Файл: I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 Фольклорная сказка и её жанровые признаки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 3
Глава I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 1.1. Фольклорная сказка и её жанровые признаки .............................................. 6 1.2. Методика работы над сказкой в начальной школе .................................... 14 1.3. Народная сказка в современных хрестоматиях по литературному чтению
.............................................................................................................................. 18 1.4. Работа над жанровыми особенностями сказки ........................................... 21 1.5. Организация творческой деятельности детей на основе русских народных сказок ................................................................................................................... 24 1.6. Организация проектной деятельности в процессе работы с русской народной сказкой ................................................................................................ 31
Глава II. Система работы по формированию читательских интересов на основе народной сказки ......................................................................................................... 34 2.1. Изучение уровня знаний детей о народных сказках и интереса к их прочтению ........................................................................................................... 34 2.2. Апробация методических разработок на уроках и во внеурочной деятельности. ....................................................................................................... 41 2.3. Использование элементов проектной деятельности при постановке кукольного спектакля ......................................................................................... 60 2.4. Итоги апробации. Выводы ........................................................................... 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................... 73
3
ВВЕДЕНИЕ
Во ФГОС НОО подчёркивается роль русских народных сказок в развитии и воспитании ребёнка как личности, а также в его речевом развитии [33].
Эта тема, выбранная нами, актуальна, потому что русские народные сказки изучаются на протяжении всех 4 классов начальной школы.
Сказка, как известно, один из самых древних жанров народного творчества. Многие поколения учили и воспитывали детей при помощи сказок.
Сказка учит ребёнка жить, даёт ему веру в справедливость и победу добра над злом, делает его оптимистичным. За вымыслом и сказочной фабулой скрыты настоящие человеческие взаимоотношения. На их восприятии строится воспи- тательное значение сказки. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [29]. За сказочным сюжетом стоит реальный мир жизни народа – мир многокрасочный и огромный. В сказки вложен конкретный жизненный опыт народа, отражён повседневный быт.
Среди других жанров устного творчества (сказы, предания, легенды, былины и др.) сказке отведено особенное место. Её издавна считали не только наиболее распространённым жанром, но и очень любимым детьми разных возрастов. Сказки помогали в эстетическом и нравственном воспитании детей. В наше время сказки тоже применяются в обучении и воспитании детей, они широко представлены в программе школьного учебного предмета «Литератур- ное чтение». Например, уже в первом классе дети знакомятся с бытовыми, волшебными сказками и сказками о животных («Кот и лиса», «Каша из топора»,
«Теремок»).
Именно в сказках дети впервые встречаются с разнообразным и насыщенным событиями сюжетом, с храбрыми героями, которые преодолевают разные трудности, встающие у них на пути, и побеждают зло, а также со всем богатством поэтического языка русской народной сказки.
4
В.А. Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственно чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления» [35, с.22]. Благодаря сказкам учащиеся учатся сострадать, сопереживать и сорадоваться героям, учатся различать плохое и хорошее, добро и зло. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою» [35, с.22].
Из всего этого можно сделать вывод, что народные сказки важны для нравственного, эстетического, патриотического и трудового воспитания детей.
За вымыслом в сказке скрываются реальные отношения людей. Чтобы ребёнок всё это понял, учителю необходимо иметь глубокие познания в области литера- туроведения и осуществлять точный выбор методики работы с народной сказкой. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования:фольклорная сказка на уроках литературного чтения.
Предмет исследования:методические условия, обеспечивающие эффективную работу над сказкой в начальной школе.
Цель работы: уточнить методику работы над русской народной сказкой в начальной школе и выделить новые подходы к формированию читательских интересов детей.
Задачи, решающиеся для достижения цели:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, уточнить роль сказки в образовании и воспитании.
2. Выделить основные жанровые характеристики сказки.
3. Выделить наиболее эффективные методы и приёмы работы со сказкой.
4. Использовать элементы проектной деятельности на уроках и разработать технологические карты уроков по изучению сказок в начальной школе.
5. Апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.
6. Составить методические рекомендации по организации работы со сказкой.
5
Основные методы исследовательской работы: анализ психолого-педаго- гической, методической литературы по данной проблеме, косвенное и вклю- ченное наблюдение за учебным процессом, метод бесед с учениками, экспери- мент, сравнение.
6
Глава I. Теоретические основы изучения народных сказок в
начальных классах
1.1. Фольклорная сказка и её жанровые признаки
В словаре литературоведческих терминов Белокуровой С.П. сказка определяется как один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже в стихах, в котором речь идёт о вымышленных событиях, иногда фантастического характера [5, с. 344].
Сказка является одним из самых древних жанров устного народного творчества, это традиционный пример фольклора.
Сказка обучает человека жизни, делает его оптимистичным, даёт надежду на превосходство доброты и справедливости над злом. За нереальностью сказочного вымысла и сюжета кроются настоящие людские взаимоотношения, на что обратил внимание А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о
Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете» [7, с. 1].
Авторы большинства понятий определяют сказку как вид устного творчества с нереальным сюжетом. Родство с мифами и легендами, о котором говорит М.Л. Фон Франц, выводит сказку за границы обычного фантастического повествования [23, с. 274]. Сказка является не только поэтическим вымыслом или игрой человеческой фантазии; посредством содержания, языка, сюжета и образов в ней отображаются культурные особенности её автора или целого народа.
В русских народных сказках часто можно встретить эпитеты, метафоры.
Они меняют саму эмоциональную окраску («золоченая карета», «красное солнце», «ясный месяц», «могучие плечи»). Вместе с этим встречаются метафорические эпитеты («сахарные уста», «живая/мертвая вода») и постоянные эпитеты (добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец), а также фразеологизмы (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил;
7
ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…)
Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что делает их особенно напевными: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Часто встречаются в русских сказках краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; - и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди [17, с. 96].
Языку сказок характерно использование имен существительных и имен прилагательных с разными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: мал-еньк -ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Всё это создаёт плавность и напевность и эмоциональность изложения. Для такой же цели используют и разные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!) [17, с. 97].
Сказки показывают всё богатство речи народа. Использование разных оборотов речи помогает достигнуть особенной выразительности повествования.
Особая динамичность в сказках достигается использованием олицетворений. («Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают»).
Для того, чтобы показать эмоциональное состояние персонажей исполь- зуются междометья («Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»).
Также в русских народных сказках часто встречаются такие стилистических фигуры речи, как анафора (единоначатие), синтаксический параллелизм («Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван- царевич - полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка- квакушка...»), лексические повторы («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»), они придают рассказу особенную динамичность.
8
Можно заметить, что в сказках иногда предложения строятся без союзов, этим достигается эффект динамичности, быстроты происходящих действий или событий («Все гости переполошились, повскакали со своих мест», «Стали гости есть, пить, веселиться», «Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски»). Союзы не включаются в предложения для увеличения экспрессив- ности.
В репликах персонажей показаны характерные черты лексики разговорного стиля. Также можно встретить много устаревших слов, архаизмов
(горница), просторечий и разговорной лексики (тужить, кликать, пособить, мудреный, пляски, кособокий). Они представляют собой важнейший компонент лексики живой разговорной речи носителей литературного языка.
Использование просторечных слов даёт оттенок шутливости, иронии. Их используют в сказках как выразительные, экспрессивные синонимы слов нейтральной лексики.
В сказках любой нации общечеловеческие проблемы и идеи приобретают специфическое выражение.
В русских народных сказках показаны конкретные общественные взаимоотношения, представлены уклад жизни людей, его быт, мораль, убеждения, русский ум, показана особенность русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.
Смысловая установка русских традиционных сказок выражается в отображении борьбы обычных людей за лучшую будущую жизнь. Сказки передавались от одного поколения другому и были полны мечтами о жизни без господ и о свободе творческого труда. Поэтому сказка и понималась до нашего времени как живое искусство народа. Храня компоненты давно прошедшего, сказка не утратила связи с настоящим.
Принадлежность к эпическому роду указывает на такой признак, как повествовательность сюжета.
Сказка всегда интересна, необыкновенна, с чётко показанной идеей победы добра над злом, правдой над ложью, жизни над смертью; Действия в ней
9
доведены до конца, незавершенность и незаконченность не характерны сказочному сюжету.
Главный жанровый признак сказки - ее предназначение, то, что объединяет сказку «с нуждами общества». В русских сказках, какие имеют место в настоящее время, преобладает эстетическое значение. Оно определено особенным образом сказочного вымысла.
При понимании понятия «сказочный вымысел» важной становится проблема о специфике отображения сказкой реальности.
Издревле сказки были близки и понятны людям. Нереальность соединялась них с реальностью. Проживая в бедности, обычный народ мечтал о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке.
Сказка показывает действительность, отображает происшествия того времени, в котором она создавалась, но в сказочный сюжет все эти реальные факты переносятся не прямо, а завуалировано.
В сказочном образе реальности сходятся совершенно разные определения, соответствия и несоответствия реальности, что и составляет особую сказочную действительность.
У сказок есть и воспитательная функция, она является одним из её жанровых признаков.
Сказочный дидактизм виден во всей сказочной структуре, он достигает особенного впечатления явным противопоставлением добра и зла.
Постоянно побеждает моральная и общественная правда – это дидактический вывод, который сказка ясно показывает.
Как пример фольклора, сказка вобрала в себя все фольклорные признаки: коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества, является варьированием сказочного текста.
Человек, рассказывающий сказку часто придумывает новую версию сюжета.
В изменённой сказке остаётся такая же идея, система сюжета, могут повторяться общие мотивы начальной сказки, но в частных моментах они не похожи.
10
Идейно-художественная значимость каждой версии находится в зависимости от многочисленных факторов: от познания сказочных обычаев, от индивидуального навыка и отличительных черт эмоциональной стороны рассказывающего, от уровня его одарённости.
Одним из важнейших признаков сказки является особенность формы построения, особенность поэтики.
Композиция сказки:
1. Зачин. (В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…).
2. Основная часть.
3. Концовка. (Стали они поживать и добра наживать или Устроили они пир на весь мир…) [26, с. 29].
Сказки - одна из самых важных областей народного поэтического искусства, имеющая не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение [37].
Имеется возможность использовать образ совершенного героя, показанный в сказках, как главную цель воспитания, при этом данный образ различен: образ совершенной девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки)
[4, с. 14].
В народной сказке есть идеал, очень интересный и нравоучительный для ребёнка, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы стали основой сказок, которые создали такие выдающиеся писатели, как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов, К.И. Чуковский, их же используют и современные писатели, как отечественные, так и зарубежные [34, с. 36].
Большинство сказок убеждают в победе правды, в торжестве добра над злом. Оптимистичность сказок очень нравится детям и повышает воспитательную роль сказок.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет
11
увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания [7, с. 37-38].
Образность – это существенная отличительная черта сказок, которая упрощает их понимание ребёнком, неспособным еще к абстрактному мышлению
[35]. В героях как правило крайне красочно и наглядно представляются основ- ные особенности нрава, сближающие его с основными чертами характера, присущими данному народу: решимость, смелость, смекалистость и т.п. Данные особенности показываются и в действиях, происходящих в сказке, и по причине использования разных художественных средств, например, гиперболизации.
Образность часто дополняется шутливостью сказок. Умный преподаватель
– народ постарался сделать сказки ещё и как можно более интересными. Для этого использовалась не только яркая образность, но ещё и юмористичность. У многих народов существуют сказки, цель которых – рассмешить слушателя.
Все сказки принято делить на три группы: волшебные сказки, сказки о животных, и бытовые. а) Волшебные сказки.
Волшебная сказка – это художественное произведение, в котором описаны нереальные события с участием фантастических персонажей и предметов.
Основная идея – победа добра над злом.
Героем волшебной сказки, взаимодействующим с волшебными предметами и персонажами, оказывается обычный человек (Иван-царевич, Иван- дурак), не наделённый какими- либо сверхспособностями, но ему даются такие черты характера, как храбрость, бесстрашие, смекалистость, мудрость, знание что надо делать и говорить в определённые моменты. Герою сказки приходится бороться со злом, страдать, проходить испытания, в которых ему чаще всего помогают волшебные предметы (клубок, скатерть-самобранка, сапоги- скороходы, шапка-невидимка и др.) или персонажи (Баба-Яга, Серый волк,
Елена Прекрасная и др.), и в конце он всегда остаётся победителем, которому за
12
все пройденные испытания и муки достаётся награда (Царевна, богатые дары и др.).
В большинстве сказок в начале героя все принимают за дурака, он призираем другими, но потом, проходя испытания, он начинает возвышаться над остальными, становится лучше тех. кто пренебрегал им вначале.
Детям младшего школьного возраста особенно интересны волшебные сказки. Им интересны события, происходящие в сказках и чудесный вымысел.
Слушая или читая волшебные сказки, ребёнок оказывается в особенной атмосфере чудес и волшебства, адаптируется к ней. Он легко начинает понимать и принимать систему ценностей общества, отношения между людьми.
Постоянная победа добра над злом помогает ребёнку поверить в себя, обрести уверенность, что если он постарается, пройдёт все испытания, то у него обязательно получится достичь желаемого. Сказки также помогают ребёнку учиться различать добро и зло, совершать добрые и правильные поступки. С помощью сказок у ребёнка развивается воображение. Ребёнок часто ставит себя на место героя и проходит вместе с ним все приключения и испытания. На основе сюжета сказок ребёнок может сам придумать продолжение к знакомой сказке или на её основе придумать свою собственную.
В волшебных сказках встречается две группы персонажей: добрые и злые.
Обычно добрые герои побеждают злых. Волшебные сказки вызывают восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. б) Сказки о животных.
Главные герои сказок о животных — это дикие лесные звери. Но встречается много сказок и про домашних животных. Животные в таких сказках говорят на человеческом языке.
В русском фольклоре основными главными действующими персонажами всегда были: лиса и волк, заяц и медведь, собака и петух; коза и бык.
Лиса в сказках обычно коварна и хитра. Волк силён, но глуп и из-за этого проигрывает лисе. А вот у медведя неопределённые черты характера. Эти