Файл: Отчет по производственной практике место прохождения практики Ульяновский государственный технический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, - сопротивления обмотки якоря, - добавочное сопротивление в цепи якоря; - электромагнитный момент, Нм; ток якоря, А; - угловая скорость вращения двигателя, рад/с; - ЭДС вращения якоря, В; и - коэффициенты пропорциональности; - постоянная ДПТ ( - число пар полюсов; - число активных проводников обмотки якоря; - число пар параллельных ветвей обмотки якоря );.
При использовании системы СИ имеет место численное равенство коэффициентов пропорциональности, которые можно обозначить : , где - конструктивный коэффициент двигателя,
- магнитный поток, Вб.
Решая совместно первые два уравнения в системе (3.1) можно получить уравнение электромеханической характеристики ДПТ, которое определяет зависимость :
(3.2)
Анализ уравнений электромеханической характеристики
Скорость холостого хода
При имеет место режим идеального холостого хода и при этом
(3.3)
Ток короткого замыкания
С увеличением нагрузки на валу ДПТ возрастает и ток якоря , т.к. , а это в свою очередь ведет к снижению . Если к якорю подведено напряжение, то при имеет место режим короткого замыкания, при котором, как следует из (3.2), ток короткого замыкания (называемый также пусковым током)
. (3.4)
Максимальное значение тока короткого замыкания имеет место при , когда , и оно может в десятки раз превышать величину номинального значения тока якоря двигателя, т. к. величина сравнительно малая.
Реально режим короткого замыкания имеет место кратковременно, при пуске двигателя и при стопорении двигателя моментом сопротивления.
Ограничение величины
При прямом пуске двигателя значения тока , поэтому якорная обмотка может быстро перегреться и выйти из строя. Кроме того, большие токи негативно влияют и на работоспособность щеточно-коллекторного узла.
Это обуславливает необходимость ограничения до допустимой величины либо введением дополнительного сопротивлений в якорную цепь , либо уменьшением значения питающего напряжения .
Величина максимально допустимого тока определяется коэффициентом перегрузки по току
, (3.5)
обычно принимающим значения от 2 до 5, в зависимости от типа двигателя.
Максимально допустимый ток короткого замыкания должен соответствовать неравенству
. (3.6)
Для микродвигателей обычно осуществляется прямой пуск без добавочных сопротивлений, но с ростом габаритов ДПТ необходимо производить реостатный пуск, особенно если привод с ДПТ используется в напряженных режимах с частыми пусками и торможениями.
Практически следует помнить, что, если не ограничивать пусковые токи, то частыми пусками можно сжечь обмотку якоря ДПТ.
С введением в цепь якоря жесткость электромеханической характеристики уменьшается, что и видно на рис. 3.2.
Динамическое торможение
Для осуществления данного режима якорь двигателя отключают от сети и замыкают на тормозное сопротивление
так как это представление на рис. 3.8.
Рис.3.8. Схема включения ДПТ с НВ при динамическом торможении.
Уравнение механической характеристики для этого режима запишется как
, (3.12)
где - тормозной момент.
Ток якоря можно определить как
. (3.13)
т. е. ток (и, следовательно, момент двигателя) изменяет свой знак, чем и обуславливается процесс торможение.
На рис. 3.9 представлены механические характеристики ДПТ с НВ, соответствующие режиму динамического торможения.
Рис. 3.9. Механические характеристики ДПТ с НВ, соответствующие режиму динамического торможения при < < .
Способ динамического торможения весьма экономичен, т. к. двигатель работает генератором на постоянную нагрузку, потребляя из сети энергию только на электромагнитное возбуждение.
При переводе ДПТ из двигательного режима в режим динамического торможения необходимо ограничивать величину максимального тормозного тока в момент переключения.
Данный вид торможения имеет место при превышении активным моментом сопротивления величины пускового момента, что приводит к изменению направления вращения якоря двигателя и соответственно знака ЭДС. Из первого уравнения системы (3.1) следует, что в этом случае ток якоря определяется как
, (3.14)
т. е. ток якоря превышает значения токов короткого замыкания (3.4). Поэтому для реализации этого режима необходимо ограничивать ток якоря введением добавочного сопротивления .
Графически механические и электромеханические характеристики в этом случае являются продолжением соответствующих характеристик в 4 квадрант.
Режим тормозного спуска широко применяется в грузоподъемных механизмах для опускания грузов.
Противовключение изменением полярности подводимого напряжения
Если у ДПТ, работающего в двигательном режиме на ходу изменить полярность напряжения на обмотке якоря на противоположную, то знак тока якоря изменится на противоположный в соответствии с выражением
. (3.15)
Двигатель переходит в тормозной режим, и его механическая характеристика изображается во 2 квадранте. При этом происходит интенсивное торможение и скорость вращения двигателя падает до нуля. Если в этот момент времени обмотку якоря не отключить от сети, то направление вращения изменяйся на противоположное (график механической характеристики размещен в 3 квадранте), т.е. двигатель реверсируется. Это, безусловно, накладывает определенные ограничения на применимость данного способа торможения.
С энергетической точки зрения данный способ не экономичен, т.к. большое количество энергии выделяется на добавочном сопротивлении, которое необходимо включать в якорную цепь для ограничения бросков тормозного тока.
При использовании системы СИ имеет место численное равенство коэффициентов пропорциональности, которые можно обозначить : , где - конструктивный коэффициент двигателя,
- магнитный поток, Вб.
Решая совместно первые два уравнения в системе (3.1) можно получить уравнение электромеханической характеристики ДПТ, которое определяет зависимость :
(3.2)
Анализ уравнений электромеханической характеристики
Скорость холостого хода
При имеет место режим идеального холостого хода и при этом
(3.3)
Ток короткого замыкания
С увеличением нагрузки на валу ДПТ возрастает и ток якоря , т.к. , а это в свою очередь ведет к снижению . Если к якорю подведено напряжение, то при имеет место режим короткого замыкания, при котором, как следует из (3.2), ток короткого замыкания (называемый также пусковым током)
. (3.4)
Максимальное значение тока короткого замыкания имеет место при , когда , и оно может в десятки раз превышать величину номинального значения тока якоря двигателя, т. к. величина сравнительно малая.
Реально режим короткого замыкания имеет место кратковременно, при пуске двигателя и при стопорении двигателя моментом сопротивления.
Ограничение величины
При прямом пуске двигателя значения тока , поэтому якорная обмотка может быстро перегреться и выйти из строя. Кроме того, большие токи негативно влияют и на работоспособность щеточно-коллекторного узла.
Это обуславливает необходимость ограничения до допустимой величины либо введением дополнительного сопротивлений в якорную цепь , либо уменьшением значения питающего напряжения .
Величина максимально допустимого тока определяется коэффициентом перегрузки по току
, (3.5)
обычно принимающим значения от 2 до 5, в зависимости от типа двигателя.
Максимально допустимый ток короткого замыкания должен соответствовать неравенству
. (3.6)
Для микродвигателей обычно осуществляется прямой пуск без добавочных сопротивлений, но с ростом габаритов ДПТ необходимо производить реостатный пуск, особенно если привод с ДПТ используется в напряженных режимах с частыми пусками и торможениями.
Практически следует помнить, что, если не ограничивать пусковые токи, то частыми пусками можно сжечь обмотку якоря ДПТ.
С введением в цепь якоря жесткость электромеханической характеристики уменьшается, что и видно на рис. 3.2.
Динамическое торможение
Для осуществления данного режима якорь двигателя отключают от сети и замыкают на тормозное сопротивление
так как это представление на рис. 3.8.
Рис.3.8. Схема включения ДПТ с НВ при динамическом торможении.
Уравнение механической характеристики для этого режима запишется как
, (3.12)
где - тормозной момент.
Ток якоря можно определить как
. (3.13)
т. е. ток (и, следовательно, момент двигателя) изменяет свой знак, чем и обуславливается процесс торможение.
На рис. 3.9 представлены механические характеристики ДПТ с НВ, соответствующие режиму динамического торможения.
Рис. 3.9. Механические характеристики ДПТ с НВ, соответствующие режиму динамического торможения при < < .
Способ динамического торможения весьма экономичен, т. к. двигатель работает генератором на постоянную нагрузку, потребляя из сети энергию только на электромагнитное возбуждение.
При переводе ДПТ из двигательного режима в режим динамического торможения необходимо ограничивать величину максимального тормозного тока в момент переключения.
- 1 2 3 4 5
Тормозной спуск
Данный вид торможения имеет место при превышении активным моментом сопротивления величины пускового момента, что приводит к изменению направления вращения якоря двигателя и соответственно знака ЭДС. Из первого уравнения системы (3.1) следует, что в этом случае ток якоря определяется как
, (3.14)
т. е. ток якоря превышает значения токов короткого замыкания (3.4). Поэтому для реализации этого режима необходимо ограничивать ток якоря введением добавочного сопротивления .
Графически механические и электромеханические характеристики в этом случае являются продолжением соответствующих характеристик в 4 квадрант.
Режим тормозного спуска широко применяется в грузоподъемных механизмах для опускания грузов.
Противовключение изменением полярности подводимого напряжения
Если у ДПТ, работающего в двигательном режиме на ходу изменить полярность напряжения на обмотке якоря на противоположную, то знак тока якоря изменится на противоположный в соответствии с выражением
. (3.15)
Двигатель переходит в тормозной режим, и его механическая характеристика изображается во 2 квадранте. При этом происходит интенсивное торможение и скорость вращения двигателя падает до нуля. Если в этот момент времени обмотку якоря не отключить от сети, то направление вращения изменяйся на противоположное (график механической характеристики размещен в 3 квадранте), т.е. двигатель реверсируется. Это, безусловно, накладывает определенные ограничения на применимость данного способа торможения.
С энергетической точки зрения данный способ не экономичен, т.к. большое количество энергии выделяется на добавочном сопротивлении, которое необходимо включать в якорную цепь для ограничения бросков тормозного тока.