Файл: Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования (название организации) (далее.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИНЯТА Педагогическим советом
МДОУ ________________ Протокол от «__» августа 2023 г. № ___ УТВЕРЖДЕНА Заведующим МДОУ ________________
________________ МИ. Ивановой Приказ от «___» августа № ______ СОГЛАСОВАНА Заседанием Совета родителей Протокол от «___» августа 2023 г. № ___ Данный документ представляет собой модель или конструктор основной образовательной программы образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного/автономного дошкольного образовательного учреждения ______________ Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г, регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г, регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г, регистрационный № 71847) Срок реализации программы
_____________
_____________, 2023 г.
МДОУ ________________ Протокол от «__» августа 2023 г. № ___ УТВЕРЖДЕНА Заведующим МДОУ ________________
________________ МИ. Ивановой Приказ от «___» августа № ______ СОГЛАСОВАНА Заседанием Совета родителей Протокол от «___» августа 2023 г. № ___ Данный документ представляет собой модель или конструктор основной образовательной программы образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного/автономного дошкольного образовательного учреждения ______________ Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г, регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г, регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного образования утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г, регистрационный № 71847) Срок реализации программы
_____________
_____________, 2023 г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования ____________ (название организации) (далее
– Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г, регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г, регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г, регистрационный № 71847
) (далее – ФОП ДО.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации и статью 1 Федерального закона Об обязательных требованиях в Российской Федерации
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 гр Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г, регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г, регистрационный № 72264
);
‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г, регистрационный № 71847
);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г, регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
3 организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573);
‒ Региональные документы
‒ Устав МДОУ;
‒ Программа развития МДОУ;
‒ Иные муниципальные и локальные документы. Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми сточки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям, равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы, отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой
‒ рабочая программа воспитания,
‒ режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒ учебный план,
‒ календарный учебный график,
1
Часть 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
2
Там же
4
‒ календарный план воспитательной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает описание
‒ задачи содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик
‒ способов поддержки детской инициативы
‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилами нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Программы включает описание
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение Программы
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.
1.1. Цели и задачи Программы Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
5 Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
3
Программа, в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1
ФОП ДО
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья, с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими физиологическим особенностям детей
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
3
Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
6 охраны и укрепления здоровья детей
10) обеспечение преемственности целей, задачи содержания дошкольного общего и начального общего образования
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Принципы и подходы к формированию Программы Федеральная программа построена наследующих принципах, установленных ФГОС ДО
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей, совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
6) сотрудничество ДОО с семьей
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы. Программа
‒ сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования
‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования
‒ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей
‒ сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты освоения Программы.
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Основные участники реализации Программы педагоги, обучающиеся, родители (законные представители.
4
Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).