Файл: Рабочая программа дисциплины Качественные и количественные методы исследования в психологии (наименование дисциплины (модуля).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18
- на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильными.
7.2.2. Примерные вопросы к итоговой аттестации (экзамен)
1.Классификация методов психологического исследования.
2. Качественный подход к исследованию.
3. Количественный подход к исследованию.
4. Ограничения в использовании количественных методов.
5. Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования в психологии.
6. Общая характеристика количественных методов.
7. Методы получения количественных данных
8. Анкетный опрос как метод получения количественных данных.
9. Стандартизированное интервью как метод получения количественных данных.
10. Тестирование как метод получения количественных данных.
11. Артефакты, искажающие достоверность выводов исследования.
12. Этапы анализа количественных данных.
13. Графики, гистограммы, полигоны распределений, таблицы.
14. Описательная статистика.
15. Обработка количественных данных.
16. Интерпретация и анализ статистических данных.
17. Подходы к применению фокус-группового исследования.
18. История возникновения метода фокус-групп.
19. Функции модератора.
20. Дизайн и организация фокус-группового исследования.
21. Методические принципы проведения фокус-группы и расширенной креативной группы.
22. Процедура и методические приемы фокус-группового исследования.
23. Проблема валидности результатов фокус-группового интервью и расширенной креативной группы.
24. Преимущества и ограничения фокус-группы и расширенной креативной группы.
25. Области применения методов фокус-группового интервью и расширенной креативной группы.
26. Начальный этап работы фокус-гурппы.
27. Управление групповым процессом.
28. Методы зондирования.
29. Стимулирование обсуждения.
30. Сравнение однотипных предметов.
31. Контроль над предвзятостью модератора.
32. Завершение группового интервью.
33. Форма группового опроса и типы групп.
34. Анализ и интерпретация результатов фокус-группового исследования.
35. Интервью как единство беседы и опроса.
36. Процедура интервьюирования.
37. Требования к интервьюеру.
38. Виды интервью.
39. Основные этапы интервью
40. Анализ и интерпретация результатов интервью.
41. Принцип проекции.
42. Проективные методы в качественных исследованиях.
43. Ассоциативные методы.
44. Невербальные ассоциации.
19 45. Процедуры завершения.
46. Процедуры конструкции.
47. Экспрессивные методы.
48. Контент-анализ и его процедура.
49. Количественный контент-анализ.
50. Качественный контент-анализ.
1 2 3 4
Критерии оценки устного ответа на вопросы по дисциплине
«Качественные и количественные методы исследования в психологии»:
5 баллов - если ответ показывает глубокое и систематическое знание всего программного материала и структуры конкретного вопроса, а также основного содержания и новаций лекционного курса по сравнению с учебной литературой. Студент демонстрирует отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей научной области. Знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой. Логически корректное и убедительное изложение ответа.
4 - балла - знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса; умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем в рамках данной темы; знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы. В целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.
3 балла – фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса; затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины; неполное знакомство с рекомендованной литературой; частичные затруднения с выполнением предусмотренных программой заданий; стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.
2 балла – незнание, либо отрывочное представление о данной проблеме в рамках учебно-программного материала; неумение использовать понятийный аппарат; отсутствие логической связи в ответе.
7.2.3. Тестовые задания для проверки знаний студентов
Данные тестовые задания оценивают уровень сформированности следующих
компетенций: ОПК-3; ОПК-4.
1. Толкование, раскрытие смысла, разъяснение результатов исследования — это ... а) апробация б) интерпретация в) обобщение г) апробирование
2. Методологическим принципом психологии, согласно мнению профессора К. А. Абульхановой-
Славской, является принцип ... а) активности б) объективности в) субъектности
3. Социометрический метод был разработан автором работы «Социометрия и изучение человека» а) И. Гоффманом б) Хайдером в) Дж. Келли г) Дж. Морено
4. Однонаправленная коммуникация с закрепленными ролями коммуникатора и реципиента
— это беседа
20 а) интервью б) контент-анализ в) мозговой штурм
5. Убедительным основанием, определяющим ... исследования, является социальный заказ, отражающий общественно значимые проблемы, которые необходимо разрешить
(ОПК-3)
а) цель б) объект в) актуальность г) задачи
6. Конструирование понятий об объектах, процессах, которые не существуют в реальном мире, но имеют прообразы, — это ... а) каузальная гипотеза б) идеализация в) абстрагирование г) гипотеза
7. Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения — это ..
а) дедукция б) синтез в) анализ г) аналогия
8. Процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с выделением существенных признаков в этом предмете — это ...
а) абстрагирование б) изолирование в) отождествление г) синтез
9. По О. А. Камневой научное исследование начинается с постановки а) задачи б) вопросы в) цели г) проблемы
10. Слово «...» происходит от латинского слова и дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств»
а) интерпретация б) валидность в) апробация г) апробирование
11. Согласно мнению О. А. Камневой, при постановке объекта исследования исследователь отвечает на вопрос: а) кто исследуется? б) что исследуется? в) какие новые аспекты объекта изучаются?
12. Термин «проективные тесты личности» был введен в 1939 году... для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, не содержащие четких правильных ответов а) Дж Тибо б) К. Левином в) Л. Франком г) Дж. Морено
21 13. Метод научного познания, при котором устанавливается сходство с качествами, сторонами, отношениями нетождественных объектов, — это ... а) Воспроизведение б) наблюдение в) моделирование г) аналогия
14. Целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие действительности, фиксация проявлений психолого-педагогических явлений и процессов — это...
а)сравнительный анализ б) эксперимент в) наблюдение г) контент-анализ
15. Согласно формулировке проф. Б. А. Еремеева, проблемы — это противоречия между внешними условиями и существованием психики а) объективно-субъективные б) объективные в) внутренние и внешние
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Ключи к тестовым заданиям.
Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
«неудовлетворительно» – 50% и менее
«удовлетворительно» – 51-80%
«хорошо» – 81-90%
«отлично» – 91-100%
Критерии оценки тестового материала по дисциплине
«Качественные и количественные методы исследования в психологии»:
5 баллов - выставляется студенту, если выполнены все задания варианта, продемонстрировано знание фактического материала (базовых понятий, алгоритма, факта).
4 балла - работа выполнена вполне квалифицированно в необходимом объёме; имеются незначительные методические недочёты и дидактические ошибки.
Продемонстрировано умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; понятен творческий уровень и аргументация собственной точки зрения
3 балла – продемонстрировано умение синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей в рамках определенного раздела дисциплины;
2 балла - работа выполнена на неудовлетворительном уровне; не в полном объёме, требует доработки и исправлений и исправлений более чем половины объема.
7.2.4. Балльно-рейтинговая система оценки знаний бакалавров
Согласно Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний бакалавров баллы выставляются в соответствующих графах журнала (см. «Журнал учета балльно- рейтинговых показателей студенческой группы») в следующем порядке:
«Посещение» - 2 балла за присутствие на занятии без замечаний со стороны преподавателя; 1 балл за опоздание или иное незначительное нарушение дисциплины; 0 баллов за пропуск одного занятия (вне зависимости от уважительности пропуска) или опоздание более чем на 15 минут или иное нарушение дисциплины.
«Активность» - от 0 до 5 баллов выставляется преподавателем за демонстрацию студентом знаний во время занятия письменно или устно, за подготовку домашнего задания, участие в дискуссии на заданную тему и т.д., то есть за работу на занятии. При
22 этом преподаватель должен опросить не менее 25% из числа студентов, присутствующих на практическом занятии.
«Контрольная работа» или «тестирование» - от 0 до 5 баллов выставляется преподавателем по результатам контрольной работы или тестирования группы, проведенных во внеаудиторное время. Предполагается, что преподаватель по согласованию с деканатом проводит подобные мероприятия по выявлению остаточных знаний студентов не реже одного раза на каждые 36 часов аудиторного времени.
«Отработка» - от 0 до 2 баллов выставляется за отработку каждого пропущенного лекционного занятия и от 0 до 4 баллов может быть поставлено преподавателем за отработку студентом пропуска одного практического занятия или практикума. За один раз можно отработать не более шести пропусков (т.е., студенту выставляется не более 18 баллов, если все пропущенные шесть занятий являлись практическими) вне зависимости от уважительности пропусков занятий.
«Пропуски в часах всего» - количество пропущенных занятий за отчетный период умножается на два (1 занятие=2 часам) (заполняется делопроизводителем деканата).
«Пропуски по неуважительной причине» - графа заполняется делопроизводителем деканата.
«Попуски по уважительной причине» - графа заполняется делопроизводителем деканата.
«Корректировка баллов за пропуски» - графа заполняется делопроизводителем деканата.
«Итого баллов за отчетный период» - сумма всех выставленных баллов за данный период (графа заполняется делопроизводителем деканата).
Таблица перевода балльно-рейтинговых показателей в отметки традиционной
системы оценивания
Соотношение часов лекционных и практических занятий
0/2 1/3 1/2 2/3 1/1 3/2 2/1 3/1 2/0
Соответствие отметки коэффициенту
Коэффициент соответствия балльных показателей традиционной отметке
1,5 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1
«зачтено»
1 1
1 1
1 1
1 1
1
«удовлетворительно»
2 1,75 1,65 1,6 1,5 1,4 1,35 1,25
-
«хорошо»
3 2,5 2,3 2,2 2
1,8 1,7 1,5
-
«отлично»
Необходимое количество баллов для выставления отметок («зачтено»,
«удовлетворительно», «хорошо», «отлично») определяется произведением реально проведенных аудиторных часов (n) за отчетный период на коэффициент соответствия в зависимости от соотношения часов лекционных и практических занятий согласно приведенной таблице.
«Журнал учета балльно-рейтинговых показателей студенческой группы» заполняется преподавателем на каждом занятии.
В случае болезни или другой уважительной причины отсутствия студента на занятиях, ему предоставляется право отработать занятия по индивидуальному графику.
Студенту, набравшему количество баллов менее определенного порогового уровня, выставляется оценка "неудовлетворительно" или "не зачтено".Порядок ликвидации задолженностей и прохождения дальнейшего обучения регулируется на основе действующего законодательства РФ и локальных актов КЧГУ.
23
Текущий контроль по лекционному материалу проводит лектор, по практическим занятиям – преподаватель, проводивший эти занятия. Контроль может проводиться и совместно.
8.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для
освоения дисциплины. Информационное обеспечение образовательного процесса
8.1. Основная литература:
1. Альперович. В. Д. Качественные и количественные методы фундаментальных исследований в психологии: учебное пособие / В. Д. Альперович: Южный федеральный университет. - Ростов-на-
Дону: Таганрог : ЮФУ, 2017. - 114 с. - ISBN 978-5-9275-2389-4. - URL: https://new.znanium com/catalog/product/1020509
(дата обращения: 19.02.2020).- Режим доступа: по подписке
-
Текст: электронный.
2. Майборода, Т. А. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебное пособие / Т. А. Майборода. — Ставрополь: СКФУ, 2016. — 102 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/155381
(дата обращения: 01.04.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
-
Текст: электронный.
8.2. Дополнительная литература:
3. Бусыгина, Н. П. Методология качественных исследований в психологии: учебное пособие /
Н.П. Бусыгина. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 304 с. - ISBN 978-5-16-106297-5. - URL: https:
//new.znanium.com /catalog/product/944401
(дата обращения: 19.02.2020).- Режим доступа: по подписке
-
Текст: электронный.
9. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины
(модуля)
Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция
Написание конспекта лекций: краткое, схематичное, последовательное фиксирование основных положений, выводов, формулировок, обобщений; выделение ключевых слов, терминов. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь.
Обозначение вопросы, терминов, материала, вызывающего трудности. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.
Практические занятия Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом
Контрольная работа/ индивидуальные задания
Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат
Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Коллоквиум
Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Самостоятельная работа
Проработка учебного материала занятий лекционного и семинарского типа.
Изучение нового материала до его изложения на занятиях. Поиск, изучение и презентация информации по заданной теме, анализ научных источников.
Самостоятельное изучение отдельных вопросов тем дисциплины, не рассматриваемых на занятиях лекционного и семинарского типа. Подготовка к текущему контролю, к промежуточной аттестации.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.