Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология км 3 Ибрагимова Елизавета Ринатовна группа иэ6521.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А. Смит, анализируя следствия ОРТ, отмечал, что оно отрицательно сказывается на антропологическом состоянии, повреждает общую нравственность, односторонне используя человека.

Выход ученые увидели в просветительстве. Ж.Ж. Руссо считал, что общество – морально-политическое единство, выражающее общую волю.

А. Сен-Симон утверждал, что общество – ассоциация, где каждый член вносит соответственно своему месту реальный вклад в общее целое. Он сравнивал общество с промышленным предприятием, а не государством.

О. Конт синтезировал многие предшествующие ему идеи об обществе. Общество, по его мнению, нуждается в государстве как одной из функций для предотвращения распада частей в условиях ОРТ с помощью разделяемых всеми идей.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Главной характеристикой общества считал социальную солидарность, причем первый ее тип – механическую – естественной, а второй – органическую – моральной.

Первому типу соответствует общество как организованная совокупность верований и чувств, общих для всех, проявляющаяся в коллективном труде. Второму типу – общество как система различных специфических функций людей, соединенных определенными отношениями. Общество – всеохватывающая реальность, обладающая самоценностью и определяющая все остальные ценности. ОРТ обеспечивает человеку уникальное место в обществе, хотя возможны и сбои – аномия, ведущая к девиации. Смыслообразующим элементом общества является социальный факт – всякий способ, оказывающий на индивида внешнее влияние – принуждение.

С точки зрения К. Маркса, общество – исторически развивающаяся совокупность социальных отношений как непосредственных выражений устойчивых связей между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

М. Вебер считал общество взаимодействием людей, являющимся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий.

Крупный ученый ХХ в. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

В наиболее полном виде признаки общества выделил американский социолог Э. Шилз (родился в 1911 г.).

Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

               Оно не является частью какой-либо более крупной системы.


               Браки заключаются между представителями данного объединения.

               Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

               Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

               У него собственное название и собственная история.

               Оно обладает собственной системой управления.

               Объединение существует дальше средней продолжительность жизни отдельного индивида.

               Его сплачивает общая система ценностей – культура.

               Ну и, наконец, последнее, всеобъемлющее современное определение общества.

Итак, общество – исторически сложившаяся совокупность людей с определенными формами взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самопроизводством и самодостаточностью, саморегулированием и саморазвитием, созданием своей системы ценностей и норм, на основе которых и осуществляются взаимосвязи и взаимодействия.


14. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собою упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, социальных слоев, положений и отношений между ними. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе общества.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, беспорядочного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет устойчивость и стабильность общества как целостной системы. Социальная структура характеризует общество не просто как сумму индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а как целостную систему, как такую общность, которая порождает новое, интегральное, системное качество. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Социальная структура – это анатомия общества, его объективно обусловленная дифференциация, деление на большие и малые социальные общности людей, которые отличаются положением, местом и ролью в системе социальных отношений.

Структура общества отражает определенный способ связи и взаимодействия индивидов.

Основой социальной структуры является социальная общность (группа). Выступая в качестве форм социального взаимодействия, социальные группы и общности представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.

При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий “социальная общность” и “социальная группа” рассматривают социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие определяют социальную группу как малую социальную общность.

При этом социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Для социальных общностей обычно характерны бесструктурность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава.


Социальная общность (группа) – относительно устойчивая, исторически сформированная совокупность людей, объединенных на основе общих социально значимых признаков.

Виды социальных общностей (групп):

- по естественно-природным признакам: социально-территориальные (жители города и жители села), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т. д.), социально-этнические (род, племя, народность, нации, этнос и т. д.);

- по признаку вертикального расслоения общества: социально-классовые (рабочие, служащие, предприниматели, интеллигенция, имущие и неимущие классы, управляющие и управляемые),

- по сферам жизнедеятельности общества и общественных отношений: экономические, социально-политические, правовые и духовно-культурные (профессиональные группы).

Характерные черты социальных общностей (групп):

1. Фиксируют социальные отличия между отдельными группами людей в процессе разделения труда и их результатов (имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, стиля жизни).

2. Формируются социальные общности (группы) из представителей разных групп в зависимости от их положения и роли в общественной жизни, на основе общих социальных интересов.

3. Интересы социальных общностей (групп) являются проявлением интегрированных, общих интересов индивидов, которые принадлежат к этим группам.

4. Социальные общности (группы) традиционно делят на малые социальные группы (характеризуются непосредственным (прямым) контактом, общением между людьми “лицом к лицу”) и большие социальные группы (прямой контакт нарушается и взаимодействие осуществляется через посредников). Становятся необходимыми социальные институты (экономические, политические, культурные).

Институализация - это организационное закрепление структурно-функциональных свойств общественной системы, это определенные средства регулирования жизнедеятельности во всех сферах социальной действительности. Мы говорим об институтах власти, институте семьи, образования, церкви и т. д.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно-значимые функции.

Виды социальных институтов: экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов:


1. Устойчивая организованная форма деятельности людей (постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений).

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями и связями с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты упорядочивают поведение людей через четкое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников связей, регламентацию и контроль этих взаимодействий.

4. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией.

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей членов общества. Предпосылкой оформления социальных институтов является возникновение потребностей, для удовлетворения которых требуются соответствующие условия и совместно организованные действия.

Основные функции социальных институтов:

  1. Определение, закрепление и воспроизводство связей и отношений.

  2. Регулятивная функция (упорядочивание взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм, образцов поведения).

  3. Интегративная функция (процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп).

  4. Коммуникативная функция (личное взаимодействие и обмен информацией).

  5. Транслирующая функция (передача социального опыта, который позволяет усваивать соответствующие ценности, нормы, образцы поведения).

По оценкам П. Сорокина, социальные институты осуществляют, прежде всего, социальную циркуляцию членов общества (армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и политические партии, профессиональные организации, организации по созданию материальных ценностей, семья и др.), а также обусловливают механизмы социального тестирования, отбора и распределения людей в различных социальных стратах.

В рамках деятельности экономических институтов социологическая наука акцентирует основное внимание на анализе формирования и реализации социальных потребностей, интересов и целей, особенностях ролевого поведения, оценке эффективности различных социальных механизмов, возникающих в экономической сфере, специфике общественного сознания на различных уровнях экономического развития.

При изучении социологией политических социальных институтоврассматриваются, прежде всего, социальные последствия деятельности различных политических организаций, всей системы политической власти. В частности, исследуются процессы становления и оформления политических потребностей, оценивается социальная эффективность деятельности непосредственных субъектов политической власти, характер взаимоотношения властных институций и рядовых граждан, ведется поиск оптимальных моделей упорядочивания политических конфликтов с использованием потенциала социологической науки и т.д. Возрастает также потребность в использовании социологического инструментария для прогнозирования тенденций развития политических процессов.