Файл: Творчество наследие великого режиссёра Евгения Вахтангова как особое направление системы Станиславского.rtf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чувашской Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерство культуры по делам национальностей и архивного дела
Чувашской республики
Факультет исполнительского искусства
Кафедра актёрского мастерства и режиссуры
Специальность режиссура театрализованных представлений и праздников
Курсовая работа
по дисциплине: «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
на тему:
«Творчество наследие великого режиссёра Евгения Вахтангова
как особое направление системы Станиславского»
Выполнила: студентка 4 курса заочной
формы обучения направления подготовки
режиссура театрализованных представлений
и праздников - А. Н. Ананичева
Проверила: старший преподаватель
Д.В. Степанова
Чебоксары
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.«Искусство переживания». Работа актёра над собой 5
2.Вахтангов - преемник Станиславского 11
Глава II. Особенности творческого метода Е.Б. Вахтангова 18
1.Творческий режиссерский путь Евгения Вахтангова 18
2.«Фантастический реализм» Евгения Вахтангова 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ВВЕДЕНИЕ
По моему мнению, востребованность данного изыскания продиктована тем, что режиссёрское созидание Е.Б. Вахтангова зачастую относят к страте1 формалистов и даже разнят его с идеями Станиславского. Но так ли это? Давайте разбираться.
Постановки Вахтангова неизменно были правильными и жизненными, а система была канвой для этих трудов. Самый смак представляет для нас сам факт образования и становления индивидуального творческого способа Вахтангова, что складывался из спектаклей-экспериментов. Именно они, наполненные причудливостью и комичностью, приводят многих театроведов в заблуждение о творческой направленности Е.Б. Вахтангова, который говорил о том
, что всякие сценические приёмы могут послужить для правдивого реалистического искусства в театре. И Вахтангов это подтвердил, сделав своё подлинное направление, назвав его «фантастическим реализмом». Как мне кажется, востребованность данной темы изыскания обусловлена тем, что театр им. Вахтангова теперь вновь стал одним из первых по популярности в нашей стране. Важно знать созидание гениального режиссёра, который смог воспитать гениальных артистов и режиссёров, радующие своего зрителя прекрасными спектаклями на протяжении 92 лет.
О Евгении Вахтангове, его творчестве, работе писали его ученики и современники, такие как: Горчаков, который выпустил книгу «Режиссёрские уроки Вахтангова», где отражаются суть методов его преподавания в студии; Борис Захава, который назвал свою книгу «Современники» В ней он пишет подробно о принципах творчества маэстро, о работе в Художественном театре и Мансуровской студии. Вся жизнь Е.Б. Вахтангова хорошо рассказана в книге Х. Херсонского из цикла «Жизнь замечательных людей», которая называется «Вахтангов».
Объект исследования - русский театр первой четверти XX века
Предмет – знаменитое творчество Вахтангова.
Цель - изучить творческое наследие Вахтангова, как особое направление системы Станиславского, для достижения которой были поставлены следующие задачи:
-
охарактеризовать «систему» Станиславского; -
описать Вахтангова как ученика и педагога «системы» Станиславского; -
проследить отношение Вахтангова к принципам «системы» на протяжении творческого пути режиссёра; -
раскрыть понятие «фантастического реализма» как особого направления «системы» Станиславского.
Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи определили необходимость использования следующих методов:
-
ретроспективного анализа, используемого для раскрытия социокультурных предпосылок и особенности русского театра в первой четверти XX века; -
аналитического - для работы с источниками по проблеме исследования; -
описательного - для отражения материала, послужившего основой исследования; -
биографического - для раскрытия особенностей творческого метода Вахтангова;
Глава I. «Система» Станиславского как основа театрального реалистического искусства
- 1 2 3 4 5
«Искусство переживания». Работа актёра над собой
29 мая день памяти Евгения Вахтангова. Он умер в возрасте 39 лет, но оставил после себя столько, сколько иному долгожителю и не снилось… Учеников, ставших великими артистами и по его же школе воспитавших своих учеников. Театр, который стоит вот уже 100 лет, и ничего ему не делается, какие бы социальные вихри над ним ни веяли. Заветы, жизнеспособность которых только подтверждает время.
Что это был за человек? Каким знаком был отмечен? В чем его сила, пронзившая век?
В конце XIX века Станиславский и Немирович-Данченко хотели создать подлинно народный театр и заново построить театральное искусство, вывести его из глубокого кризиса бездарности. Они стремились создавать такие спектакли, которые помогли бы русскому театру «освободиться от заскорузлой сценической рутины литературных клише, вернуть сцене живую психологию и простую речь». Они хотели воспитать актеров нового типа, актеров, которые могли бы подняться в своем творчестве над всей косностью традиций сцены, «деспотических традиций, шаблонных и деревянных».
Из этого протеста, из горячего стремления сказать новое, давно ожидаемое всеми передовыми кругами русского общества слово в искусстве, и возник Московский Художественный театр. С первых же шагов он заявил себя театром демократическим, реалистическим, новаторским. Художественный театр открылся 14 октября 1898. Труппу Художественного театра составили лучшие ученики Немировича-Данченко и члены кружка Станиславского. Московский художественный театр, возникший в противовес театрам императорским, казенным и частнопредпринимательским, вошел в жизнь как великий новатор театрального искусства. Протестовавшие против старой манеры игры, ложного актерского пафоса, наигрыша, против «премьерства», руководители Художественного театра выдвинули перед актерами и совершенно новые творческие требования. Жизненная правда, искренность, глубина и полнота чувств — вот основа актерского творчества.
Для воплощения этих идей, для воспитания нового театра и новых актеров Станиславский много работал над теорией актерского мастерства, творческого метода, помогающего созданию на сцене жизненно правдивых образов. Новый метод, который был разработан Станиславским, постепенно стал называться «системой». Станиславский прошел большой путь в усовершенствовании своей «системы» - от лучших традиций русского реалистического искусства к искусству социалистического реализма. [7] Сам Станиславский в создании системы видел свою историческую миссию. Он и постановки свои рассматривал главным образом как лабораторные опыты: любая работа над ролью, любой спектакль был для него своего рода научным экспериментом. Работая над ним, он проверял, уточнял, доказывал и развивал те принципы, законы, методы и приемы, которые, накапливаясь, сложились постепенно в научно обоснованное практическое руководство по профессиональному воспитанию и творческой работе актера и режиссера.
«Система» воспитания актера в более узком смысле состоит из двух частей: первая часть охватывает работу актера над собой, вторая часть посвящена работе актера над ролью. Первая часть «системы» состоит в выработке соответствующей психотехники, помогающей актеру вызвать в себе правильное творческое самочувствие, а также в приёмах и навыках такой подготовки психофизического аппарата актёра, который позволяет наиболее точно передать внутреннюю жизнь персонажа. Вторая часть «системы» - работа актёра над ролью - указывает естественные пути перевоплощения актера в образ, учит своеобразной прививке души актера к душе образа, данного в пьесе. Таким образом, «система» Станиславского охватывает как вопросы воспитания актера, так и вопросы создания роли и спектакля в целом. [8]
Станиславский считал, что главная задача театра - заражать зрителя переживаниями актера. При этом, естественно, возник вопрос: как, каким образом добиться от актеров не фальшивых, а подлинных, не притворных, а искренних переживаний на сцене? Недаром то течение в театральном искусстве, которое возглавил Станиславский, он назвал «искусством переживания», противопоставив его «искусству представления», которое, с его точки зрения, подменяет подлинное переживание внешним его изображением, органическое превращает в механическое. Станиславский начал исследовать игру выдающихся актеров своего времени и одновременно изучал и те законы, которым подчиняется поведение человека в реальной жизни. Ведь главным инструментом в театральном искусстве служит актер - живой человек. [6]
Станиславскому удалось нащупать те естественные, органические условия в психофизическом состоянии артиста на сцене, которые благоприятствуют зарождению в нем требуемых по роли подлинных переживаний, живых и искренних чувств. В совокупности своей эти условия составляют то, что Станиславский называл правильным сценическим самочувствием артиста. Оказывается, что перенести это самочувствие из жизни на сцену, ничего при этом в нём, не изменив и ничего из него не утратив, дело далеко не простое. В результате своих наблюдений и опытов Станиславский определил, что самыми важными условиями этого правильного сценического самочувствия являются способности, которыми в жизни обладает почти каждый нормальный человек: во-первых, способность быть сосредоточенным на тех объектах, которые кажутся человеку (на сцене - образу) почему-либо особенно важными, - эта способность обеспечивает актёру то состояние на сцене, которое Станиславский назвал «публичным одиночеством»; во-вторых, способность освобождать свои мышцы от излишнего напряжения, дающая возможность актеру свободно распоряжаться своим телом на сцене; и, в-третьих, способность выполнять все свои действия на сцене так же убеждённо и серьёзно, как он стал бы выполнять их в реальной жизни. Последнее требование связано с активной деятельностью фантазии и воображения, призванных поставлять актёру нужные мотивировки (или, как выражался Станиславский, «оправдания») для всего, что он делает на сцене, - без этих мотивировок в актёре не может возникнуть та творческая вера в правду вымысла, которая служит источником его артистической наивности, являющейся в свою очередь одним из важнейших условий правильного самочувствия актёра. Итак: сосредоточенность, свобода тела, фантазия, оправдание, вера и наивность - таковы взаимосвязанные элементы правильного сценического самочувствия актёра, являющиеся в совокупности необходимым условием зарождения живого искреннего чувства на сцене.