Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология км 3 Ибрагимова Елизавета Ринатовна группа иэ6521.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, конфликтологическая социология исследует роль конфликтов в формировании социальной структуры общества. Конфликты могут приводить к изменениям в социальной структуре, например, к образованию новых социальных групп или к изменению статуса уже существующих групп.
Таким образом, конфликтологическая линия в социологии является важным направлением, которое помогает лучше понимать социальные конфликты и находить способы их разрешения.
10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Советская социология, как наука, развивалась в условиях тоталитарного режима и имела свои особенности.
Во-первых, советская социология была частью государственной идеологии и служила интересам партии и государства. Это означало, что социологические исследования проводились по заказу государства и были направлены на поддержку его политики.
Во-вторых, советская социология имела ограниченные возможности для независимой научной работы и критики. Контроль над наукой был очень сильным, и любые отклонения от официальной идеологии могли привести к серьезным последствиям для ученых.
В-третьих, советская социология уделяла большое внимание социальным проблемам, связанным с развитием экономики и культуры. Она изучала социальные классы, отношения между работниками и начальниками, а также роль культуры в формировании общественного сознания.
Таким образом, советская социология развивалась в рамках тоталитаризма и была ограничена идеологическими рамками. Однако она внесла значительный вклад в изучение социальных проблем и развитие социальной науки в целом.
11. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Общество – это в первую очередь совместная жизнь большого количества людей, которые активно взаимодействуют между собой с целью удовлетворить свои жизненно необходимые потребности. В результате между ними формируется определенный тип отношений, затрагивающих средства и способы удовлетворения потребностей, основываясь на существующих условиях жизни.
Признаки общества:
общество – это общность, объединение людей, которые наделены волей и сознанием; общество – объединение людей, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы удовлетворить значимые для каждого из них потребности. общество выступает результатом таких потребностей;
общество – устойчивое и постоянное взаимодействие между индивидами, объединенными объективно сложившимся всеобщим интересом и порожденными им едиными социальными целями.
Публичная власть, представленная законодательными, исполнительными, судебными органами, а также нормами права, способными обеспечивать упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, а также защищают население от внешней угрозы.
Общество является социокультурной системой. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в едином обществе невозможны без общей системы ценностей, который назван культура.
Иными словами, общество представляет устойчивое саморазвивающееся объединение людей, которые связаны между собой общими интересами и взаимодействующие между собой на основании общеобязательных норм и ценностей с целью удовлетворить индивидуальные потребности.
Социальная реальность – это сфера бытия человека, то есть действительность, которая была сотворена человеком на основании преобразования им природы и включения в нее предметов и свойств социального содержательного функционирования.
Социальная реальность рассматривается в качестве двух групп социальных факторов:
социальные структуры; социальные институты.
При этом внимание акцентируется на природе и взаимодействии людей. Так, Дюркгейм считал, что социальные факты характеризуются рядом специфических свойств, представленных образцами мыслей, действий и чувствований, которые могут существовать вне индивида и имеющие принудительную силу, в связи с чем, человек вынужден их присвоить. При этом он выделял морфологические факты из которых выстраивается «материальный субстрат» общества, а также духовные, нематериальные факты, так называемые коллективные представления, которые в совокупности составляют коллективные или общие сознания.
Реализм и номинализм
Разнообразные концепции определения природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках таких концепций как реализм и номинализм.
Представители реализма уверены, что общество и отдельные его институты выступают в качестве самостоятельной реальности, не сводимой только к взаимодействию отдельных индивидов.
Представители номинализма уверены, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что такая реальность характерна только для отдельных индивидов.
Иными словами, социальная реальность создается при социальном взаимодействии между субъектами, являясь результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном пространстве. Она может быть зафиксирована в человеческом поведении, а также в характере их ценностных ориентаций, формах организации жизни и ролевого поведения. То есть социальной реальности свойственны и субъективные (оценочные) и объективные, материализованные показатели, такие как разделение труда, национальные и демографические общности.
Обобщенным показателем социальной реальности выступает культура, подразумевающая систему ценностей, социальных жизненных норм, образцов поведения, язык, характер коммуникаций, обычаи и традиции, материальную культуру и пр.
Социальная структура общества
В обществе взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Они могут быть представлены относительно устойчивыми и самостоятельными связями индивидов и социальными группами.
Понятие социальной структуры и социальной системы в социологии тесно взаимосвязаны. Социальная система – это сумма социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связях между собой и образуют некоторый целостный социальный объект. Отдельные процессы и явления выступают элементами системы.
Социальный состав – это набор элементов, из которых состоит данная структура.
Второй компонент – набор связей между этими элементами. Иными словами, понятие социальной структуры состоит из социального состава, или совокупности разных видов социальных общностей в качестве системообразующих социальных элементов общества, а с другой стороны – социальные связи составляющих элементов, которые отличаются широтой распространения их действия, значением их в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура общества подразумевает объективное подразделение общества на несколько отдельных слоев и групп, отличающихся социальным положением, отношением к средствам производства. Это устойчивая связь элементов внутри социальной системы. Основными элементами социальной структуры выступают социальные общности, представленные классами и классоподобными группами, этническими, профессиональными, социально-демографическими группами, социально-территориальными общностями (города, села, регионы). Каждый элемент также является сложной социальной системой, которой характерны подсистемы и связи. Социальной структурой общества отражаются особенности социальных отношений между классами, профессиональными, культурными, национально- этническими и демографическими группами, определяемыми местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.
12. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДСИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Подсистема общества - это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют систему. В каждой подсистеме существуют свои закономерности, функции, цели и задачи. Рассмотрим основные подсистемы общественной жизни:
1. Экономическая подсистема. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Цели этой подсистемы - обеспечить людей материальными благами, создать рабочие места, обеспечить экономический рост и развитие.
2. Политическая подсистема. Эта подсистема включает в себя государственные органы, политические партии, выборы, законодательство, органы власти и управления. Цель политической подсистемы - обеспечение безопасности, стабильности и порядка в обществе.
3. Социальная подсистема. Она состоит из социальных групп, классов, слоев населения, семей, социальных институтов (образование, здравоохранение, культура, религия), а также социальных отношений между ними. Цель социальной подсистемы - поддержание стабильности и гармонии в обществе, обеспечение социальных гарантий и прав граждан.
4. Духовная подсистема. Это подсистема, которая включает в себя науку, религию, искусство, культуру, мораль, идеологию. Цель духовной подсистемы - формирование мировоззрения, нравственных ценностей и идеалов, а также развитие интеллектуального и культурного потенциала общества.
5. Правовая подсистема. Ее целью является обеспечение защиты прав и свобод граждан, а также установление правовых норм и законов, регулирующих общественную жизнь.
Каждая из этих подсистем имеет свои особенности и выполняет определенные функции в обществе. Они взаимодействуют друг с другом, обеспечивая стабильность и развитие общества в целом.
13. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Общество – это реальность, существующая независимо от сознания, естественный исторический результат взаимоотношений людей.
Общество – форма организации жизнедеятельности людей.
Важнейшими признаками общества являются наличие территории и социального пространства, где развиваются отношения между людьми, и способность налаживать и сохранять взаимодействия людей. Общество – не механическая совокупность людей, а их объединение, устойчивое и достаточно тесное взаимодействие этих людей, это одна из самых крупных абстракций, применяемых для обозначения объединения людей, формальной организации их отношений, места их осуществления. Т. е. это понятие во-первых,
широко по охвату и абстрактно по характеру; во-вторых, обозначает явление сложное, многослойное; в-третьих, носит исторически изменчивый характер и должно охватывать все этапы развития.
Начиная с мыслителей Древней Греции, понятие «общество» обозначает в науке очень сложное и противоречивое явление. Платон, например, практически не различал общество, государство и поселение людей. В них силой, обеспечивающей связь между людьми являются стражи, воины. Аристотель считал главным признаком общества отношения господства и подчинения в каждой форме объединения людей (семья, община, город, государство, общество). Эти отношения – следствие природных качеств людей. Но он выделяет в семье и общине особенность – отношение дружбы как высший вид общения, ориентированный на благо дружащих, хотя есть утилитарная дружба – для пользы, удовольствия. Такой подход говорит уже о попытках к разведению понятий общества и государства.
В последующей науке общество рассматривалось как естественное состояние человека и как искусственное образование, смыкавшееся с государством.
Идеологом такого подхода стал английский ученый Т. Гоббс (1588–1679), он хотя и исходил из тождества общества и государства, но подчеркивал, что естественное состояние людей – война всех против всех. Спасение из него – мирный общественный договор, гарантом соблюдения которого является государство.
Современник Гоббса А. Шефтсбери (1671–1713), наоборот, считал, что человек – существо общественное. Общество – естественное состояние людей, а согласие между ними – естественное состояние общества.
Эти два подхода к пониманию общества были главными в науке XVII–XVIII вв. Первый разделял Д. Локк, второй – Мандевиль, А. Смит, Д. Юм.
А. Смит видел общество упорядоченным состоянием людей, основанным на справедливости, согласии и исполнении обещаний. Все в нем приобретается посредством труда. Общество – трудовой, меновой союз людей, связанных разделением труда, где каждый индивид, работая на себя, работает на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
И. Кант говорил, что общество – сложная конструкция, автомат, обеспечивающий существование людей как целого, независимо от государственной власти. ОРТ в истории человечества – продукт искусственный, но функционирует для людей естественно, независимо от их целей.