Файл: I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 Фольклорная сказка и её жанровые признаки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60
2.3.1,
2.3.2,
2.3.3,
2.4.2
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Чему учит эта сказка?
- Молодцы, сегодня вы все хорошо поработали.
- Оцените ваше настроение на этом уроке, подняв вверх смайлики, лежащие у вас на парте.
XI. Домаш- нее задание
2.4.1
- Ребята, дома подготовьтесь к творческому пересказу от лица лисы.
Записывают домашнее задание в дневники
2.3. Использование элементов проектной деятельности при
постановке кукольного спектакля
Для укрепления у детей желания читать и изучать сказки, а также для развития их творческих способностей нами была организована проектная деятельность по сказке «Теремок».
Методический паспорт учебного проекта.
Название проекта – Театр кукол.
Название учебного учреждения: МБОУ СОШ №18.
Год разработки: 2017.
Опыт использования - в одном классе.
Учебный предмет, в рамках которого проводиться работа по проекту: литературное чтение.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: технология, ИЗО.
Класс – 2.
Количество участников – 30 учащихся.
Тип проекта по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий.
2.3.1,
2.3.2,
2.3.3,
2.4.2
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Чему учит эта сказка?
- Молодцы, сегодня вы все хорошо поработали.
- Оцените ваше настроение на этом уроке, подняв вверх смайлики, лежащие у вас на парте.
XI. Домаш- нее задание
2.4.1
- Ребята, дома подготовьтесь к творческому пересказу от лица лисы.
Записывают домашнее задание в дневники
2.3. Использование элементов проектной деятельности при
постановке кукольного спектакля
Для укрепления у детей желания читать и изучать сказки, а также для развития их творческих способностей нами была организована проектная деятельность по сказке «Теремок».
Методический паспорт учебного проекта.
Название проекта – Театр кукол.
Название учебного учреждения: МБОУ СОШ №18.
Год разработки: 2017.
Опыт использования - в одном классе.
Учебный предмет, в рамках которого проводиться работа по проекту: литературное чтение.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: технология, ИЗО.
Класс – 2.
Количество участников – 30 учащихся.
Тип проекта по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий.
61
Характер координации – скрытый.
Время работы: краткосрочный.
Актуальность проекта: Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Изучение персонажей сказок и работа по их изготовлению помогут детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.
Проблемная ситуация: Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость. Дети с удовольствием смотрят мультфильмы или читают сказки. Но есть и много других способов показать сказки. Например, кукольный спектакль. Но может ли он достаточно полно передать характер сказочных персонажей? Что надо узнать и сделать, чтобы это стало возможным?
Проблема проекта: можно ли, используя перчаточные куклы, поставить спектакль по сказке, передающий характер каждого героя и особенности их поведения.
Цель проекта - Создание театра кукол своими руками и организация театральной постановки, которая раскроет характер сказочных героев.
Задачи проекта:
62
Узнать об истории театра кукол;
Узнать, какие бывают куклы;
Выбрать сказку для театральной постановки;
Проанализировать сказку;
Выделить героев сказки и собрать о них информацию;
Написать сценарий для кукольного спектакля;
Выбрать наиболее подходящий вид кукол;
Разработать и сделать кукол и декорации для кукольного спектакля;
Показать кукольный спектакль.
Проанализировать и обобщить полученные данные
Цели обучения, развития, воспитания:
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие познавательных процессов.
Выработка необходимых навыков в трудных ситуациях.
Сплоченность и развитие детского коллектива.
Установление добрых отношений в группах.
Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Режим работы (организационная форма) - Внеурочный
Форма организации детей - Коллективная, индивидуально-групповая
Сфера применения результатов – Литературоведческая
Методы исследования:
Анализ литературы, Интернет-ресурсов;
Моделирование;
Описание, обобщение полученной информации.
Используемые технологии – Театрализация
Необходимое оборудование:
Компьютер
Материалы для кукол и декораций
Учебно-методическое оснащение:
63
УМК Школа России Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Го- рецкий 2 класс.
Авдеев А.
Происхождение театра. Элементы театра в первобыт- нообщинном строе. [2]
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. [31]
Греф А. «Техника театра кукол». [8]
Форма продуктов проектной деятельности: Представление кукольного спектакля перед учащимися 1х классов и родителями. Защита проекта
(выступление с презентацией итогов выполнения проекта) перед жюри.
Вид презентации: инсценирующий
Этапы работы над проектом.
1 этап - Выделение и постановка проблемы.На этом этапе после прочтения сказки «Репка» и просмотра фрагмента кукольного спектакля по этой сказке школьники выделяют проблему (используется приём «Мозговой штурм»). Они должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы.Учитель мотивирует учеников к выполнению проекта, косвенно помогает с постановкой и выбором проблемы проекта.
2 этап – Выдвижение идеи по решению проблемы (приём «Мировое кафе»). Учащиеся разделились на пять групп за столом. Методом «Жеребьёвки» одна группа была выбрана «Хозяином стола». После этого каждая группа (кроме группы, избранной «Хозяином стола») придумывала возможные идеи для решения поставленной проблемы и записывала на листах бумаги. Затем группы обменялись своими листками с предложенными идеями, обсудили их и выбрали лучшую – поставить свой кукольный спектакль по сказке и затем узнать мнение зрителей.
3 этап – Планирование хода работы над проектом (приём «Заготовок»).
Учитель даёт учащимся подсказки к этапам, по которым дети коллективно составляют план выполнения проекта. Подсказки:
1. Что мне известно о кукольном спектакле? Что необходимо узнать?
64
2. Какие бывают куклы в театре?
3. Что мне необходимо узнать о сказке, о её героях, чтобы показать их характер зрителям?
4. Что необходимо для показа кукольного спектакля? Какие материалы можно использовать?
План, составленный учащимися:
1. Узнать, об истории театра кукол;
2. Узнать, какие бывают куклы;
3. Выбрать сказку для театральной постановки;
4. Проанализировать сказку;
5. Выделить героев сказки и собрать о них информацию;
6. Написать сценарий для кукольного спектакля;
7. Выбрать наиболее подходящий вид кукол;
8. Разработать и сделать кукол и декорации для кукольного спектакля;
9. Показать кукольный спектакль;
10. Проанализировать и обобщить полученные данные.
4 этап – Процесс работы над проектом.Была выбрана сказка «Теремок», так как именно её учащиеся проходили на данный момент по учебной программе.Класс разделился на 5 групп, которые взяли себе определённые задания:
1 группа - Историки: 1 подгруппа - Узнать, об истории создания кукол, виды кукол. 2 подгруппа - Найти историю создания сказки. Символизм образа животных в сказке, черты характера данных животных в русских народных сказках. Сделать презентацию и выступить перед классом с докладом и презентацией.
2 группа - Режиссёры: Обдумать содержание сказки, проанализировать его и переработать в сценарий.
3 группа – Мастера кукольных дел: выбрать наиболее подходящий вид кукол, найти, как их шить. Подобрать материал. Изготовить кукол.
65
4 группа - Декораторы: Узнать, какие декорации необходимы для кукольного спектакля. Придумать и сделать декорации.
5 группа - Кукловоды: Разучивание ролей и разыгрывание сказки при помощи кукол.
Учитель обсуждает цели и план работы с каждой группой, следит за качественным и правильным выполнением работы, помогает при необходимости.
5 этап – Подготовка к защите. Проходит репетиция кукольного спектакля, вносятся необходимые коррективы.
6 этап – Защита проекта. На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед родителями, учащимися, педагогами школы. После этого жюри
(родители) даёт оценивает показанный спектакль по заранее данным им критериям.
Критерии оценки спектакля (за каждый пункт ставится от 0 до 2 баллов: 0
– отсутствие данного критерия, 1 – соответствие критерию полное, 2 – полное соответствие заданному критерию):
Согласованность действий, слаженность работы всего коллектива.
Артистизм и выразительность выступления.
Раскрытие образов героев.
Передача характера персонажей.
Соответствие оформления (декорации, куклы, освещение).
7 Этап – Подведение итогов проекта. На данном этапе были проанализированы результаты спектакля (оценка жюри по критериям). По результатам анализа можно сделать выводы, что коллектив работал слажено и согласовано, детям удалось соответствующе оформить сцену и изготовить кукол, также им удалось достаточно полно передать характер персонажей.
Особенно полно получилось передать характер персонажа – медведь. После этого прошло награждение детей грамотами и призами.
Результаты проекта:
66
- Дети узнали много нового о сказке «Теремок»: характер персонажей, историю изменения сюжета сказки и персонажей.
- В процессе ознакомления со сказкой активизировался словарь, обогатилась связная речь (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей).
- Ознакомление со сказкой способствовало развитию продуктивной и читательской деятельности.
- У детей появился интерес к играм, драматизациям и чтению сказок.
- Обогатился опыт детей в области инсценирования, постановки кукольных спектаклей.
- Дети стали добрее, получили положительные эмоции, развивалось чувство взаимопомощи, дружеское отношение друг к другу через работу в группах.
- Дети вместе с родителями приняли активное участие в подготовке костюмов к спектаклю по сказке «Теремок», помогли эстетично оформить имп- ровизированную сцену.
Вывод:
Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами, и учениками. Она позволяет раскрывать творческие способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике. При работе над сказкой использование проектной деятельности необходимо.
По результатам проекта можно сделать вывод, что дети сумели передать характер персонажей.
67
2.4. Итоги апробации. Выводы
Для проверки уровня знаний, достигнутого детьми в процессе знакомства со сказками, в конце февраля с детьми было проведено занятие в форме викторины. Задания были похожими, но некоторые были усложнены. Например:
Конкурс 3.
Игра «Одна буква» [3].
Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» —
Айболит, «Б» — Буратино, … «Я» — Яга.
Конкурс 4.
«Сыграйте сказку» [32].
Детям раздаются конверты. В конвертах маски сказочных героев.
Учащиеся должны вспомнить героев сказок и проиграть сценку из сказки. а) Курочка Ряба; б) Лиса и Волк в) Маша и Медведь.
Конкурс 7.
Ответьте на вопросы:
1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?
2. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?
3. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?
4. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?
5. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?
6. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?
7. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?
8. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?
68
9. Как у стариков появилась дочка Снегурочка? [3]
Остальные конкурсы были похожи, только были даны другие русские народные сказки и герои.
По итогам викторины можно сделать следующие выводы: дети знают большее количество русских народных сказок, героев почти не путают, легко вспоминают сказку по значимому фрагменту из неё, правильно называют сказки по иллюстрациям, легко продолжают часто встречающиеся фразы из сказок, лучше стали понимать общий смысл сказки, научились подготавливать и представлять перед публикой кукольные спектакли, мотивация к чтению и изучению сказок у детей заметно повысилась. Ошибок в викторине допущено меньше. Результаты повторного среза представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты апробации.
Команды
Фамилия
№ вопросов
(в конкурсе)
№ конкурса
1 2 3 4 5 6 7 8
I кома нд а
1. Гайворонская А.
1
+ + + + +
+
2. Евстифеев А.
2
+ + + +
3. Живаев Е.
3
+ + + + -
4. Казённова К.
4
+
+
+
-
5. Кириллов К.
5
+
- +
6. Липилина А.
6
-
+
+
7. Метальников Н.
7
- + -
8. Родионова В.
8
+
9. Смолякова А.
9
+
+
10. Филькин С.
10
+
II кома нд а
1. Арюткин С.
1
+ + +
2. Волчков С.
2
+ + + +
+ +
3. Ежова А.
3
+ + + + +
+
4. Корнеев И.
4
+ +
+ + -
69
Продолжение таблицы 3.
5. Кузьмирова К.
5
+
+
-
+
6. Матвеев И.
6
-
+ + +
7. Морозова К.
7
+
-
-
-
8. Орлов К.
8
+
+
9. Пелых В.
9
-
10. Саратовцев Д .
10
III кома нд а
1. Божко М.
1
+ + + +
+
2. Боярова А.
2
+ + +
+
3. Жегалин Г.
3
+ +
-
4. Кабардин И.
4
+
-
5. Капитонова Е.
5
+
+ -
6. Карамышева А.
6
-
7. Лисушкин Д.
7
-
- +
8. Мордовина Б.
8
+
+
9. Пашнин С.
9
+ + +
10. Уланова А.
10
70
Представим результаты контрольной викторины в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
1 конкурс
2 конкурс
3 конкурс
4 конкурс
5 конкурс
6 конкурс
7 конкурс
8 конкурс
Процент ошибок в каждом конкурсе
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
1 конкурс 2 конкурс 3 конкурс 4 конкурс 5 конкурс 6 конкурс 7 конкурс 8 конкурс
Сравнение процента ошибок в каждом конкурсе
Контрольный срез
Констатирующий срез
71
На диаграмме 3 можно увидеть, что после апробации процент ошибок уменьшился. Число ошибок в 1, 5 и 6 конкурсах уменьшилось в 3 раза. В 8 конкурсе ошибок стало меньше почти в 2 раза. В 7 конкурсе изначально дети допускали мало ошибок, но нам удалось уменьшить их количество ещё на несколько процентов.
Также во 2 конкурсе дети называют больше русских народных сказок, а в
3 конкурсе называют героев, о которых раньше не знали или знали плохо. В 4 конкурсе дети уже не только могут правильно восстановить сказку, но и разыграть её (с масками).
Отсюда можно сделать вывод, что работа с учениками была проведена успешно, так как уровень познания сказок и мотивация к их изучению заметно увеличились.