Файл: Педагогические условия формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. В процессе игры дети эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются совершенствуются. Общение дошкольников в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советами к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего формирования представлений об объектах окружающего мира.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у дошкольников в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности (песок после поливки становится влажным, мыло пенится в теплой воде и т.д.). У детей формируется система знаний о материалах, об оборудовании труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций. Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения, смекалки, творчества. Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления и знаниям об объектах окружающего мира.

Знакомство с окружающим миром пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания:

- действия и собственный практический опыт;

- объяснения, рассказы, наблюдения и др.;

- знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер и др.


Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовые предметы. Надо показать, что исследование – это научный подход изучение того или иного предмета. Поэтому, чтобы получить точный результат, надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, колбы, микроскопы, держатели и др.). Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом. Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка и воспитателя исследовать предмет или объект.

В последние годы в качестве средств для формирования представлений об объектах окружающего мира у дошкольников стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, пляски, народные традиции, украшения, фольклор, народная одежда и костюмы. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о создании тех или иных предметов, живой и неживой природы, о жизни и быте народа, о его национальных чертах и т.п.

В нашей стране в последнее время как комплексное средство для формирования представлений об объектах окружающего мира у детей используются музеи (краеведческие, художественные, исторические). Многие музеи организуют на своей базе студии, кружки для детей дошкольного возраста. Использование различных музеев способствует активному формированию представлений об объектах окружающего мира, облегчает усвоение первоначальных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер. Для формирования представлений об объектах окружающего мира важно введение исторических знаний, которые несет в себе музей. Оно придает педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир.

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею.



В развитии ребенка и его эффективном обучении важнейшую роль играет комфортная развивающая среда, организованная взрослыми. Для создания такой среды родители и воспитатели дошкольного учреждения должны стать партнерами и единомышленниками. Взрослого человека с уже сформировавшимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. До сих пор природа и окружающие предметы нами часто оцениваются только с точки зрения пользы или вреда для человека. Поэтому крайне важным звеном формирования первичных представлений об объектах окружающего мира является работа с дошкольниками. Именно в этот период у ребенка формируются представления об окружающем мире. И очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т.е. экологические знания, знания об окружающих ребенка предметах. Элементы экологического и предметного воспитания сейчас включаются в образовательные программы многих детских садов, однако, часто носят разрозненный, случайный характер. Необходимо, чтобы знания по экологической тематике и знания обо всех окружающих предметах были связаны между собой, составляли единую систему, в которой начальные, более простые этапы обучения являются базой для последующих, более сложных, обобщающих.

Таким образом, предметный мир таит в себе богатейшие возможности для социализации личности ребенка, но реализованы они могут быть лишь при внимательном, грамотном отношении педагога к этому процессу. Изучив научно-методическую литературу, можно сделать следующие выводы: предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в формировании представлений об объектах окружающего мира возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Окружающий мир вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предметный мир раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.