под целенаправленным руководством воспитателя активно усваивают общественные требования об объектах окружающей природы и предметах. Работы выше представленных педагогов убеждают: экологическое и предметное воспитание детей необходимо рассматривать комплексно, как системное явление, как единство взаимосвязанных компонентов – содержания, способов и условий его реализации в дошкольном учреждении.
Без приближения детей к природе и предметам, широкого использования их в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Ребенок должен получить начальные сведения о природе, о предметах, о целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды, к предметам, которые созданы человеком для различных видов деятельности. Для этого необходимо формировать у детей первичные представления об объектах окружающего мира.
На ранних ступенях развития ребенка личный опыт – важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становится недостаточно. Как образно сказал И.М. Сеченов, ребенку с самых малых лет начинают преподносить и делом и словом готовые формы чужого опыта, снимая с его слабых плеч тяжелый труд познания собственным трудом. Это происходит за счет формирования различных видов деятельности, а также обучения. сноска
Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. А уже в старшем дошкольном возрасте краткие сообщения познавательного характера, наблюдения, обследование предметов, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характера, постановка вопросов, выдвижение гипотез и построение предположений, экспериментирование, моделирование и другие методы позволяют отработать механизм познания объектов окружающего мира. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах, актуализация новых мотивов познавательной деятельности с объектами и предметами.