Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология км 3 Ибрагимова Елизавета Ринатовна группа иэ6521.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО
Национальный исследовательский университет
«МЭИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Социология»
КМ № 3
Выполнила:
Ибрагимова Елизавета Ринатовна
группа: ИЭ-65-21
Москва, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные параметры социальной стратификации………………………...…3
2. Агенты и виды социализации. Аномалии социализации. ……………………4
3. Основные теории личности…………………………………………………….7
4. Семья как социальный институт и малая группа……………………………...8
5. Социальное расслоение общества…………………………………………....11
6. Социальные нормы и их контроль……………………………………………12
7. Девиантное поведение: теории девиации в социологии…………………….14
8. Современная эмпиририческая социология и ее роль в общественной
жизни……………………………………………………………………………..18
9. Конфликтологическая линия в современной социологии…………………..19
10. Особенности развития советской социологии……………………………...20
11. Общество как социальная реальность и как социальная система. ……….21
12. Характеристика основных подсистем общественной жизни……………...25
13. Многоаспектность теоретического исследования общества как
социальной системы……………………………………………………………..27
14. Социальные группы и общности в структуре общества…………………...32
15. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества..43
16. Личность и общество. ……………………………………………………….45
17. Социализация личности……………………………………………………..46
18. Теории формирования личности……………………………………………47
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Социальная сертификация - это процесс присвоения определенного статуса или уровня качества продукции, услуг, персонала или организации в соответствии с определенными критериями. Основные параметры социальной сертификации включают:
1. Цели сертификации - определение целей сертификации, которые могут включать в себя повышение качества продукции и услуг, повышение конкурентоспособности, улучшение имиджа организации, стимулирование инноваций и т.д.
2. Критерии сертификации - разработка критериев, по которым будет производиться сертификация. Критерии могут быть различными в зависимости от типа продукции или услуги, но обычно включают в себя безопасность, качество, экологичность, соответствие стандартам и т.д.
3. Участники сертификации - определение участников сертификации, включая производителей, поставщиков, потребителей и других заинтересованных сторон.
4. Процесс сертификации - описание процесса сертификации, который может включать в себя проверку соответствия продукции или услуг критериям сертификации, проведение испытаний, аудит производства и т.д.
5. Стоимость сертификации - определение стоимости сертификации, которая может зависеть от количества участников сертификации, объема продукции или услуг, сложности процесса сертификации и т.д.
6. Сроки сертификации - установление сроков сертификации, которые обычно зависят от объема продукции или услуг и сложности процесса сертификации.
7. Права и обязанности участников сертификации - определение прав и обязанностей участников сертификации, таких как право на получение сертификата соответствия, обязанность соблюдать требования сертификации и т.д.
2. АГЕНТЫ И ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. АНОМАЛИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
-
агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; -
агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.
Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения.
Аномалии социализации - это отклонения от нормального процесса социализации, которые могут проявляться в различных формах. Они могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами, такими как нарушения в социальной среде, неправильное воспитание, психологические проблемы и т.д.
Одной из наиболее распространенных аномалий социализации является девиантное поведение. Девиантное поведение проявляется в нарушении социальных норм и правил, которые регулируют поведение человека в обществе. Это может быть связано с различными причинами, такими как недостаточное воспитание, отсутствие социальных связей, алкоголизм, наркомания и т.д. Девиантное поведение может привести к социальной изоляции, конфликтам и даже преступной деятельности.
Еще одной аномалией социализации является асоциальное поведение. Асоциальное поведение проявляется в отсутствии интереса к социальным нормам и правилам, а также в нежелании участвовать в общественной жизни. Это может привести к тому, что человек становится изолированным от общества и не может адаптироваться к социальной среде.
Также существует аномалия социализации, которая связана с нарушением психического здоровья. Психические расстройства могут проявляться в виде депрессии, тревожности, агрессии и других проблем. Если человек не получает необходимой помощи и поддержки, это может привести к серьезным последствиям для его психического здоровья и благополучия.
В заключение можно сказать, что аномалии социализации могут иметь серьезные последствия для человека и общества в целом. Поэтому важно проводить профилактику и коррекцию этих отклонений, чтобы обеспечить нормальное развитие личности и ее успешную социализацию в обществе.
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Личность — это свойство индивида, формирующееся в процессе жизни в результате усвоения человеком ценностей, норм и правил поведения.
Теории личности — это различные концепции, объясняющие природу и сущность личности, ее структуру и развитие. В психологии существует множество теорий личности. Они могут быть разделены на две основные группы: структурные и динамические.
Структурные теории рассматривают личность как систему взаимосвязанных элементов. К ним относятся теории черт, факторов, типов, диспозиций и др. Они определяют личностные черты, свойства и характеристики, которые формируют личность.
Динамические теории изучают процесс развития личности и ее изменения. К ним относят теории развития, мотивации, стресса и др. Динамические теории объясняют, как личность формируется и изменяется в течение жизни.
Существует также ряд теорий, которые объединяют в себе элементы обеих групп. Некоторые из них включают в себя теории социальных ролей, систем и др.
Каждая теория личности имеет свои преимущества и недостатки. Однако все они помогают лучше понимать природу личности и ее развитие.
4. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА
«Семья – это кристалл общества». Это высказывание принадлежит Виктору Гюго. Самое главное, что есть у человека – это семья. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. В социологической науке понятие семьи рассматривается одновременно как социальная группа и как социальный институт. Семья является древним социальным институтом. С изменением эпох и типов обществ менялись правила существования семьи, но никогда не изменяется социальная необходимость семьи. Семья выполняет ряд общественных функций. Наиболее важными из них являются репродуктивная и воспитательная, так как первая отвечает за продолжение человеческого рода. А вторая сопряжена с формированием личности. Общественная ценность семьи состоит в духовном воспроизводстве жизни, то есть в воспитании детей. Воспитание – это большой ежедневный труд, и физический, и умственный. В семье ребёнок учится вести себя по правилам, оказывать помощь по дому, заботиться о родителях. Главное средство воспитания – личный пример родителей. Царит ли в семье любовь, понимание, забота, нравственная оценка поступков? Жизнь каждой семьи даёт ответы на эти вопросы. Здоровье нового поколения тем крепче, чем больше в семье любви и понимания. К другим функциям семьи относят хозяйственную, эмоциональную, социально-статусную, первичного социального контроля и рекреационную.
Семья - ячейка общества. Её состояние обусловлено общественным развитием. Современная семья переживает изменения в связи с глобальными процессами индустриализации и урбанизации. Резко изменилось положение женщины в семье в современном обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются их интересы. В семье происходит переход от патриархального типа к партнёрскому. Здесь происходит совместное ведение супругами домашнего хозяйства и воспитание детей. Быт организуется при участии всех её членов. Урбанизация ослабила связи между родственниками. В современной России больше нуклеарных семей, а расширенные семьи разрушаются. Значительное внимание уделяется материальному обеспечению детей, чем духовному развитию. Взрослые мало общаются с детьми. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьёзным конкурентом семейным интересам. Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. В России установлены денежные пособия, учреждены выплаты материнского капитала, введены особые льготы.
В повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их нужд. Учёные изучают быт с разных аспектов. По данным одного исследования ведение домашнего хозяйства у женщин отнимает 40% процентов времени. Данные исследования показывают, что среди молодых пар растёт число мужей, которые готовят обед, гуляют с детьми, закупают продукты. Это говорит о тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. Однако, продолжительность домашнего труда женщин несравненно выше. Лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной техники. В городах развиты учреждения бытового обслуживания. В широком смысле быт – внепроизводственная область повседневной жизни, связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека и этноса. Частично перекладывается на сферу общественных услуг приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды. В каждой семье дом значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Это отношения между людьми, живущими в нём. Дом – это особая сфера культуры. Это надежда и опора, защита каждого человека.