Файл: Рабочая программа дисциплины Качественные и количественные методы исследования в психологии (наименование дисциплины (модуля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА»
Факультет психологии и социально работы
Кафедра общей и педагогической психологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан _____________Ф.О. Семенова
« ___» ______________ 2021 г.
М.П.
Рабочая программа дисциплины
Качественные и количественные методы
исследования в психологии
(наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
37.04.01 Психология
(шифр, название направления)
Направленность (профиль) подготовки
Общая психология, история психологии
Квалификация выпускника
магистр
Форма обучения
Очная; очно-заочная
Год начала подготовки – 2021
Карачаевск, 2022
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат
: 0283339A0089AD47AD4A932756F272EAA1
Владелец
:
Узденов
Таусолтан
Аубекирович
Действителен
: с
19.08.2021 до
19.11.2022

2
Составитель: канд. психол. наук, доцент Ачабаева Л.Х.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.07.2020 №841, образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология, профиль – Общая психология, история психологии; ОП, локальными актами КЧГУ.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры общей и педагогической психологии на 2022-2023 уч. год
Протокол № 10 от 27.06.2022г.
Заведующий кафедрой ______________________

3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наименование дисциплины (модуля) ...................................................................................... 4 2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы ............................. 4 3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ..................................... 5 4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем
(по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ............................. 5 5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ................... 6 5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) 6 5.2. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий ................................................. 12 5.3. Примерная тематика курсовых работ ................................................................................. 12 6. Образовательные технологии ................................................................................................. 13 7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) ................................................................ 14 7.1. Описание шкал оценивания степени сформированности компетенций ........................ 14 7.2.Типовые контрольные задания или иные учебно-методические материалы, необходимые для оценивания степени сформированности компетенций в процессе освоения учебной дисциплины .................................................................................................. 17 7.2.1. Типовые темы к письменным работам, докладам и выступлениям: ............... Ошибка!
Закладка не определена.
7.2.2. Примерные вопросы к итоговой аттестации (экзамен) ................................................. 18 7.2.3. Тестовые задания для проверки знаний студентов ........................................................ 19 7.2.4. Бально-рейтинговая система оценки знаний бакалавров .............................................. 21 8.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. Информационное обеспечение образовательного процесса ............................ 23 8.1. Основная литература: ................................................. Ошибка! Закладка не определена.
8.2. Дополнительная литература: ..................................... Ошибка! Закладка не определена.
9. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины
(модуля) ........................................................................................................................................ 23 10. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины (модуля) .......... 24 10.1. Общесистемные требования .............................................................................................. 24 10.2. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение дисциплины
............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена.
10.3. Необходимый комплект лицензионного программного обеспечения .......................... 25 10.4. Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы ......................................................................................................................................... 24 11.Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ............................................................................................................ 25 12. Лист регистрации изменений ............................................................................................... 31


4
1. Наименование дисциплины (модуля)
Качественные и количественные методы исследования в психологии
Целью изучения дисциплины является овладение магистрантами современными качественными и количественными методами в психологии, а также способами их модификации к предмету исследования для решения широкого круга профессиональных задач.
Для достижения цели ставятся задачи:
1. Освоить современные методы исследования в психологии: истории метода, возможностей и ограничений метода, процедур сбора, обработки и описания, представления эмпирических данных, анализа результатов, а также способы модификации базовых методов к предмету исследования;
2. Ознакомиться с различными вариантами метода наблюдения в психологии (свободное и целенаправленное наблюдение, систематическое и несистематическое наблюдение, стандартизированное и нестандартизированное наблюдение и т.д.):
3. Овладеть навыками разработки и реализации программы наблюдения для решения различных профессиональных задач;
4.Ознакомиться с различными вариантами метода беседы в психологии (опрос, анкетирование, структурированное, полуструктурированное интервью, клиническая беседа и т.д.): овладеть навыками разработки и реализации программы опроса, интервью, клинической беседы и т.д.;
5.Онакомиться с основными методами психологических измерений (нольмерное, одномерное, многомерное шкалирование): практически освоить методы шкалирования;
6. Ознакомиться с различными вариантами исследований в психологии: овладеть навыками разработки и реализации программы клинического исследования, обработки и анализа полученных результатов.
Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология, направленность (профиль) подготовки –
Общая психология, история психологии (квалификация – «магистр»).
2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «Качественные и количественные методы исследования в психологии»
(Б1.О.03) относится к обязательной части Б1.
Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1 семестре.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП
Индекс
Б1.О.03
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Данная учебная дисциплина является обязательной и опирается на входные знания, умения и компетенции, полученные по основным психологическим дисциплинам, изучаемым в бакалавриате: "Общая психология". "Социальная психология",
"Математические методы в психологии",
"Дифференциальная психология",
"Клиническая психология" и др.
Курс «Качественные и количественные методы исследований в психологии» является основой для последующего изучения таких дисциплин как: Статистические методы в психологии; Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога; Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы.
Также, полученные знания в процессе изучения дисциплины, позволят успешно пройти все виды практик.


5
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Качественные и количественные методы исследования в психологии» направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:
Код компетенций
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС ВО/
ПООП/ ООП
Индикаторы достижения компетенций
Декомпозиция компетенций (результаты обучения) в соответствии с установленными индикаторами
ОПК-3
способен использовать научно обоснованные подходы и валидные способы количественной и качественной диагностики и оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач.
ОПК.3.1. Использует научно обоснованные подходы количественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Знать: методики, приемы и средства количественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Уметь: планировать и организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики.
Владеть: навыками сбора, обработки данных, анализа и формулирование выводов с целью решения научных, прикладных и экспертных задач
ОПК.3.2.
Применяет валидные способы качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Знать: современные методики, приемы и средства качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Уметь: организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики
Владеть: навыками сбора, обработки качественных данных, анализа и формулирование выводов с целью решения научных, прикладных и экспертных задач
ОПК.3.3.
Применяет обоснованные подходы и валидные способы оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач
Знать: подходы, способы, задачи и процедуру проведения оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач
Уметь: осуществлять процедуру отбора видов экспертного оценивания и

6 проведения оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач
Владеет: навыками выбора и применения оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач
ОПК-4
способен проводить оценку психометрических характеристик используемых психодиагностических инструментов, составлять протоколы, заключения, отчеты по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы, а также представлять обратную связь по ним.
ОПК.4.1. Демонстрирует способность проводить оценку психометрических характеристик используемых психодиагностических инструментов
Знать: весь спектр современных психодиагностических инструментов и их психометрических характеристик
Уметь: самостоятельно собирать данные, проводить обработку и измерять эмпирическую валидность (эффективность методики по отношению к заданному критерию) используемых психодиагностических инструментов
Владеть: приемами количественного подсчета тестовых показателей.
ОПК.4.2. Демонстрирует навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Знать: алгоритм составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Уметь: применять навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы для решения задач профессиональной деятельности.
Владеть: различными способами, включая использование компьютерных технологий и программ, составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы


7
ОПК.4.3. Демонстрирует навыки в предоставлении обратной связи по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Знать: организационные и содержательные отличия обратной связи по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы в зависимости от целей, задач и других особенностей организации психологической оценки.
Уметь: подбирать средства, форму и план предоставления обратной связи по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы в зависимости от целей, задач и других особенностей организации психологической оценки.
Владеть: коммуникативными и организационными навыками предоставления обратной связи по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества
академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с
преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу
обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3 ЗЕТ, 108 академических часа.
Объём дисциплины
Всего часов
Всего часов для очной формы обучения для очно- заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины
108 108
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий)
*
(всего)
Аудиторная работа (всего):
80 48 в том числе: лекции
32 16 семинары, практические занятия
48 32 практикумы
Не предусмотрено

8 лабораторные работы
Не предусмотрено
Внеаудиторная работа:
консультация перед зачетом
Внеаудиторная работа также включает индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем), творческую работу (эссе), рефераты, контрольные работы и др.
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
28 24
Контроль самостоятельной работы
36
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет / экзамен)
экзамен экзамен
5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с
указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных
занятий
5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
(в академических часах)
Для очной формы обучения
№ п/п
Раздел дисциплины
Обща я трудо емкос ть (в часах
)
Виды учебных занятий,
включая самостоятельную
работу обучающихся и
трудоемкость (в часах)
всего
Аудиторные уч. занятия
Само ст. работ а
Планиру емые результа ты обучени я
Формы текущего контроля
Лек Пр/с ем.
Лаб
1.
Тема: Качественный и количественный подходы к исследованию.
Классификация методов психологического исследования /лек.- дискуссия/.
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
2.
Тема: Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования в психологии
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
3.
Тема: Количественные методы исследования.
Общая характеристика количественных методов. Методы получения
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат


9 количественных данных.
4.
Тема: Обработка и анализ количественных данных. Этапы анализа данных. Графики, гистограммы, полигоны распределений, таблицы. Описательная статистика.
Интерпретация и анализ статистических данных.
8 4
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
5.
Тема: Теоретические предпосылки групповых качественных методов.
Форма группового опроса и типы групп.
Подходы к применению фокус-группового исследования. История возникновения метода фокус-групп.
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат
6.
Тема: Организация работы фокус-группы.
Функции модератора.
Дизайн и организация фокус-группового исследования.
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
7.
Тема: Индивидуальное интервью.
Виды интервью.
Основные этапы интервью.
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
8.
Тема:
Проективные методические приемы и исследовательские техники.
Принцип проекции.
Проективные методы в качественных исследованиях.
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
9.
Тема: Ассоциативные методы.
Вербальные ассоциации.
8 4
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
10.
Тема: Смешанные качественно- количественные
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад

10 методы. Контент- анализ и его процедура.
11.
Тема: Качественный контент-анализ.
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат
12.
Тема: Содержание и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь и субординация.
Совокупность и порядок применяемых методов и методик.
Обработка и обобщение результатов исследования.
8 2
4 2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
13.
Тема: Нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии. Формы представления результатов.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат
14.
Тема: Требования, предъявляемые к аналитическому отчету.
Презентация работы.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
ИТОГО
108 32 48 28
Для очно-заочной формы обучения
№ п/п
Раздел дисциплины
Обща я трудо емкос ть (в часах
)