Файл: Рабочая программа дисциплины Качественные и количественные методы исследования в психологии (наименование дисциплины (модуля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды учебных занятий,
включая самостоятельную
работу обучающихся и
трудоемкость (в часах)
всего
Аудиторные уч. занятия
Само ст. работ а
Планиру емые результа ты обучени я
Формы текущего контроля
Лек Пр/с ем.
Лаб
1.
Тема: Качественный и количественный подходы к исследованию.
Классификация методов
4 2
2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос

11 психологического исследования /лек.- дискуссия/.
2.
Тема: Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования в психологии
6 4
2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
3.
Тема: Количественные методы исследования.
Общая характеристика количественных методов. Методы получения количественных данных.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат
4.
Тема: Обработка и анализ количественных данных. Этапы анализа данных. Графики, гистограммы, полигоны распределений, таблицы. Описательная статистика.
Интерпретация и анализ статистических данных.
4 2
2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
5.
Тема: Теоретические предпосылки групповых качественных методов.
Форма группового опроса и типы групп.
Подходы к применению фокус-группового исследования. История возникновения метода фокус-групп.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат
6.
Тема: Организация работы фокус-группы.
Функции модератора.
Дизайн и организация фокус-группового исследования.
4 2
2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
7.
Тема: Индивидуальное интервью.
Виды интервью.
Основные этапы интервью.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
8.
Тема:
Проективные методические приемы и исследовательские
4 2
2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад

12 техники.
Принцип проекции.
Проективные методы в качественных исследованиях.
9.
Тема: Ассоциативные методы.
Вербальные ассоциации.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
10.
Тема: Смешанные качественно- количественные методы. Контент- анализ и его процедура.
4 2
2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
11.
Тема: Качественный контент-анализ.
4 2
2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат
12.
Тема: Содержание и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь и субординация.
Совокупность и порядок применяемых методов и методик.
Обработка и обобщение результатов исследования.
6 4
2
ОПК-3;
ОПК-4
Устный опрос
13.
Тема: Нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии. Формы представления результатов.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Реферат
14.
Тема: Требования, предъявляемые к аналитическому отчету.
Презентация работы.
6 2
2 2
ОПК-3;
ОПК-4
Доклад
Контроль
36
ИТОГО
108 16 32 24
5.2. Тематика лабораторных занятий
Учебным планом не предусмотрены
5.3. Примерная тематика курсовых работ
Учебным планом не предусмотрены


13
6. Образовательные технологии
При проведении учебных занятий по дисциплине используются традиционные и инновационные, в том числе информационные образовательные технологии, включая при необходимости применение активных и интерактивных методов обучения.
Традиционные образовательные технологии реализуются, преимущественно, в процессе лекционных и практических (семинарских, лабораторных) занятий.
Инновационные образовательные технологии используются в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов в виде применения активных и интерактивных методов обучения.
Информационные образовательные технологии реализуются в процессе использования электронно-библиотечных систем, электронных образовательных ресурсов и элементов электронного обучения в электронной информационно-образовательной среде для активизации учебного процесса и самостоятельной работы студентов.
Развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной
коммуникации, принятия решений и лидерских качеств при проведении учебных
занятий.
Практические (семинарские занятия относятся к интерактивным методам обучения и обладают значительными преимуществами по сравнению с традиционными методами обучения, главным недостатком которых является известная изначальная пассивность субъекта и объекта обучения.
Практические занятия могут проводиться в форме групповой дискуссии, «мозговой атаки», разборка кейсов, решения практических задач и др. Прежде, чем дать группе информацию, важно подготовить участников, активизировать их ментальные процессы, включить их внимание, развивать кооперацию и сотрудничество при принятии решений.
Методические рекомендации по проведению различных видов практических
(семинарских) занятий.
1.Обсуждение в группах
Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания, Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.
Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:
-задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 5…. 10 ошибок);
-ввести алгоритм выработки общего мнения (решения);
-назначить модератора (ведущего), руководящего ходом группового обсуждения.
На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем (арбитром).
Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.
2.Публичная презентация проекта
Презентация – самый эффективный способ донесения важной информации как в разговоре «один на один», так и при публичных выступлениях. Слайд-презентации с использованием мультимедийного оборудования позволяют эффективно и наглядно представить содержание изучаемого материала, выделить и проиллюстрировать сообщение, которое несет поучительную информацию, показать ее ключевые содержательные пункты. Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность публичных выступлений.


14
3.Дискуссия
Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор.
Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающейся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.
Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.
Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.
В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций отклонений от темы дискуссии.
Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.
В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая (ситуационная) дискуссия.
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
7.1. Описание шкал оценивания степени сформированности компетенций
Уровни сформирован ности компетенций
Индикаторы
Качественные критерии оценивание
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
ОПК-3
Базовый
Знать:
современные методики, приемы и средства качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Не знает современные методики, приемы и средства качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
В целом знает современные методики, приемы и средства качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Знает современные методики, приемы и средства качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Уметь: организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики
Не умеет организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики
В целом умеет организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики
Умеет применять организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики
Владеть: навыками сбора, обработки качественных данных, анализа и формулирование
Не владеет навыками сбора, обработки качественных данных, анализа и формулирование выводов с целью
В целом владеет навыками сбора, обработки качественных данных, анализа и формулирование выводов с целью
Владеет навыками сбора, обработки качественных данных, анализа и формулирование выводов с целью


15 выводов с целью решения научных, прикладных и экспертных задач решения научных, прикладных и экспертных задач решения научных, прикладных и экспертных задач решения научных, прикладных и экспертных задач
Повышенный Знать: современные методики, приемы и средства качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
В полном объеме знает современные методики, приемы и средства качественной диагностики для решения научных, прикладных и экспертных задач
Уметь: организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики
В полном объеме умеет организовывать сбор данных с помощью количественных методов психологической диагностики
Владеть: навыками сбора, обработки качественных данных, анализа и формулирование выводов с целью решения научных, прикладных и экспертных задач
В полном объеме владеет навыками сбора, обработки качественных данных, анализа и формулирование выводов с целью решения научных, прикладных и экспертных задач
ОПК-4
Базовый
Знать: алгоритм составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Не знает алгоритм составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
В целом знает алгоритм составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Знает алгоритм составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Уметь: применять навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам
Не умеет применять навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам
В целом умеет применять навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам
Умеет применять навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической

16 психологической оценки, диагностики и экспертизы для решения задач профессиональн ой деятельности.
психологической оценки, диагностики и экспертизы для решения задач профессионально й деятельности. психологической оценки, диагностики и экспертизы для решения задач профессионально й деятельности. оценки, диагностики и экспертизы для решения задач профессионально й деятельности.
Владеть: различными способами, включая использование компьютерных технологий и программ, составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Не владеет различными способами, включая использование компьютерных технологий и программ, составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
В целом владеет различными способами, включая использование компьютерных технологий и программ, составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Владеет различными способами, включая использование компьютерных технологий и программ, составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Повышенный Знать: алгоритм составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
В полном объеме знает алгоритм составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
Уметь: применять навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы для решения задач профессиональн ой деятельности.
В полном объеме умеет применять навыки составления протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы для решения задач профессионально й деятельности.
Владеть: различными способами, включая использование компьютерных технологий и программ, составления протоколов,
В полном объеме владеет различными способами, включая использование компьютерных технологий и программ, составления


17 заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы протоколов, заключений, отчетов по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы
7.2.Типовые контрольные задания или иные учебно-методические материалы,
необходимые для оценивания степени сформированности компетенций в процессе
освоения учебной дисциплины
7.2.1. Типовые темы к письменным работам, докладам и выступлениям:
1. Отличительные особенности качественных методов исследования в сравнении с количественными методами.
2. Типы валидности психологических тестов.
3. Редyкционизм и конструктивизм как типы объяснения данных.
4. Фокус-группа как качественный метод исследования.
5. Функции модератора при проведении фокус-групп.
6. Особенности формализованного и неформализованного интервью.
7. Особенность использования проективных методик в качественных исследованиях.
8. Специфика применения контент-анализа в современной психологической практике.
9. Классификация методов психологического исследования.
10. Интерпретация и анализ статистических данных.
11. Области применения методов фокус-группового интервью и расширенной креативной группы.
12. Ошибки в организации работы фокус-группы.
13. Формы «сопротивления» респондента в процессе установления контакта и стратегия поведения интервьюера.
Критерии оценки доклада, сообщения, реферата:
Отметка «отлично» за письменную работу, реферат, сообщение ставится, если изложенный в докладе материал:
- отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной теме;
- четко структурирован, с выделением основных моментов;
- доклад сделан кратко, четко, с выделением основных данных;
- на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы.
Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в докладе материал:
- характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается недостаточной структурированностью;
- доклад длинный, не вполне четкий;
- на вопросы по теме доклада получены полные исчерпывающие ответы только после наводящих вопросов, или не на все вопросы.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если изложенный в докладе материал:
- недостаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо структурирован;
- докладчик слабо ориентируется в излагаемом материале;
- на вопросы по теме доклада не были получены ответы или они не были правильными.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
- доклад не сделан;
- докладчик не ориентируется в излагаемом материале;