Файл: I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 Фольклорная сказка и её жанровые признаки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
характеристики приписывались животным на основе традиционного виденья этих животных.
Сюжет этих сказок чаще всего основан на реальных ситуациях, только вместо людей здесь выступают животные. Персонажи изображаются очень красочно, а их описание чаще всего комично, поэтому дети такие сказки воспринимаются детьми реально, но при этом у ребёнка возникают только хорошие и приятные ассоциации. Ведь во всех этих сказках добро побеждает зло.
Главной задачей таких сказок является высмеивание плохих поступков и черт характера персонажей. Также дети учатся проявлять сострадание к слабым и обиженным.
В) Бытовые сказки.
От волшебной сказки бытовая отличается тем, что в ней события происходят в реальности, они близки к повседневной жизни.
Чаще всего в бытовых сказках показаны отношения между разными социальными классами. Основная идея таких сказок – разоблачить лицемерие более высоких классов.
Отрицательные персонажи бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, пан. Им свойственна жадность, равнодушие, лицемерие, бездельничество.
Положительные герои - бывалые солдаты, бедные батраки. Они описываются добрыми, смелыми, мудрыми, ловкими людьми. Добро здесь также всегда побеждает зло.
Бытовые сказки воспитывают детей и дают им много знаний о быте народа, истории. Эти сказки дают ребёнку нравственное воспитание, в них заключена мудрость народа.
Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

14
Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость, формировать читательский интерес у младших школьников.
1.2. Методика работы над сказкой в начальной школе
Сказка обладает огромной воспитательной и познавательной значимостью, особенно для детей младшего школьного возраста. Для многих детей она является любимым жанром. И не случайно в программу начальной школы включено много разных сказок.
Каждая сказка по-своему индивидуальна, своеобразна и неповторима. При работе с ней (чтение детьми, чтение учителем, разные виды пересказа и др.) учителю надо показать детям её особенности, совместно приходить к морали сказки, её осмыслению детьми.
Рекомендации по организации работы со сказкой на уроке литературного чтения:
1. Часто до начала чтения сказки учитель проводит с детьми подготови- тельную работу (беседу) (учитель может спросить о видах сказок, о сказках, которые уже прочитаны детьми; также может провести выставку книг со сказками). Например, перед прочтение сказки о животных учитель может провести беседу о животных, их повадка, показать картинки и фотографии с этими животными.
2. Обычно, в первый раз сказку читает учитель, но лучше её рассказывать.
3. Над сказкой работа ведётся также, как и над реалистическим рассказом, то есть учитель не объясняет детям, что такого в реальной жизни нет, что в сказке всё вымышлено.
4. У сказочных персонажей обычно есть одна или несколько характерные черты, которое раскрываются в их действиях. Поэтому сказка может использоваться для составления развёрнутых характеристик героев.


15
5. Поучительная и воспитательная направленность сказки очень сильна, поэтому после прочтения сказки дети сами должны прийти к выводу о основной мысли и морали сказки.
6. Особенность народной сказки в том, что она создавалась для устной передачи от одного человека другому. Поэтому надо стараться выразительно пересказать текст сказки, как можно ближе к оригиналу. Для подготовки к выразительному пересказу можно воспользоваться приёмом «Чтение произведения по ролям с предварительным словесным описанием портретов персонажей и обсуждение интонации» [4, с.151]. Этот приём поможет развить у детей речь, воображение и творческие способности.
7. Также сказку можно использовать для обучения детей составлению разных планов, потому что в ней чётко выделены части плана (сцены), а заголовки можно найти прямо в тексте сказки. Например, для учащихся 1-2 классов можно предложить картинный план, который дети с удовольствием рисуют.
8. При прочтении и пересказе сказки можно использовать такие приёмы драматизации: а) Кукольный спектакль. б) Постановка «живых картин» к сказке. в) Развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами, репетициями [2, с.151].
9. Необходимо выделить особенности композиции сказки. Лучше всего будет, если дети сами смогут это сделать в процессе элементарного наблюдения.
Это повысит осознанное восприятие сказки. Так, в 1-2 классах дети могут заметить, что приём троекратного повтора помогает более лёгкому запоминанию сказки [15, с. 41-42].
10. Не говорить детям, что такого не может быть в жизни.
11. Обязательно использовать проблемные вопросы.
12. Стараться не переводить мораль сказки на социальные взаимоотно- шения.

16
13. Язык в сказке должен быть простым и выразительным, а пересказ как можно ближе к тексту.
14. Можно давать пересказывать по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но дети должны при этом пользоваться речевыми особенностями сказок (зачин, повторы, концовка).
15. Необходимо проводить «чтение в лицах», кукольные выступления и другие приёмы драматизации.
16. Можно выписывать на доске особенно яркие выражения, трудные определения, которые помогут детям при пересказе.
17. Особенно надо обращать внимание на интонацию и ясность выражения при чтении или пересказе [16, с. 4].
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
- подготовка детей к восприятию сказки;
- чтение сказки;
- обмен мнением о прочитанном;
- чтение сказки по частям и их разбор;
- подготовка к рассказыванию;
- обобщающая беседа;
- подведение итогов;
- домашнее задание [9, с. 54].
При чтении сказок необходимо особенно уделять внимание интонации.
Неправильная интонация делает сказку неинтересной, скучной, серой.
Правильная интонация помогает увлечь детей, создаёт «сказочный мир» в воображении ребёнка. Рассказчик должен не просто читать сказку, как некий текст, он должен передать чувства героев через акцент, задумчивость, смысловое ударение.
Приёмов работы со сказкой очень много. Они направлены на благотворное влияние художественного текста на формирование личности ребёнка. Учитель может использовать эти приёмы при беседе о сказке: может задавать вопросы,


17
давать разные задания, после прочтения сказки. Например, можно задать такие вопросы и предложить задания:
1. Охарактеризуйте персонажа (характер персонажа должен быть ярко выражен).
2. Объясните, по какой причине произошло событие… .
3. Расскажите, над чем смеётся народ.
4. Прочитайте то, что помогло вам определить данную особенность персонажа.
5. Укажите, в чём различие повторов. Объясните их значение.
6. Установите различия между тем, что говорят персонажи и что они делают. Дайте нравственную оценку этим различиям.
7. Есть ли в сказке поговорки, пословицы и другие фольклорные жанры, если есть, то прочитайте.
8. Какой герой вам больше понравился? Почему? (можно среди разных сказок).
9. Объясните, почему в сказках появляются значимые имена. Всегда ли они определяют главное в героях?
10. Учитель может задавать вопросы, которые помогают детям увидеть взаимосвязь человека с природой, миром, показывающие ему важность дружбы, благодарности и т.п.
11. Также он может при помощи вопросов активизировать память детей, заставить его вспомнить ранее пройденное, провести аналогии.
12. Может попросить подобрать к определённому слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
13. Задавать вопросы, которые помогут установить причинно- следственные связи между событиями, поясняющими, почему произошло то или иное явление.
14. Объясните, кого и почему осуждает народ, а кому и за что благодарен.
15. Задавать "открытые" вопросы: что вы можете сказать о …
16. Беседовать о том, что есть поучительного в сказке.

18
17. Объясните, как описано в сказке прекрасное и безобразное.
18. Расскажите, как и почему у героя изменился характер.
19. Проводить сравнения, аналогии, сопоставления (чем одна сказка похожа на другую, чем отличаются).
20. Какие ценности народа и понятия о справедливости описаны в сказке.
1.3. Народная сказка в современных хрестоматиях по литературному
чтению
Часто урок чтения по изучению сказки проходит однопланово, не учитываются особенности этого жанра. Из-за этого дети не могут полностью проникнуться содержанием сказки, не находят в ней нравственный и социальный смысл. Они видят только фабулу, которая соотносится у них с реальностью.
Все особенности сказки осмысливаются детьми тогда, когда учитель опирается на жанровую специфику и формирует у детей все самые важные умения, необходимые для роста учеников в области познания литературы.
Мы проанализировали современные хрестоматии с точки зрения их насыщенности народными сказками и представили результаты в таблице 1.
Таблица 1.
УМК
(автор)
Класс, часть
Название сказки (стр.)
УМК
Школа
России
Автор:
Климанова,
Горецкий
[11].
1 класс Теремок
Рукавичка
Гуси-лебеди
2 класс
1 часть
Петушок и бобовое зёрнышко (32)
У страха глаза велики (35)
Лиса и тетерев (39)
Лиса и журавль (42)


19
Продолжение таблицы 1.
Каша из топора (44)
Гуси-лебеди (48)
Два мороза (198)
2 класс
2 часть нет
3 класс
1 часть
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (22)
Иван-царевич и серый волк (28)
Сивка-бурка (40)
3 класс
2 часть нет
4 класс нет
УМК
Гармония
Автор:
Кубасова
[12].
1 класс Пузырь, соломинка и лапоть (81)
Петушок и бобовое зёрнышко(83)
2 класс
1 часть
Лиса и журавль (46)
Самое дорогое (52)
Два мороза (59)
2 класс
2 часть
Заяц-хваста (51)
Мена (88)
Лисичка со скалочкой (145)
3 класс
1 часть
Кому горшок мыть
Как мужик гусей делил
Дочь-семилетка
Морской царь и Василиса Премудрая
3 класс
2 часть
Баба яга (30)
Падчерица и мачехина дочка (35)
3 класс
3 часть
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо (3)

20
Продолжение таблицы 1.
Подземные царства (108)
3 класс
4 часть
Пёрышко фениста-ясна сокола (53)
4 класс
1 часть
Всё у нас, слава Богу, хорошо! (7)
Пётр I и мужик (10)
Марья и ведьмы (30)
Василиса Прекрасная (34)
4 класс часть
2, 3 нет
УМК
Система
Занкова
Авторы:
Чуракова,
Свиридова
[36].
1 класс Кот и лиса (80)
Гуси-лебеди (86)
2 класс
1 часть
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (122)
Мужик и медведь (127)
Снегурочка (134)
2 класс
2 часть
У страха глаза велики (53)
Докучная сказка (95)
Мороз, Солнце и Ветер (97)
3 класс
1 часть
Хаврошечка (14)
Сивка-бурка (21)
Яичко (78)
3 класс
2 часть нет
4 класс
1 часть
Морской царь и Василиса Премудрая (8)
4 класс
2 часть нет

21
Проанализировав таблицу, мы увидели, что за все 4 класса начальной школы по литературному чтению в УМК Школа России изучается 13 русских народных сказок, в УМК Гармония – 21, в УМК Система Занкова – 12 русских народных сказок. Отсюда мы можем сделать вывод, что О.В. Кубасова уделяет больше внимания русским народным сказкам, чем другие авторы хрестоматий.
Кроме того, мы выяснили, что во всех представленных УМК даются однотипные задания к народным сказкам. Основными заданиями являются: прочитай, перескажи сказку (по плану, по иллюстрациям), прочитай сказку по ролям. Реже встречаются задания: проиллюстрируй сказку, составь план сказки.
1.4. Работа над жанровыми особенностями сказки
Рассмотрим литературоведческие основы сказки. В любой сказке есть свой уникальный «сказочный мир». Он обладает определённым объёмом, содержанием и специфическим оформлением. Под «объёмом» понимают численность частей и знаков в сказке. Под понятием «форма» имеют ввиду осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую .
Понятие «содержание» имеет признаки: предмет сюжета, специфическая фантастика; основные черты характера героев; описание пространства и временного промежутка, в котором происходят события [22].
Все эти признаки значительны не только как художественные особенности, но и в педагогическом плане. С их помощью дети лучше понимают и описывают «сказочный мир» [20, с. 89].
«Сказочный мир» - это придуманное неизвестное место, в котором время идёт то медленно, то быстро, здесь всё наполнено чудесами, которые невозможно логически объяснить.


22
Для лучшего понимания детьми «сказочного мира» учащиеся могут проводить самостоятельный поиск под руководством педагога.
По ходу этого поиска дети обобщают и углубляют свои знания о сказке как литературном жанре, о «сказочном мире». При этом необходимо, чтобы у них сложились следующие умения:
1. Умение замечать особенности начала сказки (зачин) и благополучное завершение для добрых персонажей;
2. Умение определять место и время происходящих событий.
3. Умение определять момент в сказке, после которого можно заметить изменение характера героев.
4. Умение характеризовать героев и их поведение.
5. Умение обнаруживать и правильно называть волшебных существ и волшебные предметы, находить их место и выполняемую роль в развитии сюжетной линии, определять, как они относятся к главным героям [34, с. 129-
130].
Чтобы сформировать эти умения надо так организовывать чтение сказки, чтобы учащиеся всё время пока проводится работа, пребывали в состоянии поисковой ситуации, читали текст сказки по абзацам, понимали происходящие в сказке события и поведение героев в той или иной ситуации.
До чтения сказки надо заинтересовать детей, чтобы они внимательно слушали и воспринимали сказку.
При первичном восприятии очень многое зависит от самого учителя. Он должен правильно изменять интонацию голоса и выдерживать паузу, когда это необходимо, использовать мимику и жесты.
После прочтения сказки можно попросить детей нарисовать эпизод из сказки, который им больше всего запомнился. Это задание покажет, что для детей оказалось наиболее интересным в сказке, привлекло их внимание.
Традиционно принято, что не надо выводить на обсуждение аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке всё говорит само за себя»

23
(В.Г.Белинский) [17, с.162-163]. Учащиеся должны сами понять основную идею сказок: добро торжествует над злом.
Уже после первого прочтения дети выражают симпатии или антипатии к героям сказки. Учитель при анализе сказок помогает заметить главные признаки этого жанра.
Например, для волшебной сказки главными признаками являются: особенность устройства места событий, существование двух миров, которые разделены определённой границей, переход главного героя через эту границу
«туда» и «обратно», перерождение главного героя в конце сказки.
Поэтому при прочтении детьми волшебной сказки полезным будет дать задание – нарисовать карту путешествия герой в этих двух мирах [15, с. 52].
Дети должны научиться различать сказочный сюжет и способ рассказывания, для этого нужно концентрировать их внимание при анализе сказки на формулах:
Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;
Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;
Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла [4, с. 46].
Анализировать содержание сказки можно по следующему алгоритму:
1. Тема сказки (о любви, о животных и др.). При этом обращается внимание на индивидуальность или схожесть сюжета по сравнению с другими сказками.
2. Анализ образов и героев. Выделяют главных и вспомогательных. Также героев разделяют на добрых и злых, на тех, кто помогает герою или наоборот, пытается ему помешать, ещё можно классифицировать героев по выполняемыми им функциями. Особенно внимательно рассматривают тех героев, которые выделены в сказке при помощи преувеличений, эмоциональной окраски и других средств. Обращается внимание на искажения и "выпадение образов".
3. Анализ препятствий, с которыми сталкивается главный герой или герои.
Их разделяют на внутренние и внешние. Под внутренними понимают проблемы