Файл: Кафедра уголовного процесса курсовая работа верховный суд российской федерации структура и компетенция.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Что же касается самой реализации функций Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции: данный судебный орган является высшим звеном системы федеральных судов общей юрисдикции, что объясняется осуществлением судебной юрисдикции на всей территории Российской Федерации. Помимо этого, Верховный Суд РФ наделён правом осуществлять правосудие по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также является окончательной судебной инстанцией по делам, находящихся в его компетенции. Здесь же следует отметить, что высший орган судебной власти выносит заключение о деятельности Президента РФ на предмет наличия в ней признаков преступления; является субъектом бюджетного процесса, касающегося вопросов финансирования судов общей юрисдикции.
Согласно статье 126 Конституции Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции. Именно этот орган судебной власти в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, а в случаях, предусмотренных федеральным законом – в качестве суда первой инстанции; также он даёт разъяснения по вопросам определённых дел судебной практики. Чтобы давать данные разъяснения Верховный Суд РФ должен ознакомиться с достаточным количеством дел и, особенно, с применением федерального законодательства. Следовательно, сначала он изучает и обобщает судебную практику посредством истребования из судов дел и материалов для ознакомления, после чего даёт компетентные разъяснения по поводу правильности применения правовых норм не только судам общей юрисдикции, но и другим государственным органам, общественным объединениям и определённым должностным лицам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности данного органа судебной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, усиление борьбы с преступностью и иными правонарушениями, а также вынесение справедливого приговора.
Помимо вышесказанного, следует отметить, что Верховный Суд РФ является активным участником в работе над созданием законов в комитетах и комиссиях Государственной думы и Совета Федерации. Сами судьи высшего судебного органа входят в состав рабочих групп и экспертных советов законодательного органа.
На сегодняшний день правовой статус высшего судебного органа определён Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года (ред. от 15.02. 2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Настоящим ФКЗ определяются полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации. Помимо данного закона статус органа определяется нормами статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», статьями 9-12 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации», а также целым рядом положений ГПК и УПК РФ.
По данным за 2017 год штатная численность аппарата Верховного Суда РФ составила 1392 человека и 522 работника центрального аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ, что намного больше, чем в других странах. Однако здесь важно отметить, что данная особенность объясняется большим объёмом работы.
В общем и целом, стоит отметить, что высший судебный орган в системе органов государственной занимает одно из наиболее важных мест, ведь именно Верховный Суд Российской Федерации принимает все усилия в пределах возможности для полной реализации формирования независимой демократической судебной системы, а суды общей юрисдикции перевоплотились в мощный аппарат, в совокупности защищающий права и свободы граждан.
1.3 Компетенция Верховного Суда РФ
Верховный Суд РФ обладает достаточно широкими полномочиями, которые представлены в ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации». Некоторые полномочия уже были представлены ранее: осуществление в предусмотренный федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, а также рассмотрение гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел, подсудным судам общей юрисдикции, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», в качестве суда надзорной инстанции или же в пределах собственной компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Далее следует описать полномочия высшего судебного органа более подробно. Согласно п. 3 ст. качестве суда первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Также Верховный Суд РФ согласно п. 4 ст. 2 данного Федерального Конституционного рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела следующего характера: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, а также Следственного комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и др.
Также к полномочиям Верховного Суда относится рассмотрение вопросов об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти таких, как Правительство РФ, администрации субъектов РФ и межотраслевые министерства. Вопросы об оспаривании актов других федеральных государственных органов, а также актов Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, к ним также относятся Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федерального фонд обязательного медицинского страхования. Административные дела об оспаривании этих актов должны содержать разъяснения законодательства и обладать нормативными свойствами для обеспечения единства законодательной системы на всей территории Российской Федерации.
В ведении Верховного суда находится рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за движением иностранных инвестиций в Российской Федерации; Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
Также стоит отметить, что Верховный Суд Российской Федерации занимается рассмотрением и вынесением постановлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации; а также делам об оспаривании решений Высшей Квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом; административные дела об оспаривании решений и действий Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры.
Помимо вышеперечисленного к полномочиям Верховного Суда РФ относятся приостановление деятельности и ликвидация политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, ликвидация централизованных религиозных организаций
, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, конечно, на основании судебного решения по определённому делу.
Далее Верховный суд вправе на основании разбирательства своим постановлением прекратить деятельность определённых СМИ.
Что же касается компетенции Верховного Суда Российской Федерации в избирательной сфере, то высший судебный орган рассматривает дела об оспаривании определённых решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, однако эта компетенция не распространяется на решения комиссий низших уровней. Также Верховный Суд РФ рассматривает вопросы об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации и отмене регистрации федерального списка кандидатов. Помимо это высший судебный орган рассматривает дела об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Также к основным полномочиям Верховного Суда Российской Федерации относится разрешение экономических споров между федеральными органами государственной власти.
Данный орган судебной власти также может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью пересмотра конституционности определённых законов и иных нормативных правовых актов.
Далее следует отметить, что Верховный Суд РФ является активным участником в разработке и создании законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. В пределах своей компетенции Верховный Суд РФ ведёт прямое взаимодействие с судебными органами других стран и международными юридическими организациями, сотрудничает с ними с целью обмена опытом и судебной практикой при исполнении своей основной функции – осуществление правосудия. Помимо этого, высший судебный орган власти Российской Федерации является одним из основных разработчиков международных договоров Российской Федерации с другими странами или организациями. Что же касается самих судей Верховного Суда Российской Федерации, то они вместе с судьями всех уровней являются активными участниками в работе многочисленных международных конференций, семинаров и симпозиумов, которые постоянно проводятся в рамках Совета Европы, ОБСЕ и других международных организаций.
2.1 Структура и состав Верховного Суда РФ
Структура Верховного Суда Российской Федерации представлена в приложении Б (кратко).
В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет свои полномочия в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и всех судей Верховного Суда РФ. Участниками заседаний Пленума являются Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, его заместители и сами судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также Министр юстиции Российской Федерации и его заместители 1.
Созыв Пленума осуществляется не реже одного раза в четыре месяца. Члены Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации и другие уведомляются об определённом времени созыва Пленума, а также им представляют вопросы, которые будут вноситься на рассмотрение. Уведомление происходит не позднее 30 дней до проведения заседания. Сами же заседания Пленума имеют силу только при присутствии на нём не менее двух третей его состава. Далее следует отметить, что постановления Пленума осуществляются путём открытого голосования посредством простого большинства голосов участников. Постановления Пленума становятся действительными после подписания их председателем Верховного Суда и секретарём Пленума Верховного Суда. Последний занимается организацией подготовки заседаний Пленума, а также ведением протокола. Помимо этого, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуществляет действия, необходимые для исполнения постановлений Пленума.
К основным полномочиям Пленума Верховного Суда Российской Федерации относятся: рассмотрение материалов изучения, истребованных у судов общей юрисдикции, а также обобщение судебной практики и судебной статистики; разъяснения нижестоящим судам по вопросам правомерного применения законодательства Российской Федерации, во время данного процесса разъяснения на Пленуме заслушиваются сообщения председателей Верховных Судов республик в составе Российской Федерации. Помимо вышеперечисленных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации утверждает составы судебных коллегий, назначает секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и также Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. К компетенции Пленума также относится представление в Федеральное Собрание законодательной инициативы, то есть определённые вопросы о введении определённых законов и постановлений, а также Пленум Верховного Суда рассматривает и решает вопросы о толковании законов. На заседании Пленума заслушиваются сообщения о результатах работы Президиума Верховного Суда и представляются отчёты о деятельности различных судебных коллегий
Что же касается самой реализации функций Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции: данный судебный орган является высшим звеном системы федеральных судов общей юрисдикции, что объясняется осуществлением судебной юрисдикции на всей территории Российской Федерации. Помимо этого, Верховный Суд РФ наделён правом осуществлять правосудие по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также является окончательной судебной инстанцией по делам, находящихся в его компетенции. Здесь же следует отметить, что высший орган судебной власти выносит заключение о деятельности Президента РФ на предмет наличия в ней признаков преступления; является субъектом бюджетного процесса, касающегося вопросов финансирования судов общей юрисдикции.
Согласно статье 126 Конституции Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции. Именно этот орган судебной власти в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, а в случаях, предусмотренных федеральным законом – в качестве суда первой инстанции; также он даёт разъяснения по вопросам определённых дел судебной практики. Чтобы давать данные разъяснения Верховный Суд РФ должен ознакомиться с достаточным количеством дел и, особенно, с применением федерального законодательства. Следовательно, сначала он изучает и обобщает судебную практику посредством истребования из судов дел и материалов для ознакомления, после чего даёт компетентные разъяснения по поводу правильности применения правовых норм не только судам общей юрисдикции, но и другим государственным органам, общественным объединениям и определённым должностным лицам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности данного органа судебной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, усиление борьбы с преступностью и иными правонарушениями, а также вынесение справедливого приговора.
Помимо вышесказанного, следует отметить, что Верховный Суд РФ является активным участником в работе над созданием законов в комитетах и комиссиях Государственной думы и Совета Федерации. Сами судьи высшего судебного органа входят в состав рабочих групп и экспертных советов законодательного органа.
На сегодняшний день правовой статус высшего судебного органа определён Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года (ред. от 15.02. 2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Настоящим ФКЗ определяются полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации. Помимо данного закона статус органа определяется нормами статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», статьями 9-12 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации», а также целым рядом положений ГПК и УПК РФ.
По данным за 2017 год штатная численность аппарата Верховного Суда РФ составила 1392 человека и 522 работника центрального аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ, что намного больше, чем в других странах. Однако здесь важно отметить, что данная особенность объясняется большим объёмом работы.
В общем и целом, стоит отметить, что высший судебный орган в системе органов государственной занимает одно из наиболее важных мест, ведь именно Верховный Суд Российской Федерации принимает все усилия в пределах возможности для полной реализации формирования независимой демократической судебной системы, а суды общей юрисдикции перевоплотились в мощный аппарат, в совокупности защищающий права и свободы граждан.
1.3 Компетенция Верховного Суда РФ
Верховный Суд РФ обладает достаточно широкими полномочиями, которые представлены в ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации». Некоторые полномочия уже были представлены ранее: осуществление в предусмотренный федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, а также рассмотрение гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел, подсудным судам общей юрисдикции, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», в качестве суда надзорной инстанции или же в пределах собственной компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Далее следует описать полномочия высшего судебного органа более подробно. Согласно п. 3 ст. качестве суда первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Также Верховный Суд РФ согласно п. 4 ст. 2 данного Федерального Конституционного рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела следующего характера: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, а также Следственного комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и др.
Также к полномочиям Верховного Суда относится рассмотрение вопросов об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти таких, как Правительство РФ, администрации субъектов РФ и межотраслевые министерства. Вопросы об оспаривании актов других федеральных государственных органов, а также актов Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, к ним также относятся Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федерального фонд обязательного медицинского страхования. Административные дела об оспаривании этих актов должны содержать разъяснения законодательства и обладать нормативными свойствами для обеспечения единства законодательной системы на всей территории Российской Федерации.
В ведении Верховного суда находится рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за движением иностранных инвестиций в Российской Федерации; Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
Также стоит отметить, что Верховный Суд Российской Федерации занимается рассмотрением и вынесением постановлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации; а также делам об оспаривании решений Высшей Квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом; административные дела об оспаривании решений и действий Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры.
Помимо вышеперечисленного к полномочиям Верховного Суда РФ относятся приостановление деятельности и ликвидация политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, ликвидация централизованных религиозных организаций
, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, конечно, на основании судебного решения по определённому делу.
Далее Верховный суд вправе на основании разбирательства своим постановлением прекратить деятельность определённых СМИ.
Что же касается компетенции Верховного Суда Российской Федерации в избирательной сфере, то высший судебный орган рассматривает дела об оспаривании определённых решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, однако эта компетенция не распространяется на решения комиссий низших уровней. Также Верховный Суд РФ рассматривает вопросы об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации и отмене регистрации федерального списка кандидатов. Помимо это высший судебный орган рассматривает дела об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Также к основным полномочиям Верховного Суда Российской Федерации относится разрешение экономических споров между федеральными органами государственной власти.
Данный орган судебной власти также может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью пересмотра конституционности определённых законов и иных нормативных правовых актов.
Далее следует отметить, что Верховный Суд РФ является активным участником в разработке и создании законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. В пределах своей компетенции Верховный Суд РФ ведёт прямое взаимодействие с судебными органами других стран и международными юридическими организациями, сотрудничает с ними с целью обмена опытом и судебной практикой при исполнении своей основной функции – осуществление правосудия. Помимо этого, высший судебный орган власти Российской Федерации является одним из основных разработчиков международных договоров Российской Федерации с другими странами или организациями. Что же касается самих судей Верховного Суда Российской Федерации, то они вместе с судьями всех уровней являются активными участниками в работе многочисленных международных конференций, семинаров и симпозиумов, которые постоянно проводятся в рамках Совета Европы, ОБСЕ и других международных организаций.
-
Верховный Суд Российской Федерации: компетенции аппарата
2.1 Структура и состав Верховного Суда РФ
Структура Верховного Суда Российской Федерации представлена в приложении Б (кратко).
В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет свои полномочия в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и всех судей Верховного Суда РФ. Участниками заседаний Пленума являются Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, его заместители и сами судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также Министр юстиции Российской Федерации и его заместители 1.
Созыв Пленума осуществляется не реже одного раза в четыре месяца. Члены Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации и другие уведомляются об определённом времени созыва Пленума, а также им представляют вопросы, которые будут вноситься на рассмотрение. Уведомление происходит не позднее 30 дней до проведения заседания. Сами же заседания Пленума имеют силу только при присутствии на нём не менее двух третей его состава. Далее следует отметить, что постановления Пленума осуществляются путём открытого голосования посредством простого большинства голосов участников. Постановления Пленума становятся действительными после подписания их председателем Верховного Суда и секретарём Пленума Верховного Суда. Последний занимается организацией подготовки заседаний Пленума, а также ведением протокола. Помимо этого, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуществляет действия, необходимые для исполнения постановлений Пленума.
К основным полномочиям Пленума Верховного Суда Российской Федерации относятся: рассмотрение материалов изучения, истребованных у судов общей юрисдикции, а также обобщение судебной практики и судебной статистики; разъяснения нижестоящим судам по вопросам правомерного применения законодательства Российской Федерации, во время данного процесса разъяснения на Пленуме заслушиваются сообщения председателей Верховных Судов республик в составе Российской Федерации. Помимо вышеперечисленных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации утверждает составы судебных коллегий, назначает секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и также Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. К компетенции Пленума также относится представление в Федеральное Собрание законодательной инициативы, то есть определённые вопросы о введении определённых законов и постановлений, а также Пленум Верховного Суда рассматривает и решает вопросы о толковании законов. На заседании Пленума заслушиваются сообщения о результатах работы Президиума Верховного Суда и представляются отчёты о деятельности различных судебных коллегий