Файл: Кафедра уголовного процесса курсовая работа верховный суд российской федерации структура и компетенция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 763

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В надзорном порядке Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают и выносят постановления по жалобам и представлениям прокурора. Прокурор приносит данное представление на ещё не вступившие в законную силу постановления и определения всех судов Российской Федерации (только в том случае, если данные дела не были предметом разбирательства в кассационном порядке Верховного Суда Российской Федерации). Помимо этого, Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают в надзорном порядке представления прокурора на постановления президиумов областных и соответствующих им судов, а также президиумов верховных судов республик.

Рассмотрение дел в надзорном порядке ведётся Судебной коллегией в составе опять же 3 судей, один из который председательствует, как и в кассационном порядке. В общем итоге дела Судебная коллегия выносит постановление, которое, в свою очередь, вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано, однако только в порядке надзора в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Председатели коллегий из числа заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации возглавляют Судебные и Кассационную коллегии. К предусмотренным законом полномочиям их деятельности относятся:

  1. Руководство над соответствующими судебными коллегиями;

  2. Председательство на заседаниях руководимых ими коллегий или же назначение других судий для этого;

  3. Образование составов суда для рассмотрения и принятия постановлений в делах на заседаниях коллегий;

  4. Предоставляют отчёты по итогам деятельности руководимых ими коллегий Пленуму Верховного Суда Российской Федерации;

  5. Истребование материалов судебных дел у нижестоящих судов общей юрисдикции для изучения и обобщения судебной практики, а также изучение судебной статистики;

  6. Осуществление организации работы по повышению квалификации судей соответствующей судебной коллегии и др.

Составы Судебных коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отличаются от состава Кассационной коллегии, так как, в первую очередь, они делятся на определённые судебные составы из 6-7 судей Верховного Суда Российской Федерации, один из который опять же председательствует. Каждый судебный состав занимается рассмотрением судебных дел из определённых административно-территориальных образований, то есть, каждое административно-территориальное образование (судебные дела) закреплены за конкретным судебным составом, что является очень эффективным, так как позволяет достаточно глубоко вникать в деятельность нижестоящих судов и оценивать её всесторонне.


Как было уже сказано ранее, Судебные коллегии вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью определить конституционность закона, который применяется и будет применяться в некотором судебном деле.

Что же касается Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации, то именно эта коллегия осуществляет непосредственный надзор за судебной деятельностью только военных судов, которые на данный момент действуют в составе Вооружённых Сил Российской Федерации.

Отсюда можно сделать вывод о том, что Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации, является вышестоящей судебной инстанцией для окружных (флотских) военных судов.

Данная коллегия действует в составе председателя, как и в других коллегиях, а также его заместителя и председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.

Здесь же стоит отметить, что в военной коллегии Верховного Суда РФ могут быть образованы судебные составы.

В качестве суда первой инстанции по гражданским и административным делам Военная коллегия рассматривает их не в полном составе – судья рассматривает их единолично или же коллегия, состоящая из 3 судей. Уголовные дела рассматриваются в схожем составе: либо коллегия, состоящая из 3 судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.

Дела же, на решения по которым поступили жалобы и протесты во время их рассмотрения в окружных военных судах в качестве первой инстанции, ещё не вступившие в силу, а также по тем, которые вступили, рассматривает коллегия в составе из 3 судей.

Помимо вышеописанного, Военная коллегия издаёт информационный бюллетень военных судов. Именно там публикуются решения военных судов по определённым гражданским и уголовным делам, а также даются обзоры судебной практики, анализ материалов и статистических данных о самой работе военных (флотских) судов и др.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является одним из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Так же, как и сам Председатель Верховного Суда Российской Федерации, он утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое он вносит после представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанное на положительном заключении Квалификационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

К компетенции председателя Военной коллегии относится:



  1. Вносит протесты в Президиум Верховного Суда Российской Федерации на постановления, решения и приговоры Военной коллегии, которые уже вступили в силу;

  2. Вносит протесты также в саму Военную коллегию, помимо неё – в президиумы окружных (флотских) военных судов, относящиеся к постановлениям и решениям окружных военных судов, которые вступили в силу;

  3. Помимо вышеописанного, председатель вправе быть участником в рассмотрении дел Военной коллегией, а также председательствовать в судебных заседаниях;

  4. Как и другие председатели, он является руководителем Военной коллегии, а значит, что он организует её деятельность; контролирует работу самого аппарата Военной коллегии;

  5. Именно он в случае необходимости решает вопрос о передаче определённого дела из одного в другой судебный состав;

  6. Утверждает кандидата на должность, а также и освобождает от неё.

Заместитель председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией, а также председательствовать в судебных заседаниях на момент отсутствия самого председателя Военной коллегии. Также он осуществляет полномочия председателя Военной коллегии опять же в момент его отсутствия, однако кроме полномочий по принесению протестов и др.

Касательно полномочий председателя судебного состава, то в его обязанности и права входят: организация работы судебного состава; участие в рассмотрении дел судебным составом, а также председательство в судебных заседаниях судебного состава; контроль и организация работы аппарата судебного состава; исполнение обязанностей, возложенных на него председателем Военной коллегии.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации ведёт рассмотрение дел по жалобам и протестам на решения и постановления Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации. Рассматривает дела по обжалованию решений данных органов о досрочном прекращении полномочий судей вследствие совершения ими дисциплинарного проступка или же по обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации опять же о досрочном освобождении судьи от должности на основании совершения им дисциплинарного проступка; а также рассматривает дела по обжалованию решений о наложении дисциплинарных взысканий на судей и о результатах квалификационной аттестации судей.


Данная коллегия действует в составе следующих членов: заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, который является председателем дисциплинарной коллегии, а также 6 членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, которые избираются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации посредством тайного голосования сроком на 3 года.

Научно-консультативный совет является особой структурой, которая также обеспечивает деятельность Верховного Суда Российской Федерации. Его конституционно-правовой статус определяется ст. 19 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017).

Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации – это совещательный орган, целью деятельности которого является разработка научно обоснованных и определённых рекомендаций по основополагающим, принципиальным вопросам судебной практики; деятельность его призвана к содействию укреплению законности при осуществлении правосудия – основной функции судебного органа. Для поставленной цели данный орган решает ряд задач, связанных с изучением вопросов, возникших в судебной практике, и на основе полученных данных с разработкой соответствующих рекомендаций. В соответствии с Положением Научно-консультативный совет должен оказывать методическую помощь в осуществлении организации работы научно-консультативных советов при верховных судах субъектов Российской Федерации.

Научно-консультативный Совет утверждается сроком на 5 лет Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. В состав его входят следующие члены: председатель, сопредседатели совета – руководителей секций совета, а также учёный секретарь (обеспечивает деятельность совета, организует заседания и т. п.), члены совета из числа учёных, судей и, помимо них, работников правоохранительных органов и адвокатов.

Работа Научно-консультативного совета очень важна для Верховного Суда Российской Федерации, так как его члены – видные учёные и специалисты в области права – обеспечивают разрешение коллизий по некоторым спорным вопросам в различных отраслях права. Помимо этого, оно дают мотивированные рекомендации по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Это повышает их законность, качество и обоснованность.



    1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации



Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации – орган, учреждённый в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде» от 8 января 1998 года № 7 – ФЗ. Он создан с целью укрепления самостоятельности и независимости судов общей юрисдикции.

Данный орган является федеральным государственным органом, который организует работу и деятельность судов общей юрисдикции среднего и основного звена. Данный орган не вправе противодействовать осуществлению правосудия судами общей юрисдикции, что значительно способствует их самостоятельности и независимости.

Руководителем Судебного Департамента является Генеральный директор. Председатель Верховного Суда Российской Федерации занимается как назначением на эту должность, так и освобождением от неё, однако с согласия Совета Судей Российской Федерации.

Судебный департамент вместе со своими отделами в различных субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента входят главные управления – организационно-правового обеспечения деятельности судов, а также военных судов, финансово-экономическое, контрольно-ревизионное, управление делами капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, а также отделы учебных и образовательных учреждений, международно-правового сотрудничества и др. 1.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного Департамента являются государственными служащими. Им присваиваются чины и иные специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Для выполнения возложенных задач по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества Судебный департамент разрабатывает в и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании судов, вносит предложение о создании или же упразднении судов, а также определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кадров на пост судьи. Помимо этого, разрабатывает научно обоснованные нормативны нагрузки судей и работников аппарата судов, организует проведение научных исследований в области судебной практики и судебной деятельности, финансирует их, осуществляет информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, принимает во взаимодействии с судами иными органами меры по обеспечению неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей, организует материальное и социальное обеспечение судей и др.