Файл: I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 Фольклорная сказка и её жанровые признаки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51
помогают представить? Какой слышится ритм?
- Почему персонажи названы водоносами? На какие отдельные слова можно разделить это слово?
- Через что они проходили, идя домой?
- Где находится огород?
- Значит где были персонажи?
- Кто сидел под яблоней?
- Что случилось с зайкой?
- Что сперва сделали наши
«водоносы»?
- Что потом сделала бабка?
- Что сделала внучка?
- Зачем она это сделала?
- Что сделала курочка?
- Зачем она это сделала?
- Что сделала мышка?
- Что значит «схоронилась»?
Подберите синонимы.
- Каких животных увидела вместо зайки бабушка\ внучка\курочка\ мышка?
- А что сделал зайка?
- Кого он увидел?
- Было ли это всё на самом деле?
- А кого они увидели?
- Они носят воду.
- Через огород.
- Около дома.
- Почти дошли до дома.
- Зайка.
- Яблоко ударило зайку, и он прыгнул под ноги
«водоносам».
- Побросали вёдра и убежали домой.
- Упала на лавку.
- Спряталась за бабку?
- Надеялась, что бабка её защитит.
- Взлетела на печку.
- Решила, что на верху её не достанут.
- Под печку схоронилась.
- Спряталась, скрылась.
- Медведя\ волка\лису\кота.-
Тоже убежал и спрятался под кустиком.
- Четырёх охотников с собаками.
Отвечают на вопросы.

52
- Почему они увидели то, чего не было?
- Прочитайте последнее предложение.
- Как вы теперь понимаете название сказки?
- Подходит ли эта пословица к прочитанной нами сказке?
Почему?
- Обсудите с соседом по парте возможные причины страха героев.
IX. Твор- ческая интерп- ретация
1. Подго- товка к пересказу
1.1,
2.1.2,
2.2.1,
2.2.2,
2.2.3,
2.2.6,
2.3.3,
2.4.1,
2.4.2
- Ребята, сейчас мы будем готовиться к пересказу этой сказки по плану.
- На сколько частей можно разделить сказку?
- С какого предложения начинается первая часть?
- О чём в ней говорится?
- Каким тоном, в каком темпе надо её рассказывать?
- Прочитайте последнее предложение этой части.
- Как можно озаглавить первую часть?
- Прочитайте первое и последнее предложение второй части.
- О чём в ней говорится?
- В каком темпе и какой интонацией надо читать эту часть? Где начинает меняться интонация? Какой она становится? Какие слова помогли вам понять это?
- Как можно озаглавить вторую часть?
- Прочитайте первое и последнее предложение третьей части.
- О чём в ней говорится?
- Слушают учителя.
- На 3 части.
Отвечают на вопросы.
- Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.
Читают и отвечают на вопросы учителя.
- Пошли водоносы за водой.
Читают и отвечают на вопросы.
- Вёдра бросили и побежали домой.


53
- Как будет меняться темп и интонация в этой части?
- Как надо прочитать слова бабушки\внучки\курочки\мышки
\зайки? Прочитайте.
- Как озаглавим эту часть?
На доске появляется план сказки.
2. Перес- каз сказки
1.4, 2.4.1 - Кто готов попробовать пересказать сказку по записанному нами плану?
Пересказывают 2-3 человека.
X. Подве- дение итогов урока
2.1.2,
2.2.4,
2.2.6,
2.3.1,
2.3.2,
2.3.3,
2.4.2
- С какой сказкой мы познакомились на уроке?
- Понравилась ли вам сказка?
Чем?
- Чему учит эта сказка?
- Молодцы, сегодня вы все хорошо поработали.
- Оцените ваше настроение на этом уроке, подняв вверх смайлики, лежащие у вас на парте.
- Слушают учителя, отвечают на вопросы.
XI.
Домашнее задание
2.4.1
- Ребята, дома подготовьтесь к выразительному пересказу этой сказки.
Записывают домашнее задание в дневники.
Технологическая карта урока на тему: Русская народная сказка
«Лиса и журавль»
Учебный предмет
Литературное чтение
Класс
2
Цели урока
Образовательная задача: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль», учить бегло, выразительно и правильно читать текст.
Тип урока
Открытие новых знаний
Планируемый результат
1.Предметный:
1.1. Учить бегло, выразительно и правильно читать текст.
1.2. Расширять словарный запас.
1.3. Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного; анализ содержания текста; понимание авторского замысла.
2.Метапредметный
2.1. Личностный
2.1.1 Воспитывать любовь к чтению книг
2.1.2 Сотрудничать
2.2. Познавательные
2.2.1 Работать и извлекать информацию из учебников
2.2.2 Ориентироваться в тексте
2.2.3 Отделять главное от второстепенного
2.2.4 Обобщать

54
1.4 Учить творческому пересказу сказки от лица литературного персонажа.
2.2.5 Анализировать текст для выявления его идеи.
2.2.6 Осознанное построение речевого высказывания
2.3. Регулятивные
2.3.1 Высказывать своё предположение по пройденному материалу
2.3.2 Умение оценивать результат своей деятельности
2.3.3 Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
2.4. Коммуникативные
2.4.1 Умение слышать и слушать других
2.4.2 Участвовать в диалоге
Организация пространства
Форма работы
Ресурсы
Фронтальная, индивидуальная
Интерактивная доска, книга «Русские народные сказки».
Технология обучения
Этапы урока Форми- руемые умения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организа- ционный
2.3.6,
2.4.1
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Слушают учителя, готовятся к уроку.
II. Актуали- зация прежних знаний
1.1, 2.1.2,
2.4.1
- Какую сказку мы с вами читали на прошлом уроке?
- Какой новый вид народной сказки мы с вами узнали?
- Какие другие виды сказок вам уже известны?
- Чем сказки о животных отличаются от бытовых и волшебных?
- Лиса и тетерев.
- Сказки о животных.
- Волшебные и бытовые.
- Герои этих сказок – животные, но они говорят на человеческом языке, и их поведение похоже на человеческие. В этих


55
сказках нет волшебства.
III. Подго- товка к чтению
2.1.1,
2.1.2,
2.2.1,
2.2.6,
2.3.1,
2.3.3,
2.4.1,
2.4.2
- Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой о животных.
- Чтобы узнать, о каких животных будет эта сказка отгадайте загадки:
На доске появляются загадки.
1.Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
На доске появляется изображение лисы.
2) Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
На доске появляется изображение журавля.
- Верно, наша сказка так и называется «Лиса и журавль». Посмотрите внимательно на них – эти животные герои нашей сказки.
- Какой вы представляете себе лису? Как она выглядит?
- Какой у неё может быть характер?
- Какое у неё будет поведение?
- А теперь рассмотрите внимательно журавля.
- Как он выглядит?
- Слушают учителя.
- Лиса.
- Журавль.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.

56
- Какой у него может быть характер?
- Как он будет себя вести?
- Как вы думаете о чём может быть эта сказка?
- Что могут делать лиса и журавль?
- Давайте проверим наши предположения.
IV. Первое чтение текста
1.1, 2.4.1
- Учитель выразительно читает сказку
Внимательно слушают и следят по тексту учебника.
V. Проверка впечатлений
1.2, 1.3,
2.1.2,
2.2.1,
2.2.6,
2.3.3,
2.4.1,
2.4.2,
-Вам понравилась сказка?
Чем?
- Какие чувства вы испытали при слушании сказки?
-Верны ли оказались наши предположения?
– Кто из героев сказки вам понравился больше всего?
Почему?
- Как вы поняли выражение: «несолоно хлебавши»
- Как вы поняли пословицу: «Как аукнулось, так и откликнулось».
- Какие ещё пословицы подойдут к этой сказке?
- Посмотрите, на доске даны пословицы. Какие из них подойдут к этой сказке и почему?
1. Каков гость, таково ему и угощение.
2. Друзья познаются в беде.
3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4. На что и звать, коли нечего дать.
5. Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Слушают учителя.
- Отвечают на вопросы.
- Не добившись желаемого.
- Как ты отнесёшься к другим, так и они отнесутся к тебе.
Подбирают пословицы
Выбирают пословицы из списка и объясняют почему.

57
6. Не потчуй меня тем, чего я не ем.
- Почему остальные пословицы не подошли? О чём они?
- О дружбе, труде.
Словарная работа
1.2, 2.4.1
- Значение каких слов и выражений вам неизвестно?
- Давайте их объясним.
На доске даны слова: вздумала, куманёк, потчует, стряпала, не обессудь, взяла досада.
- Какие из этих слов вам знакомы?
Учитель объясняет детям незнакомые слова и выражения.
Слушают учителя.
Пытаются объяснить значение слов и выражений.
VI. Физ- культминут- ка
2.3.3,
2.4.1
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Слушают учителя, повторяют движения
VII. Повтор- ное чтение
1.1
- А теперь повторно прочитаем текст в полголоса
Читают текст.
VIII. Анализ сказки
1.1, 1.3,
2.1.1,
2.1.2,
2.2.1,
2.2.2,
2.2.3,
2.2.5,
2.2.6,
2.3.1,
2.3.3,
2.4.1,
2.4.2
- С чего начинается сказка?
- Могли ли по-настоящему подружиться лиса и журавль? Почему вы так считаете?
- Как вы думаете почему лиса решила угостить журавля?
- Какое угощение она ему приготовила?
- Почему журавль стучал по тарелке, а в рот ничего не попадало?
Отвечают на вопросы.


58
- Знала ли об этом лиса?
- Зачем она так сделала?
- Как вы думаете понял ли журавль хитрость лисы?
- Обиделся ли журавль на лису?
- Он сказал об этом лисе?
- А что он сказал?
Прочитайте.
- Что сделал журавль, чтобы проучить лису?
- Как это его характеризует?
- Почему она ушла
«несолоно хлебавши»?
- А на что надеялась лиса?
- Почему дружба между лисой и журавлём не заладилась?
- Что бы вы посоветовали сделать нашим героям, чтобы они подружились?
- Как надо вести себя с друзьями?
IX. Творчес- кая интерпрета- ция
1. Поста- новка творческой задачи
1.1, 1.3,
1.4, 2.1.2,
2.2.1,
2.2.2,
2.2.3,
2.2.6,
2.3.3,
2.4.1,
2.4.2
- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем пересказать эту сказку от лица литературного персонажа.
- Но сначала давайте вспомним, что значит пересказать текст от лица литературного персонажа.
Учитель помогает детям вспомнить всё о творческом пересказе.
- От лица какого персонажа можно пересказать текст?
Детям больше всего понравился журавль, поэтому, скорее всего, именно его они выберут.
Слушают учителя.
Объясняют, что значит пересказать сказку от лица литературного персонажа.
Выбирают журавля.

59
2. Перечиты- вание текста под углом зрения поставлен- ной задачи
1.1, 1.4,
2.4.1
- Ребята, что мы оставим в тексте нетронутым?
Прочитайте.
- Что необходимо изменить? Прочитайте в уже изменённом виде.
- А что можно выкинуть?
Прочитайте.
- Почему вы решили, что это можно выкинуть?
Дети с помощью учителя изменяют сказку.
Отвечают на вопросы учителя.
3. Структу- рирование материала
1.1, 1.4,
2.4.1
- Давайте составим план, по которому вы будете пересказывать сказку.
Примерный план:
1) Мы с лисой подружились.
2) Лиса пригласила меня в гости на угощение.
3) Лиса обманула меня.
4) Я пригласил лису к себе в гости.
5) Я решил проучить лису, налив окрошку в кувшин с узким горлышком.
6) Лиса пришла ко мне.
7) Я хорошо поел пока лиса пыталась достать окрошку из кувшина.
8) Лиса ушла «Несолоно хлебавши».
9) Дружба у нас не заладилась.
Участвуют в составлении плана к пересказу.
4. Творчес- кий пересказ
1.4, 2.4.1
Учащиеся пересказывают сказку по плану от лица журавля.
5. Анализ и оценка
2.3.2,
2.3.3,
2.4.1,
2.4.2
Учитель и класс проводят анализ качества пересказа, на его основе ставятся оценки.
X. Подведе- ние итогов урока
2.1.2,
2.2.4,
2.2.6,
- С какой сказкой мы познакомились на уроке?
- Слушают учителя, отвечают на вопросы.


1   2   3   4