Файл: I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 Фольклорная сказка и её жанровые признаки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В младшем школьном возрасте углубляется восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточен- ности на самом себе и поверить в то, что он внесёт значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
В данной работе была рассмотрена методика работы над сказкой в начальной школе.
Из данного исследования можно сделать вывод, что сказки имеют огром- ное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой искусства слова. Изучение сказок способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Изучение сказок способствует повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. От мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Методические умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
Эффективной формой работы со сказкой является проектная деятельность.
Она способствует развитию познавательной активности.

73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина, А.А. Детское иллюстрирование как один из приёмов работы над произведением/А.А. Абдуллина//Начальная школа. – 2008. - №4.
2. Авдеев, А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнооб- щинном строе/А.Д. Авдеев. – М.: Искусство, 1959. — 271с.
3. Алексеева, А.В. «Поляна сказок» — викторина для детей начальной школы [Электронный ресурс]/А.В. Алексеева. – Режим доступа: http://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-skazkam.html
4. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе/М.А. Андрианов - М.: Современное слово, 2003. - 280с.
5. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов/С.П. Белоку- рова. - М.: Академия, 2005. - 344с.
6. Вергелес, Г.И. Технологии обучения младших школьников: учебное пособие/Г.И. Вергелес, А.А. Денисова. – СПб.: Питер, 2017. – 256с.
7. Горький, А.М. Советская литература/А.М. Горький. - М., ГИХЛ, 1953.
– 343с.
8. Греф, А.Э. Театр кукол/А.Э. Греф. - М.: 1-я Образцовая тип., 2003. -
269с.
9. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Уроки слушания.
Методическое пособие/Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Графф, 2005. - 240с.
10. Каликина, Л.А. Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения/Л.А.Каликина. – Начальная школа плюс. – 2011 – №1. – С. 12-14.
11. Климанова, Л.Ф., Литературное чтение 1 - 4класс:
учебно-методичес- кое пособие/Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2016.
12. Кубасова, О.В. Литературное чтение 1 – 4 класс: учебно-методическое пособие/О.В. Кубасова. - М.: Ассоциация 21век, 2016.
13. Кубасова, О.В. Приём драматизации на уроках обучения грамоте/О.В.
Кубасова. - Начальная школа. – 1985. - № 4.


74
14. Кубасова, О.В. Приём драматизации на уроках чтения/О.В. Кубасова. -
Начальная школа. – 1995. - № 12. – С. 21 15. Лазарева, В.А. Литературное чтение. Методические рекомендации/В.А.
Лазарева. - М.: Педагогика, 2008. - 219с.
16. Лазарева, В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе/В.А. Лазарева. - Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 2-10.
17. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. - СПб.: Питер, 2001. - 428с.
18. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения). Учебное пособие/Л.Д. Мали – П.: Издательство ПГУ,
2014. – 183с.
19. Мали, Л.Д.Творческие работы на уроках литературного чтения/Л.Д.
Мали. - Начальная школа плюс До и После. –2010.–№7.–С.53-57.
20. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст/Е.И.
Матвеева. - М.: 2007. - 240с.
21. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов/Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,
2013.
- 106с.
22. Методика обучения литературе в начальной школе: учеб. для студентов высших учебных заведений/ [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева,
И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: 2010. – 288с.
23. Погребняк, Е.В. Решение проектных задач в начальной школе /Е.В.
Погребняк, Л.А. Черняева - Начальная школа. – 2017. - №2. – С.69-73.
24. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика /Я.А. Пономарёв.
– М.:
Наука, 1996. – 304с.
25. Пропп, В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки/В.Я. Пропп. - М.: Просвещение, 2008. - 274с.
26. Пропп, В.Я. Русская сказка/ В.Я. Пропп. - М.: Просвещение, 2000. -
321с.

75
27. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя
/Н.Н. Светловская. - Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
28. Сидоров, А. А. История оформления русской книги/А.А. Сидоров. - М.:
Дом печати, 1946. – 102с.
29. Сухомлинский,
А. И. Избр. пед. соч./А.И. Сухомлинский. - М.:
Педагогика, 1979. - Т. 1. - 183с.
30. Толоконникова, Д.Ю. Метод проектов на уроках в начальной школе
[Электронный ресурс]/Д.Ю. Толоконникова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/23/metod-proektov-na- urokakh-v-nachalnoy-shkole
31. Трифонова, Н.М. Кукольный театр своими руками/Н.М. Трифонова. –
М.: Рольф, 2001. – 185с.
32. Тулебаева, А.Б. Русские народные сказки [Электронный ресурс]/А.Б.
Тулебаева. – Режим доступа: https://infourok.ru/urokviktorina-po-literaturnomu- chteniyu-klass-russkie-narodnie-skazki-1039003.html
33.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования Российской федерации – М.:
2009. – 68с.
34. Филиппова, Л.В. Сказка как источник творчества детей/Л.В.
Филиппова, Ю.В. Филлипов, И.Н. Кольцова, А.М. Фирсова. - М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
35. Чуковский, К. И. От двух до пяти/К.И. Чуковский. — М.: Детская литература, 1963. — 226с.
36. Чуракова, Н.А. Литературное чтение 1 - 4 класс/Н.А. Чуракова, О.В.
Малаховская – М.: Академкнига, 2016.
37. Щеголева, И.М. Работа над текстом сказок на уроках литературного чтения[Электронный ресурс]/И.М. Щеголева. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/07/16/rabota-nad-tekstom-skazok- na-urokakh-literaturnogo-chteniya


76