Файл: Реферат по философии Основные направления в философии Студент Архипов В. С. Группа зосд201.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особый интерес представляет учение Платона о государстве. Согласно Платону, государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача - самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; его определенная этикой политическая цель - совершенный человек идеального государства. В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей:
в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества;
добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства (извне - отражая нападение врагов, внутри государства - при помощи охраны законов);
наконец, правители, добродетелью которых является мудрость, определяют законодательство и управляют государством.
Попытка Платона осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу.
Платоновскую социальную утопию подвергли критике А.Ф. Лосев в Истории античной эстетики и К. Поппер в работе Открытое общество и его враги. Первый том работы Поппера почти целиком посвящен критическому анализу платоновского идеального государства (написано в 1939 - 1943 гг.). Оба автора критикуют Платона с позиций защиты жизни и достоинства личности.
Все произведения Платона, кроме писем, написаны в форме диалога. Важнейшие из них: Протагор (о единстве и поучительности добродетелей), Пир (об Эросе), Государство (о справедливости) и многие другие.
Выдающимися представителями объективного идеализма были Шеллинг и Гегель - представители немецкой классической философии.
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (родился: 27 января, 1775, Леонберг, Вюртемберг; умер: 20 августа, 1854, Бад-Рагац, Швейцария).
Примыкая к Канту, но, более всего, к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил (потенций), которая, в конце концов, трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души, проникающей собой все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений.
Однако, в отличие от неоплатонизма, Шеллинг развивает динамическое воззрение на природу. Сущность природы рассматривается им как противоборство полярных сил, образцом которого является магнит.
Согласно Шеллингу абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное.
В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим, царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет потенциями.
Эти потенции родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного развертывания.
Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. Последний период в его философском развитии по преимуществу мистический.
Представители немецкого классического идеализма, особенно Шеллинг и Гегель, разрабатывают диалектический метод, опираясь не столько на античные образцы, сколько на те принципы, которые были воздвигнуты в эпоху Возрождения в учениях Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Шеллинг и Гегель по-разному подошли к решению вопроса о возникновении многообразия из первоначального единства-тождества субъективного и объективного. Шеллинг рассматривал такое возникновение как некий творческий акт, который является предметом особого рода нерационального постижения - интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831). Не принял учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, напротив, утверждал, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие.
По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Абсолют - Бог - есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. Абсолютное знание, то есть философия, является поэтому самосознанием Бога в человеке; но сущность Бога - так как он является духом - есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления.
Система Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира, натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе в человеческом духе. В конце снова открывается логика - на этот раз совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся, тем не менее, по содержанию от первой.
Развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, таким образом, создает противоречие. Принцип диалектического развития - это движение, являющееся результатом противоречия.
Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного, на ступени являющегося сознания отрывается от своего бытия и становится в противоположность к нему, пока он, как духовная сущность, не познает свою собственную духовную субстанцию как идентичную со своим содержанием. Такую же эволюцию совершают образования объективного духа, то есть формы, созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность).
Здесь, так же, как и везде, третья ступень является центром обеих первых, относящихся друг к другу как антитезы.
В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы, ибо Бог есть единство субъективности и объективности (субъекта и субстанции). В искусстве это единство только созерцается, идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство представляется в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог и человек; только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель - возвышение конечной сущности к бесконечному. Это единение с божественным нусом есть мистическая цель гегелевской философии.
Наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Его основным произведением является труд Феноменология духа, написанный в 1807 году, а также ряд лекций по истории философии, эстетике, философии религии.
Субъективный идеализм
Идеализм, рассматривающий как первопричину всего существующего человеческое сознание, носит название субъективного идеализма. Основным и наиболее ярким представителем данного воззрения является Рене Декарт (1596 - 1650). Его называют отцом новой философии, так как он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума. Его философские размышления приводят к тому, что он в конце концов начинает во всем сомневаться: в традиционных мнениях и в истинности чувственного познания. Несомненным остается для него лишь факт сомнения как способа мышления. Сомневаюсь - значит, думаю, мыслю. Отсюда знаменитое декартовское cogito ergo sum - мыслю, следовательно, существую. Оно формулирует предельные основания достоверности знания, показывая, что доказать или опровергнуть существование чего-либо можно, только опираясь на факт мысли. Среди представлений, которыми располагает мышление, Декарт находит также идею Бога. Эту идею, утверждает он, я не мог дать себе сам, ибо она заключает в себе более совершенную реальность, чем та, на которую я могу сам претендовать; причиной этой идеи должен быть сам Бог; следовательно, идея Бога есть доказательство бытия Божия. Ясность и отчетливость идеи Бога, согласно Декарту, позволяет сделать вывод о том, что также и все другое, познаваемое мною ясно и отчетливо, является истинным.
У нас есть также ясное и отчетливое представление о протяженном телесном мире, следовательно, существует и этот мир (mundus), основным свойством которого является протяженность. Бог есть несозданная субстанция, мышление и протяженность суть созданные субстанции. Мышление и протяженность создают раздвоенность человека; он есть мыслящая субстанция (res cogitans). С точки зрения устройства своего мира, человек, как и прочие живые существа, есть машина. Материя состоит из мельчайших телец (corpuscula), которые различаются по форме и величине. Количество этих телец и количество движения в универсуме остаются неизменными.
Математика служит для Р. Декарта вдохновляющим образцом: она свидетельствует о естественном свете разума, в лучах которого высвечивается истина, доступная людям. По Декарту, знание должно обладать следующими свойствами: 1) не зависеть от людского произвола; говоря современным языком, быть объективным; 2) быть доступным для любого человека, наделенного нормальным человеческим умом; 3) его объективность и общепонятность должны основываться на необходимости, т.е. на строгой логичности, которую никто не в силах оспорить, не вступая в противоречие с самим собой.
Во времена Декарта науку, соответствующую этим принципам, еще только предстояло создать. Он не столько открыл некие истины, сколько определил строй современного мышления, в котором наука играет значительную роль.
По замечанию современного французского историка философии и науки А. Койре, Cogito… Декарта содержало больше сокровищ, чем он сознавал. Декарт апеллирует к разуму. Именно поэтому он рационалист. Разум - главное основание единства человеческого рода. Но его заслуга не только в этом. Он утверждает, что в поисках объективности знания следует стучаться к самому человеку, а не апеллировать к внешнему авторитету, силе, власти и т.д. Отнюдь не все может быть обосновано рационально; часто самые актуальные вопросы остаются вне пределов разумности.
Заключение
Итак, проблема отношения мышления к бытию актуальна и по сей день. Она является частью многоаспектной, большой проблемы мир - человек. Ее различные варианты: бытие - мышление, материальное - идеальное, дух - природа, объективное - субъективное и т.п.
Дискуссии по этому вопросу не утихают на страницах журналов: Вопросы философии, Философские науки, Вестник МГУ: Философия и т.д.
Как было показано в реферате, в решении этой проблемы существуют два направления: материализм и идеализм.
Материализм исходит из принципа первичности материи по отношению к сознанию. Первичность материи означает, что она есть абсолютное начало, существующее вне сознания. Все существующее в мире - это или материя, или ее свойства. Вторичность сознания означает, что оно возникает на определенном уровне развития материи и является ее свойством. Различают следующие формы материализма: материализм древних мыслителей, метафизический материализм XVI - XVIII вв; диалектический и исторический материализм, а также некоторые другие.
Идеализм исходит из первичности сознания и вторичности материи. Различают две основные формы идеализма: объективный и субъективный в зависимости от того, какое сознание принимается за первооснову мира. Объективный идеализм за первооснову мира принимает безличное объективно существующее духовное начало, превращающееся в формы внешнего мира, природу, человеческую историю. Это начало называют абсолютным духом, абсолютной идеей, мировой волей, мировым разумом и т.д. В отличие от него, субъективный идеализм исходит из первичности сознания отдельного человека, субъекта.
Из выше сказанного следует, что альтернативное решение основного вопроса философии теоретически предопределяет поляризацию философии на материализм и идеализм как два основных направления. Основной вопрос философии определяет общие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, выступая и основным вопросом гносеологии; существенным образом влияет на понимание общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства и т.д.
Основной вопрос философии - это не только теоретический, но и практический вопрос об отношении мировоззрения, принципов деятельности к объективной реальности. Он требует четкого ответа: на что ориентироваться человеку в своей практической деятельности, какова та первооснова мира, опираясь на которую, человек может преобразовывать этот мир в целях удовлетворения своих потребностей и интересов.
Список литературы
-
Антология мировой философии. - М., 1970. Т. 2. - 681 с. -
.Антология современной философии. Хрестоматия/ составители В.И. Чуешов, О.И. Чеснокова, 1998. - 704 с. -
.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч.1/ под общ. ред. И.Т. Фролова.-М.: Политиздат, 1989. - 367с. -
.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч.2 Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др.-М.: Политиздат, 1989. - 639 с. -
.Великие мыслители Запада. М.: КРОН ПРЕСС, 1999. - 656 с. -
.Дерюгин С.В. Основной вопрос философии: вариант решения проблемы// Философские науки, 91 - №1. -
.История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута - М.: Мысль, 1991.-590 с. -
.История философии. Запад - Россия - Восток. Т. 1,2. - М.: Греко-латинский кабинет, 1996.